Исследование психологических особенностей «печатной» рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение психологических аспектов рекламы и влияния ее на потребителей.
Основными задачами являются:
- раскрытие понятия печатной рекламы
- изучение психологических аспектов рекламы и их теоретическое обоснование;
- анализ психологии восприятия рекламы потребителями;
- выявление психологических аспектов рекламы;
- исследования влияния рекламы на психологию потребителя;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Печатная реклама, как вид рекламной деятельности………………………………………..6
1.1 Реклама в историческом аспекте......................................................................................6
1.2 Понятие рекламы…………………………………………....…………………………...7
1.3 Особенности и типы печатной рекламы……………………...…………….………….9
1.4 Реклама, как составляющая имиджа товара……………………………………….....11
2 Психологические особенности печатной рекламы: теоретическое обоснование………..15
2.1 Психология восприятия рекламы потребителем………………………………………..15
2.2 Психологические аспекты рекламы……………………………………………………...18
2.3 Психологические аспекты печатной рекламы ………………………………………….26
2.3.1 Общее восприятие рекламы…………………………………………………………27
2.3.2 Шрифт и стиль текста……………………………………………………………….33
2.3.4 Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета…………………..37
2.3.5 Смысловая нагрузка изображения ………………………………………………....44
2.4 Условия психологической эффективности печатной рекламы......................................47
3 Исследование влияния психологических особенностей печатной рекламы в глянцевых журналах.......................................................................................................................................51
3.1 Описание исследовательской процедуры и использованных методик..........................51
3.1.1 Анализ опроса по двухкомпонентной методике......................................................53
3.1.2 Анализ опроса по методике незавершённых предложений....................................59
3.2 Эмоциональное отношение российского потребителя к рекламе в прессе...................61 Заключение...................................................................................................................................62
Список использованных источников.........................................................................................64

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 371.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">  2.3 Психологические аспекты печатной рекламы

Главная цель рекламы – продавать. В этом смысле нам не совсем понятна цель рекламных компаний создавать «шедевры» для конкурсов – реклама должна выигрывать не в Каннах, а на рынке.

Поэтому нам кажется крайне важным определить уместность креативности в рекламе, о которой так много говорят.

Общественное мнение сходится на мысли о том, что реклама непременно должна быть творческой, оригинальной, не похожей на предыдущие – креативной. Само слово «креативный» часто используется в рекламных агентствах. Так, креативным отделом заведует непременно креативный директор, который в креативном ключе осуществляет креативную стратегию разработки рекламы.

Креативность в области маркетинга сегодня – не просто способ выделиться, но обязательное условие выживания на развивающемся российском рынке товаров и услуг. Креативность – главное оружие в битве за избирательного и капризного потребителя, который в эпоху глобализации желает получить не просто товар, но определённый набор эмоций.

По определению, креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. По нашему убеждению, креативное – это не просто нечто новое и уникальное; это ещё и вклад, определённая полезность и ценность этого нового. Нам кажутся абсурдными заявления о том, что «есть решения, самоценные вне зависимости от результатов», которые «подкупают своей новизной и нестандартным подходом», «помогают поверить в то, что в бизнесе есть место творчеству» и т.п.[18]

Новизна и нестандартный подход – недостаточные основания для отнесения рекламы к креативности. Кому нужна новизна ради новизны? Это не просто не выгодно, но расточительно и пагубно, учитывая, какие огромные ресурсы затрачиваются на рекламную продукцию или кампанию.

Многие называют рекламу одним из видов современного искусства. Нам этот подход кажется неграмотным. На наш взгляд, реклама отличается от искусства тем, что в ней художественные образы не самодостаточны, а подчинены определённой задаче. Реклама – это ремесло опосредованной продажи, это средство, но никак не самоцель и «результат ради результата». Поэтому мы ещё раз подчёркиваем, что главное – функциональность и практичность.

Да, без сомнения, потребителю нравится, когда за ним «ухаживают»: предлагают красивые, оригинальные, индивидуальные услуги. Но с другой стороны люди стремятся к простоте.

В действительности клиенту нет дела до новизны. По большому счёту, ему вообще до рекламы нет дела. Ведь человек не читает специально все рекламные проспекты, а если и обращает внимание на одну из тысяч реклам, то только в поиске решения своей собственной проблемы. У рекламы есть лишь мгновение, секунда на то, чтобы «зацепить» покупателя. Именно в этот момент его ни в коем случае нельзя «грузить», но нужно стремиться облегчить его задачу восприятия. Или по крайней мере не мешать ему – потому что в данной ситуации таким «маслом» можно очень легко испортить всю «кашу».

