Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. По проблеме особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
2.Составление программ диагностики особенностей развития памяти детей дошкольного возраста.
3.Обобщение результатов исследования.
4.Анализ интерпретации результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы,
специфика нарушений………………………………..………..6
1.2. Основные линии развития личности дошкольника………………….15
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста……....21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития
памяти детей дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента………………………………..…30
2.2. Анализ и обобщение результатов изучения развития
памяти дошкольников……………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая - исседование особенностей памяти у детей дошкольного возраста.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

5. Желание ребенка  запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития  не только памяти,  
но и других познавательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей памяти    детей дошкольного возраста

2.1. Цели, задачи, методы эксперимента

На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую рабочую гипотезу для проведения исследования: у детей дошкольного возраста имеется тенденция к преобладанию зрительной памяти над слуховой.

Цель эксперимента: выявление особенности проявления памяти у детей дошкольников.

Задача эксперимента состоит в обобщении и интерпретации результатов исследования.

В исследовании приняли участие 20 детей возрастом от 4 до 6 лет.

Для исследования нами разработана программа диагностики.

Методика проведения исследования развития памяти

1. Определение уровня развития зрительной памяти у дошкольников.

2. Определение уровня развития  слуховой памяти у дошкольников.

3. Определение уровня развития логической памяти у дошкольников.

4. Определение уровня развития опосредованной памяти у дошкольников

База исследования:  МДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик», г. Болохово, Тульской области.

    Из числа многообразных методик измерения уровня развития памяти детей были выбраны те, которые являются наиболее адекватными для дошкольного возраста. И представлены ниже в таблице.           

 

 

 

 

   Таблица 1.

Критерии изучения развития памяти дошкольников и методы их исследования

 

Критерии

 

Методики

 

1

 

 

Уровень

логической памяти

 

 

 

 

Исследование логической памяти по Лурии А.Р., Выготскому Л.С., Леонтьеву А.Н. (6)

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

Уровень

зрительной памяти

 

 

 

 

 

Определение объема кратковременной  зрительной памяти (3)

 

 

 

Исследование  оперативной  зрительной памяти (3)

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Уровень слуховой памяти

 

 

Исследование оперативной  слуховой памяти (3)

 

5

 

 

Уровень опосредованной памяти

Исследование опосредованной памяти (3)


 

 

Диагностическая программа состоит из следующих  методик:

1. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.  

Цель: исследование логической памяти детей дошкольного возраста.

Особенности: расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда - широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности) (приложение 1).  

2. Методика  «Определение объема кратковременной  зрительной памяти».

Цель: определение  объема кратковременной зрительной памяти.

Особенность: вид  памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Таким образом время проведения данной методики строго ограничено (приложение 2).

3. Методика  «Оценка оперативной зрительной  памяти».

Цель: оценка оперативной  зрительной памяти.

 Особенности: этот  вид памяти характеризуется тем,  насколько долго человек может  хранить и использовать в процессе  решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска  правильного решения. Время удержания  информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации)

 (приложение 3).

4. Методика «Оценка оперативной слуховой памяти».

Цель: оценка оперативной  слуховой памяти.

Особенности: эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти (приложение 4).

5. Методика  «Диагностика опосредованной памяти».

Цель: диагностика  опосредованной памяти детей дошкольного  возраста.

Особенности: Опосредованная память - память, основанная на связывании новой информации с ранее пережитым опытом.  
включает в себя ассоциативную и логическую память (приложение 5).

 

 

 

 

 

2. 2. Результаты изучения развития памяти дошкольников

Целью констатирующего  эксперимента стало выявление особенности развития таких типов памяти как логическая, зрительная, слуховая и опосредованная. Для оценки уровня развития логической памяти была использована методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. Результаты проведения исследования представлены ниже на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень логической памяти дошкольников      

 

 

 

 

 

Исследование объема логической памяти показало, что развитие кратковременной памяти у исследуемых детей находится на достаточно высоком уровне.  Подавляющее большинство детей (74%) справилось с заданием в пределах 5-9 баллов, и 1 получил 4 балла - это не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти. Так из приведенного ниже рисунка мы можем сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень развития кратковременной памяти.  

Рисунок 2. Уровень объема кратковременной зрительной памяти

  дошкольников

 

Задание, по мнению некоторых испытуемых, было трудным. Можно сделать предположение, что именно связи с этим такие  разобщенные показатели. Отмечается наличие как максимально низкого показателя (3%) как и довольно высокого(16%) приближенного к максимальной оценке. Полученные показателей выше среднего. Обращаясь к рисунку, четко видно преобладание уровня кратковременной памяти у девочек.

Оперативная зрительная память характеризуется тем, насколько  долго человек может хранить  и использовать в процессе решения  задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в  оперативной памяти служит её основным  показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации). Дети плохо справились с предложенным заданием. Ниже на рисунке 3 представлены результаты эксперимента.

Рисунок 3. Уровень  оперативной зрительной памяти дошкольников        

 

Исследование  уровня оперативной зрительной памяти показало, что данные находятся ниже среднего количества баллов (38%). Можно сделать вывод о низком уровне развития оперативной зрительной памяти. Также сохраняется тенденция преобладания памяти девочек над мальчиками.

Методика оценки уровня оперативной слуховой памяти не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти, достаточно сложно сделать. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти.

В связи с  тем, что средний объем кратковременной  памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале. Данные показатель исследования представлены ниже на рисунке 4.

Рисунок 4. Уровень оперативной слуховой памяти дошкольников

 

Исследование  уровня оперативной слуховой памяти дошкольников выявило,  что показания детей приблизительно равные в сравнении предыдущими методиками. Средний балл значительно превышает срединную отметку. Так,  с отличным результатом справились большинство (83%) испытуемых детей.

Диагностика опосредованной памяти детей дошкольного возраста. В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.к. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти. Результаты представлены ниже не рисунке 5.

 

Рисунок 5. Уровень опосредованной памяти детей дошкольного возраста

 

В ходе данного  исследования четко выделяются высокие  показания результатов детей (89%). Девочки показали практически максимально возможные баллы по показателям(91%). Таким образом, в сравнении с результатами проведения другим методик, приведенных выше, можно выделить преобладание уровня опосредованной памяти.

В целом оперативную  слуховую память данной группы можно оценить как высоко развитую, т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те, у которых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как развита в норме по своему объёму.

Выводы:

В ходе проведенного исследования поставленная ранее гипотеза гласящая о том, что у детей  дошкольного возраста имеется тенденция к преобладанию зрительной памяти над слуховой, не подтвердилась.

Обработка данных показывает, что память дошкольников развита на высоком уровне. В целом оперативную слуховую память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитую т.к. у большинства испытуемых не вызвал затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов, что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запоминание преобладает над слуховым, однако это преимущество не является ярким, т. к. показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. Процентное соотношение показывает тенденцию к преобладанию слуховой памяти над зрительной (опосредованная слуховая память – 89%, опосредованная зрительная память – 39%). Так же четко прослеживается  преимущество в запоминании у девочек, по отношению к мальчикам.

Исследование уровней развития оперативной и логической памяти, так же показало высокие результаты. При изучении логической памяти выявлена тенденция в преобладающем развитии памяти у девочек, так же можно говорить о нормальном уровне развития памяти дошкольников (68%). Развитие оперативной памяти дает основание судить о приблизительно равном соотношении развития с предыдущем видом памяти (71%).

     Заключение

1. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблеме изучение особенности развития памяти детей дошкольного возраста Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность вопроса подчеркивается тем, что в настоящее время становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

Информация о работе Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста