Исследование страхов у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования страхов у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие страха в отечественной школе психологии 5
1.2. Феномен детских страхов. Причины и формы их проявления 10
1.3. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 16
Глава 2. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста 19
2.1. Выявление страхов у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

issledovfnie strachov.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     По  устойчивости страх подразделяют на ситуативный и личностный (боязнь). Ситуативный страх возникает  как реакция на реальную угрозу в  конкретной ситуации. Например, если ребенок проходит мимо агрессивной собаки, у него может возникнуть страх перед ней, страх, что эта собака может напасть на него. Но если в другой раз ребенок будет проходить то место, где в прошлый раз была собака, но уже не будет бояться. Личностный страх (боязнь) - это устойчивое психическое состояние, эпизодическим проявлением которого является страх. То есть в ситуации, когда ребенок проходит по дороге, на которой в прошлый раз ему попалась агрессивная собака, даже при ее отсутствии будет бояться.

     Следующее основание для классификации  страхов – их отношение к инстинкту  самосохранения – следует пояснить. Здесь имеется в виду подразделение на природные и социальные страхи. Природные страхи напрямую относятся к инстинкту самосохранения, а социальные – косвенно. О природных и социальных страхах будет идти речь в отдельном пункте работы.

     Еще один критерий, на основе которого выделяются виды страха возрастная норма. Страхи бывают возрастные и патологические. Существуют возрастные нормы детских страхов. Например, в пять лет считается нормальным, естественным страх Бабы Яги, а в 14 лет – страх быть не принятым в коллективе. Если же подросток боится Бабы Яги, то здесь мы говорим о патологическом страхе. Так же к патологическим страхам относятся различные фобии. Если происходит фиксация на естественном для подростка страхе быть непримятым в коллективе, значит, естественный страх перерос в патологический. Самые распространенные патологические страхи – это навязчивые и сверхценные. Страхи, связанные с какими-либо идеями называются сверхценными. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом происходит фиксация, (идеи становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может). Большинство социальных страхов относится к числу сверхценных, например, боязнь отвечать у доски.

     Природные страхи преобладают на протяжении детства  вплоть до младшего школьного возраста. Самым распространенным является страх  смерти. В чистом виде этот страх  проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи, например, страх темноты.

     Социальный  страх возникает при реальной или мнимой угрозе социальному благополучию. Захаров определяет эти страхи следующим образом: «инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха» [7, с. 78]. Поясним это определение. Одинаковые страхи у разных детей могут относиться к разным видам, в зависимости от того, какая причина стоит за возникновением страха. Страх Бабы-Яги и Кощея Бессмертного может являться природным, если он сводится к страху смерти. Другими словами ребенок может бояться физической боли и смерти, которой угрожают эти персонажи. Если же за этим стоит страх наказания со стороны родителей, то он является скорее социальным, потому что связан со страхом, сделать что-то не так, как этого ожидают другие. В этом случае Баба-Яга символизирует образ матери, а Кощей Бессмертный – образ отца. Тоже самое можно сказать о страхе каких-то людей, животных и т. д.

     Природные и социальные страхи могут быть тесно  переплетены. А. И. Захаров пишет, что разделение страхов на природные и социальные весьма условно, тем не менее, их можно различать исходя из положения, что «природные страхи основаны на инстинкте самосохранения» [7, с. 90].

     Условно детские страхи можно поделить также на врожденные и приобретенные. Причинами врожденных страхов являются: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Причины возникновения приобретенных страхов таковы.

     1. Внушенные страхи. Родители, близкие, воспитатели, которые непроизвольно иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, не обращая внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз:  «Осторожно! Машина!», «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

     2. Чрезмерная опека. Ребенку  необходимо давать больше личного пространства в познании окружающего мира, давать ему возможность пробовать и ошибаться.

     3. Безразличие и невнимание. Происходит часто в семьях, где ребенка «не ждали» и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в мире, который сам себе нафантазировал.

     4. Неблагополучная обстановка в  семье. Под такой обстановкой  подразумеваются конфликты между родственниками на глазах у детей. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.

     5. «Неправильное» поведение родителей. Такие причины связаны с тем, как родители обращаются с ребенком. Если они часто кричат на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к ним. Поскольку ему хотелось бы продолжать любить родителей, он «переносит» свой страх на других людей, предметы или ситуации. Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушают ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка — истина, он начинает изо всех сил стремиться к «совершенству». Он пытается подстраиваться под идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя, постоянно боится не угодить, разочаровать родителей. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя и постепенно утрачивает интерес к жизни.