Поэтому нам кажется, нужно стремиться не к оригинальности и новизне, а именно к изобретательности, и именно так понимать креативность.[19]

2.3.1 Общее восприятие рекламы

Восприятие является важным для эффективной рекламной деятельности психическим процессом. Если ощущения отражают отдельные характеристики объектов (мягкий, холодный, горький, светлый и пр.), то восприятие дает человеку информацию об объектах в целом при их непосредственном воздействии на анализаторы, т.е. это целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Это отражение сопровождается или опосредуется понятийным аппаратом, то есть обозначается словом, названием того, что человек воспринимает.

С помощью восприятия человек узнает и различает объекты, относит их к определенной категории, классифицирует и пр. В результате восприятия возникают субъективные образы предметов – представления.

Восприятие обладает целым рядом свойств, которые сегодня уже хорошо изучены психологами с помощью экспериментов и могут быть измерены специальными тестами. При восприятии человеком чего-либо могут возникать так называемые иллюзии восприятия. В рекламе, особенно печатной и наружной, эти иллюзии широко используются и дают дополнительный психологический эффект воздействия.

Значение текста в рекламе велико. От того, в какой степени будут соблюдаться правила при написании текста, какова его надежность, достоверность и ценность, во многом зависит успех рекламы. Но сразу стоит подчеркнуть, что вербальный текст является только одной из составляющих рекламы. Для того, чтобы достигнуть своей цели, реклама должна отвечать важному принципу – принципу целостности. В рекламе все ее элементы – иллюстрация, заголовки, текст, логотип, верстка элементов и общий образ – тесно взаимодействуют, и в рамках единой совокупности определяют общий эффект рекламы.

Поэтому успех текста также зависит от качества рекламного изображения и от того, насколько они подходят друг другу и до какой степени они сочетаются.

Вербальная часть рекламы состоит из 4 основных частей:

           а) Слоган;

           б) Заголовок;

           в) Основной рекламный текст (ОРТ);

           г) Эхо-фраза.

           Рассмотрим подробнее 4 основные части текста печатной рекламы.

1)      Слоган

Главная задача слогана – отражать сущность и философию фирмы, интерпретированную с точки зрения его рекламной коммуникации. И именно это определяет остальные характеристики. Слоган должен быть:

а) коротким;

б) запоминаемым;

в) содержать торговую марку;

г) полноценно переводиться на другие языки.

Степень запоминаемости, которая очень существенна для эффективности рекламного обращения, зависит от краткости слогана и стилевых форм, использованных в тексте.

В сравнительном исследовании 64 английских и французских слоганов было выявлено, что средняя длина равняется 6,4 слова. Особенно популярны слоганы, состоящие из 5 слов, а коэффициент вариации составил 4,19, то есть вариативность очень низка и почти нет рассеивания – большая часть слоганов состоит из 5, 6, максимум 7 слов.[20]

Другая не менее важная характеристика, влияющая на степень запоминаемости – стилистические приемы, употребляемые в слоганах.

2)      Заголовок

Заголовок – самая важная вербальная часть рекламы. Обычно в нем выражаются основное рекламное обращение и основной рекламный аргумент.

По данным исследований Огилви, около 80°/о читателей, прочитав заголовок, не читают основной рекламный текст.

Наиболее важные функции заголовка:

а) привлечь внимание;

б) вызвать интерес;

в) выявить покупателя / целевую группу;

г) идентифицировать товар / услугу;

д) продать товар / услугу.

Рекламные заголовки должны отвечать требованиям всевозможных коммуникативных ситуаций. Это определяет и огромное разнообразиекоммуникативных приемов, посредством которых осуществляются заглавия. Мы перечислим лишь их некоторую часть:

1. Заголовок-вопрoc;

2. Заголовок-отрицание;

3. Заголовок-парадокс;

4. Заголовок-суперутверждение;

5. Заголовок-решение проблемы;

6.3 аголовок-свидетельское показание;

7. Заголовок, рекламирующий два товара одновременно;

8. Заголовок на двух языках одновременно;

9. Заголовок-анекдот.

Составляя заголовки, можно использовать и преимущества, которые дает подход с морфологической тоски зрения. Важнейшие морфологические характеристики, относящиеся к заголовку, связаны с:

а) использование или не использование глаголов / глагольных форм – читаемость и динамичность текста, как правило, прямо пропорциональны количеству употребленных глаголов.

б) использование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных.

в) использование местоимений – предпочтительнее личное обращение к клиенту.

В рекламной практике наиболее важны повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Большинство рекламных заголовков – повествовательные предложения.

