Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. По проблеме особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
2.Составление программ диагностики особенностей развития памяти детей дошкольного возраста.
3.Обобщение результатов исследования.
4.Анализ интерпретации результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы,
специфика нарушений………………………………..………..6
1.2. Основные линии развития личности дошкольника………………….15
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста……....21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития
памяти детей дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента………………………………..…30
2.2. Анализ и обобщение результатов изучения развития
памяти дошкольников……………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая - исседование особенностей памяти у детей дошкольного возраста.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

При этом дошкольный возраст является наиболее благодатной почвой для развития памяти в ее многообразии.

В ходе исследования были реализованы задачи. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенности  развития памяти детей дошкольного  возраста в результате чего проанализировали понятие методов психологического воздействия, охарактеризовали виды памяти, ее особенности в дошкольном возрасте, дали комплексную характеристику дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в данный возрастной период развития.

      Также было охарактеризовано понятие памяти как  механизма, который осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Память делится на кратковременную и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух, эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

В наибольшей степени  возможности природной памяти проявляются  в дошкольном возрасте. Так как это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Дошкольный  возраст характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.

Тот факт, что  память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

2. Большие возможности для применения методов психологического воздействия с целью изучения развития памяти детей дошкольного возраста предоставляет дошкольное образовательное учреждение. Экспериментальной базой данного исследования явилось МДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик» города Болохово, Тульской области.

Работа с  детьми проводилась по методикам  исследования памяти таких ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов.

 3. Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним  из основных психических познавательных процессов личности человека. Она  является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аристотель, О чувственном восприятии. О памяти./Аристотель. – М., 2004.
  2. Блейхер, В. М. Практическая патопсихология/ В.М. Блейхер. - Ростов н/Д., 2001.
  3. Блонский, П. П. Память и мышление./ П.П. Блонский. - М., 1999.
  4. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. -М., 1998.
  5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1999.
  6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой.- М., 2000.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский.- СПб.: Лань, 2003.
  8. Выготский, Л.С. Лурия А.Р. Психология памяти./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М., 1999.
  9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой.- М., 2003.
  10. Дубровинова, И. В. Практическая психология образования./ И.В. Дубровинова.- М., 2000.
  11. Завалова, Н.Д. Образование в системе психической регуляции деятельности/ Н.Д. Завалова. – М., 2006.
  12. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание./П.И. Зинченко.- М:., Просвещение, 1998.
  13. Иващенко, А.В. Проблема Я – концепции личности в отечественной психологии/ А.В. Иващенко-М., 2002.
  14. Как сохранить и улучшить память./Под ред. Л.В. Кузнецовай.-М., 2000.
  15. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии./ А.Н. Леонтьев.- М., 2000.
  16. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М., 1998
  17. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования./Р.С. Немов. - М., 1999.
  18. Никитин, Б. Г. Развивающие игры./Б.Г. Никитин М., 2004.
  19. Норманн, Д.А. Память и научение/ Под ред. А.В. Симоновой. – М., 1985.
  20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка, диагностика и коррекция./Т.Н. Овчинникова.- М., 1999.
  21. Пидкасистый,  П. И. Технология игры в обучении./П.И. Пидкасистый.- М., 2002.
  22. Психологический словарь./ Под ред. Карпенко А.А. – М., 2001.
  23. Психология межличностного познания. / Под ред. Бодалева А.М.-М., 2002
  24. Прихожан, А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет/А.М. Прихожан -М., 2005.
  25. Роговин, М.С. Философские проблемы теории памяти./ М.С. Роговин. – М., 1999.
  26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000.
  27. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М., 1998.
  28. Ткачева, Т.А. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании./Т.А. Ткачева. -М., 1998.
  29. Фейнгерберг, И.М. Память и обучение./И.М. Фейнгерберг. – М., 2004.
  30. Хванливин, М.М. Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии/ М.М. Хвалинин.- М., 1999.

 

 

 

 

Приложение 1

Методика 1. «Опосредованное запоминание»  

Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. 

Цель: исследование логической памяти.  

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с  изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш. 

Проведение. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка: 
а)понимание ребенком инструкции; 
б)способность к нахождению опосредующих символов; 
в)содержательность объяснения выбора; 
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика 2. «Определение объема

кратковременной зрительной памяти».

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти  Проведение: ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части.

Оценка: По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей  линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем  зрительной памяти.

 

 

 

 

 

 

1.1

Стимульные  изображения ломаных линий для методики определения

объёма кратковременной  и оперативной зрительной памяти.

 

1.2

Трафаретные рамки  для воспроизводства стимульных изображений в

методике определения  объёма кратковременной зрительной памяти.

 

 

 

 

 

Приложение 3 Методика 3. «Оценка оперативной зрительной памяти».

Цель: оценка оперативной зрительной памяти.

 Этот вид памяти  характеризуется тем, насколько  долго человек может хранить  и использовать в процессе  решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска  правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).

Проведение: ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников прилож. 2. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (приложение 2), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Оценка: показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно  указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок  не смог по какой-либо причине найти. Практически для получения этого  показателя поступают следующим  образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок. Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором

при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?»  Как только ребенок утвердительно  ответит на данный вопрос и практически  прекратит поиск треугольников  в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель. Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице прилож. 2.2. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним прилож 2.1) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,3, 8, 12, 14, 16; второму набору — 2, 7,15, 18,19, 21; третьему набору - 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5, 9,13, 20, 22, 23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Карточки  с треугольниками, предъявляемые  ребёнку в методике

оценки оперативной  зрительной памяти.

 

2.2. Матрица для  поиска (узнавания) экспонированных  карточек с

треугольниками  в методике оценки оперативной зрительной памяти.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика 4 «Оценка оперативной слуховой памяти».

 

Цель: оценка оперативной слуховой памяти

Проведение: испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

После прослушивания каждого  из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

 

I

Месяц

Дерево

Прыгать

Жёлтый

Кукла

сумка

II

Ковёр

Стакан

Плыть

Тяжёлый

 Книга

яблоко

III

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

телефон

IV

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок

Информация о работе Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста