Исследование страхов у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие страха в отечественной школе психологии 5
1.2. Феномен детских страхов. Причины и формы их проявления 10
1.3. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 16
Глава 2. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста 19
2.1. Выявление страхов у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

issledovfnie strachov.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Родители  нередко пренебрежительно относятся к подобным трудностям своих детей, саркастически высмеивают их. Это может привести к замкнутости, когда ребенок останется один на один с проблемой, что не способствует ее эффективному решению.

     Специалистам  известно немало причин, вызывающих страхи у детей. Бывает, что они оказываются незаметными для взрослых, но признаются детьми, например,  страхи наказания, крови, чрезвычайных ситуаций, потери родителей, а также различных вымышленных персонажей. Многие страхи, наоборот, отмечаются взрослыми, в то время как дети могут их отрицать, например, боязнь животных. Кроме того, существуют страхи, связанные с нежеланием столкнуться с отрицательной оценкой окружающих, к таковым можно отнести страх опоздания, боязнь сделать что-нибудь не так, отвечать у доски.

     Затяжные  конфликты дома, реальные опасные  ситуации  повышают тревожность ребенка и выливаются в большое количество различных страхов, либо в несколько очень устойчивых и сильных. Страхи, присущие родителям, передаются детям: если мама постоянно боится опоздать куда-то (на работу) и  соответственно выражает это своим поведением, то  боязнь опоздать в школу может оказаться привычным поводом для беспокойства ребенка. Существуют методики определения конкретных страхов, разработанные для использования специалистами. Родителям и близким взрослым важно создать открытые отношения с ребенком. С одной стороны, это позволит заметить проявления страха у  собственного ребенка и вывести его на откровенный разговор об этом, что уже само по себе может принести облегчение. С другой стороны, поддержка и ободрение помогают ребенку справиться со страхами и иначе взглянуть на их причину [11, с. 77].

     Подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу или ему напоминают окружающие. Но есть и "немые" страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями (страхи опоздания, животных и неожиданных звуков). Также есть и "невидимые" страхи, которые не замечаются родителями, но признаются детьми (страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств) [28, с. 155].

     Существуют методики определения конкретных страхов, разработанные для использования специалистами. Часто применяется анализ рисунков, продукты творческой детей, когда страхи проецируются бессознательно. Методика «Страхи в домиках» подходит в тех случаях, когда ребенок не любит рисовать. Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (в черный домик – страшные страхи, а в красный – не страшные). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

     После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

     Анализ  полученных результатов заключается  в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, у детей наблюдаются от 6 до 15 [9, с. 82].

     Таким образом, выявить страхи у детей  дошкольного возраста можно различными путями. О боязни говорит напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. О страхах детей знают родители, существуют также скрытые и невидимые страхи у детей, которые часто проецируются в рисунки, игры, рассказы. Существуют разработанные методики для определения количества и качества наличных страхов у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста

     При коррекции детских страхов можно предложить различные приемы взаимодействия с пугающим. Хорошие примеры  этого обнаруживаются в качественной детской литературе и кино. Так, в одном из фильмов о Гарри Поттере юные герои на уроке магии превращают пугающее их в смешное, тем самым, нейтрализуя страх – ужасный паук неуклюже падает, как только на всех его лапках оказываются одетыми ролики. Множество страшных сказок, порой шокирующих даже взрослых, несут детям информацию о том, чего стоит бояться, и рецепты разрешения этих ситуаций, рассказывая о находчивости и отваге героев.

     Хороший эффект дает проговаривание страхов, рисование  пугающих образов и придумывание сценариев их последующей «нейтрализации»  путем обездвиживания, уничтожения  и т.п. Можно найти образ невидимого защитника, который всегда находится рядом, либо некоего героя, с чьим поведением можно было бы себя ассоциировать в моменты испуга. Родитель может поделиться своим собственным положительным опытом преодоления страхов. Ребенку важно почувствовать себя победителем собственных слабостей, и родителям стоит поощрять его, хвалить даже за маленькие успехи – «а помнишь, как ты грозно приструнил  собаку!».

     Очень большую роль играет атмосфера внутри семьи. Напряженность, конфликты, неприязнь  и изоляция нередко становятся питательной почвой для развития страхов у детей.

     В современном мире немалую роль в формировании страхов играют СМИ. Функция страха у человека встроена в инстинкт самосохранения, мы как бы запоминаем потенциальные опасности, чтобы их избежать. Именно поэтому на плохое мы часто обращаем больше внимания, чем на хорошее. Поэтому не стоит позволять детям увлекаться просмотром фильмов ужасов, часами просиживать у телевизора за просмотром «кровавых» сериалов или сводок милицейской хроники. Дети очень впечатлительны и результатом может быть повышение их тревожности и появление и подпитывание различных страхов [26]. Опыт страха и в некотором смысле полезен, недаром многим детям так нравится «побояться» под фильм или книжку. Но при наличии сильных и навязчивых страхов родителям имеет смысл обратиться с ребенком к психологу. 