Самый верный способ укоротить заголовок – применить хорошо продуманное рекламное изображение. То есть рекламный образ должен стать основным носителем информации, а заголовок должен лишь акцентировать внимание на некоторых характеристиках и их уточнять.

Главное требование к заголовку состоит в том, что оно должно быть привлекательным. В огромной степени это зависит от оригинальности заголовка.

Верный способ для того, что заголовок звучал оригинально – использовать стилистические приемы: аллюзии, анафоры, антитезы.[21]

3)      Основной рекламный текст (ОРТ)

В ОРТ развивается аргументация, посредством которой доказывается истинность заголовка и целесообразность его применения. Аргументация может быть представлена в нескольких вариантах – в зависимости от желания и исключительности, в зависимости от рациональности и эмоциональности, в зависимости от единственного предложения о продаже, в зависимости от знаковой природы аргументации и т.д.

Большое количество рекламы обходятся с ОРТ, состоящим из одного-двух предложений, или без ОРТ вообще.

В подобных случаях задействованы как компенсирующий механизм изображения. И они играют ключевую роль, покрывая большую часть смыслового поля. Текста должен лишь уточнить этот смысл в соответствии с предварительно поставленными коммуникативными целями.

С точки зрения психологии это удачная стратегия, так как такой тип рекламы легче для восприятия по сравнению с рекламами с длинными текстами.

Центральное место в рекламных текстах занимает проблема аргументации. «Рекламное обращение должно иметь некий центральный тезис – рекламный аргумент, который извещает потребителя о самых важных отличительных особенностях товара и сообщает некоторые очень существенные сведения о нем».

Аргументация может быть структурирована различными способами. Это зависит как от поставленных целей, так и от выбора различных типов аргументов. В отношении выбора аргументов выбор весьма велик. Вот примерная классификация и анализ некоторых основных типов аргументов.

а) Аргументы желательности и исключительности – рекламная аргументация выстраивается по признакам желательности, исключительности и привлекательности.

б) Рекламные аргументы – «уникальное торговое предложение».

Понятие «уникальное торговое предложение» (unique selling proposition) ввёл Р. Ривз – один из крупнейших специалистов по рекламе в мире.

Сущность понятия состоит в следующем:

1) Потребителю надо сделать действительно конкретное предложение. Реклама не должна раздувать качества товара и не должна его просто демонстрировать. Необходимо рекламировать какую-то специфическую пользу этого товара потребителю.

2) Специфическая польза должна быть выбрана так, чтобы ею не могли воспользоваться конкуренты. Эта специфическая польза должна быть очень веской, для того чтобы продать товар большому числу потребителей.

3) Рациональные и эмоциональные аргументы.

В классической теории аргументации больше анализируются рациональные аргументы. Это приводит к некоторой недооценки роли эмоциональных аргументов, которые остаются в стороне от анализа.

Для некоторых групп товаров и потребителей лучше всего использовать эмоциональные аргументы. Основой их действия является обращение к эмоциям, а не логике. Это не умаляет их значения. Напротив, важно, что они по-своему в силах доказать главный тезис рекламы. Реклама, основанная на эмоциональных аргументах, обращена, в первую очередь, к женщинам. Самые благоприятные группы товаров для их реализации – косметика, мода и пр.

Развернутые аргументационные схемы более характерны для рациональных аргументов.

4) Аргументы в зависимости от их знаковых носителей – образные аргументы (размытость аргументов)

Аргументы могут предстать в рекламе как в виде слов, также и виде образов.

Коммуникативные рекламные требования по отношению к некоторым специфичным продуктам (духи) используют образы как носители аргументов. Это обусловлено несколькими факторами:

• Образы (особенно те, которые используются в рекламе духов) несут сильный эмоциональный заряд;

• Образы из-за специфичности своей знаковой системы, более размыты, с не уточненным смыслом. Это главная характеристика вербальных аргументов в рекламе духов.

Но если использовать только образные аргументы, то возможность толкования смысла возрастает в несколько раз. Поэтому слова «заостряют» внимание на одном из смыслов.

Результаты исследования показывают, что мало кто читает основной рекламный текст. Внимание обращено только в начало рекламного текста, а остальной текст остается, как правило, непрочитанным. Поэтому в некоторых рекламных продукциях основные, самые веские аргументы часто помещаются в начале – такая модель носит название «перевёрнутая пирамида».[22]

Читаемость основного рекламного текста.

Характеристика понятия «читаемость» зависит от отношения легко / трудно мы воспринимаем этот текст. Термин читаемость используется в основном для определения трудности, которую читатель с определенным уровнем умения испытывает, когда читает данный текст. В этом смысле, чем легче абзац, тем выше читаемость.

Информация о работе Исследование психологических особенностей «печатной» рекламы