Исследование по физиогномике и понятие «эталон красоты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:13, контрольная работа

Описание работы

Цель – исследовать эталон женской красоты в России на основе физиогномических характеристик.

В соответствии с поставленной целью в данной работе были выделены следующие задачи:

◦провести теоретический обзор литературы в области физиогномических характеристик личности;
◦раскрыть понятие «эталона красоты»;
◦провести эмпирическое исследование эталона красоты на основе физиогномических характеристик.

Содержание

Введение 3

1 Теоретический обзор исследований по физиогномике и понятие «эталон красоты» 5

1.1 История исследований в области физиогномики 5

1.2 Понятие «эталона красоты» 16

2 Эмпирическое исследование эталона красоты на основе физиогномических
характеристик 20

2.1 Исследование типа строения тела 20

2.2 Определение основной и ведущей репрезентативной системы 24

2.3 Физиогномические характеристики: овала лица, типа волос, рот, нос, уши 26

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсов.по физиогн.docx

— 487.43 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение 3

1 Теоретический обзор исследований по физиогномике и понятие «эталон красоты» 5

    1.1 История исследований в области физиогномики 5

    1.2 Понятие «эталона красоты» 16

2 Эмпирическое исследование эталона красоты на основе физиогномических  
   характеристик
 20

    2.1 Исследование типа строения тела 20

    2.2 Определение основной и ведущей репрезентативной системы 24

    2.3 Физиогномические характеристики: овала лица, типа волос, рот, нос, уши 26

   Заключение 30

   Список литературы 32

   Приложение А 33

   Приложение Б 36

   Приложение В 41

 

Введение

     Актуальность  работы. Эталон красоты подвержен исторической метаморфозе. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, капали в них сок из растения «сонная одурь». Самым красивым цветом глаз считался зелёный. Но это редкий цвет. Предприимчивые египтянки обводили глаза зелёной краской из углекислой меди. Для завершения образа красили в зёленый ногти на руках и ступни ног.

     В Средние Века земная красота считалась  греховной, а наслаждение ей –  недозволенным. Блондирование волос провозгласили нечестивым занятием. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

     В эпоху Возрождения красивыми  считались бледный цвет лица, стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки.

     В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это – время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

     XX-XXI век, наши дни. Жизнь изменилась. Впрочем, историки моды сходятся  на том, что в будущем можно  будет определить ХХI век, как  век коротких женских причесок  и культа дистрофии.

     С древних времён и по сей день люди спорят о женской красоте. Каждое время формирует свой идеал. Эталон до сих пор не найден.

     Исследование  эталона красоты с древнейших до наших времен осуществляется физиогномикой, дань которой отдавали и крупные ученые Древней Греции и прогрессивные люди Древнего Рима, среди которых можно назвать выдающихся врачей Галена и Цельса, крупных мыслителей Цицерона, Плиния Младшего и др.

     Авл Корнелий Цельс, например, писал: «Те, у кого продолжительное время лицо остается бледным и одутловатым, страдают головными болями, или от живота, или от внутренних болей». У Плиния Младшего есть высказывание, согласно которому «лоб человеческий – показатель скорби, строгости, бодрости, милосердия» [2, с.118].

     Древние греки изображали лица и фигуры своих  богов и мифические персонажи.  

     Статуя  Венеры олицетворяла красоту и женственность, статуя Геркулеса – физическую силу и мужественность, фигура Юпитера и его лицо считались эталоном моральной силы, интеллектуального могущества.

     Культ образов (точнее масок) был широко распространен  в Древнем Риме.

     Цель  – исследовать эталон женской красоты в России на основе физиогномических характеристик.

      В соответствии с поставленной целью  в данной работе были выделены следующие  задачи:

    • провести теоретический обзор литературы в области физиогномических характеристик личности;
    • раскрыть понятие «эталона красоты»;
    • провести эмпирическое исследование эталона красоты на основе физиогномических характеристик.

     Предмет – физиогномические характеристики личности (репрезентативная система, особенности телосложения, форма головы, строение лица, носа, ушей, рта и т.д.).

     Объект – эталон женской красоты в России – Ирина Хакамада.

      В исследовании использованы метод наблюдения и метод анализа продуктов деятельности.

      Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Д. Гриндера, Р. Бэдлера, Э. Кречмера, У. Шелдона и др.

 

      1 Теоретический обзор исследований по физиогномике и понятие  
             «эталон красоты»

     1.1 История исследований в области физиогномики

     Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы [6, с. 9]. Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет «с ходу» ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.