     Работа психолога по коррекции страхов у детей дошкольного возраста, направленная на:

     1. Повышение уверенности в себе (самооценки):

  • устранение внутреннего конфликта ребёнка;
  • расширение эмоционального опыта;
  • повышение самооценки;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом.

     2. Снятие страхов:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов;
  • формирование у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
  • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.

     3. Развитие коммуникативных навыков:

  • уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;
  • снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
  • развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
  • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать своё мнение [15].

     Современные методы и техники, используемые в  коррекционной работе с детскими страхами:

  1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  6. Арт – терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

     Работа по коррекции страхов у детей проводится в комплексе и включает три блока: 1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями. 3. Работа с педагогами.

     Работа  с педагогами

     В психологическом просвещении педагогов  значительное внимание должно уделяться, прежде всего, объяснению того, какое влияние может оказать страх как устойчивая черта личности на развитие ребёнка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко воспитатели склонны рассматривать страх скорее как позитивную особенность, формирующую у ребёнка чувство ответственности, восприимчивости и т. д.

     Работа  с педагогами предполагает их просвещение  в форме семинара, цель которого: познакомить педагогов с принципами игровой терапии – как одной  из форм коррекционной работы, её содержанием и значением для решения коррекционных задач. В работе с  воспитателями необходимо использовать консультирование по темам: «Что такое страх», «Детские страхи: норма и патология», «Виды страхов», «Выявление и снятие страхов». Цель консультаций - познакомить педагогов с разновидностью детских страхов, с играми и упражнениями на снятие страхов, повышение уверенности в себе: «Жмурки», «Баба-Яга», «Драка», «Маски», и др.

     Работа  с родителями

     Роль  родителей в психическом развитии ребёнка велика. Родители многое могут сделать для своего ребёнка по созданию для него ситуации эмоционального благополучия:

  • взрослые должны помнить об уважении к ребёнку;
  • понимание должно предшествовать советам и наставлениям; необходимо понимать ребёнка, понимать причину его трудностей, увидеть и понять его переживания;
  • любить и ценить ребёнка не за его успехи и достижения, а его самого, независимо от его успехов;
  • не сравнивать своего ребёнка с другими, подчеркивая его неудачи и удачи;
  • не требовать от ребёнка больше, чем он может;
  • похвала и одобрение придают уверенность ребёнку;
  • воздерживаться от различного рода запугиваний ребёнка;
  • сохранение собственного психического и эмоционального здоровья чрезвычайно важно.

     В работу с родителями детей, имеющими высокий уровень тревожности и страхов, может быть включено: родительское собрание, групповое и индивидуальное консультирование.

     Так, например, родительское собрание может  быть проведено по теме «Если ваш  малыш боится», в котором необходимо поднять обсуждение проблемы детских страхов, тревожности у детей. В повестку собрания могут быть включены вопросы:

     - Какие страхи могут возникнуть у ребёнка-дошкольника?

     - Анкетирование,  «Какие страхи есть у наших детей?»

     - Мини - анкеты для родителей  «Детские страхи»,

     - Беседа «Влияют ли состав семьи  и ссоры родителей на страхи у детей?», «Как помочь ребёнку избавиться от страхов и снизить тревожность?».

     Так же родителям могут быть предложены групповые консультации по темам: «Тревожные дети», «Не бойся, здесь никого нет», «Как помогать детям в преодолении страхов». «Повышение самооценки», цель которых настроить родителей на самостоятельную работу, приобретение знаний, умений в этом вопросе, донести до родителей информацию о том, как влияют детские страхи и тревожность на дальнейшее развитие ребёнка.

     Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные консультации по темам: «Ошибки семейного воспитания», «Типы семейного воспитания». Цель таких консультаций – показать влияние семьи и семейных отношений на психическое развитие детей.

     Работа  с детьми

     В структуре коррекционных занятий с детьми рекомендуется использовать:

  • упражнения на релаксацию и дыхание, цель этих упражнений улучшить ритмирование организма, развивать самоконтроль и произвольность.
  • игры и игровые ситуации с целью снятия тревожности, сюда входят парные упражнения, которые способствуют «расширению» открытости по отношению к партнёру, умению чувствовать и принимать его, а также групповые упражнения, которые дают навыки взаимодействия в коллективе и др.
  • игры на расслабление, они помогают создать атмосферу доверия, доброжелательности, открытого общения друг с другом и др. [20, с. 93].

     В качестве современного подхода в  устранении страхов в дошкольном возрасте может быть рассмотрен творческий метод и  гештальт-подход.

     В русле гештальт – подхода можно работать с проблемами страха, помогая ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности, творчески переработать конфликт и увидеть различные пути его решения. В работе со страхами используются традиционные техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, рисуночная, песочная терапия (sand-play), библиотерапия и психогимнастика.

Информация о работе Исследование страхов у детей дошкольного возраста