     6. «Страшные» сказки. Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть волк, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. «Страшные» рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, — в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет.

     7. Личный опыт  ребёнка. Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах. Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам.

     8. Ребёнок – одиночка. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку [29].

     Таким образом, страхи характерны всем детям, они имеют возрастную динамику, могут  проходить бесследно, а могут  фиксироваться на всю жизнь. Причинами  детских страхов являются многие факторы, связанные, прежде всего с взаимоотношениями в семье и со сверстниками. 
 
 

1.3. Характеристика страхов  у детей дошкольного  возраста

     Одной из ведущих потребностей детей дошкольного  возраста является потребность в эмоциональном благополучии — в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании их прав и потребностей. Обратные проявления по отношению к ребенку (непринятие его, грубость, невнимание и т.д.) формируют чувство неуверенности в себе, страха, недоверия, невротические реакции и недоверчивое поведение. Особое место здесь имеет чувство страха — за себя, за других; страх быть покинутым, быть непринятым и т.д. На базе этих страхов может сформироваться так называемая «невротическая триада» — тики, заикание, энурез. Будучи закрепленными, эти реакции не способствуют нормальному развитию личности и ее социальным контактам.

     Начиная с пяти лет на первый план у ребенка  выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать, поэтому в этом возрасте можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности. Появляется осознание себя во времени: ребенок начинает интересоваться началом и концом собственной жизни. Первое проявляет себя в вопросах, откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своем появлении на свет, интересоваться маленькими детьми. Второе дает целый спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни. В свою очередь, страхи, обусловленные страхом смерти, порождают много вариантов детских «обереговых» ритуалов (не наступать на трещины в асфальте или канализационные люки, сжимать кулак при встрече с определенными лицами, использовать нитки на запястьях и крестики на шее и т.д.) и своеобразных игр - «страшилок» (про черный плащ, кровавую руку, таинственную дверь и т.д.), примет, историй, предупреждений и т.д. [24, с. 185].

     К шести годам постепенно уменьшается  боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми  ситуациями в возрасте пять-шесть лет заметно усиливается. В дошкольном возрасте мнимые страхи (выдуманные, фантастические) преобладают над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных – возрастает. Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий [24, с. 266].

     На  всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

     Страх ребенка 8 месяцев в ответ на появление  незнакомых максимально выражена до 2-х с половиной лет у девочек и до 3-х лет у мальчиков. В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне. Наиболее распространенным страхом в данном возрасте является страх наказания со стороны родителей (61% - у мальчиков и 43% - у девочек). Получает развитие и страх животных, прежде всего у девочек - 43%, у мальчиков - 22%. Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка после ознакомления со сказками ("Красная Шапочка"), просмотра мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей [7].

     У мальчиков в младшем дошкольном возрасте выделен фактор страхов  с наибольшим удельным весом (111%), в  котором максимальной факторной  нагрузкой обладают страхи одиночества (0,74) и нападения (0,66). У девочек соответственно - 0,78 и 0,74, но у них фактор, в который включены эти страхи, имеет меньший вес (22%). В данный фактор входит с несколько меньшей нагрузкой, как у мальчиков, так и у девочек, страх сказочных персонажей. Связующим звеном страхов у старших дошкольников является страх смерти. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется и в нарастании страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). «Эгоцентрический» страх смерти себя, продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у девочек. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте [18, с. 28].

     Боязнь  умереть это возрастное отражение  формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в  общих чертах к началу старшего дошкольного  возраста, а концом - смерть, осознание  неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно – заостренное выражение истины самосохранения [9, с. 143].

     Таким образом, характерным для дошкольников является страх смерти и другие страхи вокруг смерти. Появление страха смерти означает переход ребенка в реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер. 

Глава 2. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

2.1. Выявление страхов  у детей дошкольного  возраста

     Любой внимательный взрослый сможет заметить наличие страхов у  ребенка. Обычно ребенок стремится избежать пугающих его ситуаций или явлений, проявляет беспокойство и напряженность при столкновении с ними. Очень важно иметь доверительные отношения с ребенком для того, чтобы позволить ему поделиться беспокойством и помочь разобраться со страхами.

Информация о работе Исследование страхов у детей дошкольного возраста