     Еще в древности восточный мудрец сказал: «Наша жизнь есть ничто другое, как работа над своим лицом». Это происходит потому, что лицо видно всегда и всем, оно как бы «обнажено» [5].

     Черты лица могут многое рассказать о человеке. Искусство их толкования помогает получить первое впечатление о человеке и  таким образом мгновенно оценить  его характер. Это искусство помогает «увидеть» подлинную личность собеседника, лучше понимать других людей, чувствовать себя более уверенно в общении с ними.

     Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад. Первоначально  оно применялось восточными целителями для диагностики заболеваний, что  помогало предупредить проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации. Это искусство просуществовало века, оно популярно и сегодня, в связи с тем, что является эффективным способом установления контактов с людьми. Знание физиогномики способствует пониманию самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

     Некоторые ученые считают, что физиогномика –  искусство, другие, что это учение, теперь многие исследователи называют данную область знаний наукой. Так, в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» профессор В.М. Шепель пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности» [6].

     Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в глубокой древности на Востоке – в Древнем Китае. Еще в эпоху Конфуция чтение по лицу приобрело популярность в Китае, Японии, Индии и Корее.

     Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически, поэтому на Востоке ученые считали, что в жизненных успехах главную роль играют врожденные качества человека, которые определяют его достижения. При этом видимой частью айсберга являются внешние признаки. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. 

     На  Западе физиогномика как учение о нахождении связей между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности получило распространение в Древней Греции. Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. 

     Творцом ее считают Пифагора. Он с легкостью разрешал не только задачки точных наук, но и тайны человеческого лица. Пифагор около 500 лет до нашей эры изучал связь между внешностью и поведением человека [6].

     Первый  письменный трактат по физиогномике принадлежал Аристотелю. Он заложил основы учения о лице, которое позже было названо физиогномикой. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одаренности.

     Его взгляды разделял целитель Востока  Авиценна, который, анализируя выражение  лица больного, при постановке диагноза приобщал к ним свои аргументы по физиогномике. Патофизиогномика важна и для современных исследованиях в медицине и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ломброзо, который попытался определить преступников по специфическим чертам лица у человека. 

     Теперь  существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из них считают учение Галля, Галена, Парацельса, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо и другие.

     Учение  Франца Иозефа Галля по френологии в начале XIX века было подвергнуто  критике, так как не было никаких  доказательств того, что способности человека каким-то образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Он исследовал влияние формы черепа на память и воображение. Галль первым выдвинул проблему «строения тела и характер», к которой наука вернулась много лет спустя, но эта проблема не решена до конца и сейчас [5].

     Из  френологических трактатов Галля  итальянский врач Чезаре Ломброзо подчеркнул, что в мозге человека якобы есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным явлениям.

     Ч. Ломброзо утверждал, что по внешнему виду конституции отклонения от нормы  для современного человека – скошенность  лба с выдающимися лобными  буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врожденном преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

     Иоганн  Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Легендарный швейцарский пастор, богослов и поэт утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Это учение получило название физиогномонии (совр. физиогномика). Взгляды Лафатера на проявления личности в строении лица весьма интересны, хотя во многом и спорны. Он считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырехтомное иллюстрированное издание, было очень популярно в свое время. Екатерина II проявила к нему особый интерес. С тех пор физиогномика изучалась во всех учебных учреждениях в России [6]. 

     К сожалению, в нашей стране в советское  время физиогномика не изучалась, ее считали наукой субъективной и не признавали в качестве научной дисциплины. Однако в мировой практике физиогномику считают инструментом управления внешними данными для достижения в проведении персонального анализа.

     Физиогномика  не утратила своего значения и сегодня. Данные, полученные в этой области знаний, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В США при оценке кандидатов на вакантную должность широко используются знания физиогномики.

     В психиатрии и криминалистике имеется  огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Эти исследования помогают выявить ряд заболеваний, в том числе и психологических, предрасположенность к аномалиям в поведении. Этим занимается такая наука, как патофизиогномика.

     По  лицу человека можно судить о многих недугах. Это хорошо известно врачам. Изменяется лицо и при социальных болезнях (алкоголизме и наркомании).

     В 2000 г. Анита Роддик, основательница «The Body Shop», использовала искусство чтения по лицу для проведения кампании за уничтожение стереотипов идеала красоты: она убеждена, что все лица достойны того, чтобы их фотографировали.

Информация о работе Исследование по физиогномике и понятие «эталон красоты»