Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. По проблеме особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
2.Составление программ диагностики особенностей развития памяти детей дошкольного возраста.
3.Обобщение результатов исследования.
4.Анализ интерпретации результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы,
специфика нарушений………………………………..………..6
1.2. Основные линии развития личности дошкольника………………….15
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста……....21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития
памяти детей дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента………………………………..…30
2.2. Анализ и обобщение результатов изучения развития
памяти дошкольников……………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………..…46
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Факультет психологии
Кафедра специальной психологии
Курсовая работа на тему
«Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста»
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета психологии
Комоликова А. А.
Проверила: Золотова Т. В.,
кандидат психологических наук.
Тула - 2009
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы,
специфика нарушений………………………………..………..6
1.2. Основные линии развития личности дошкольника………………….15
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста……....21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития
памяти детей дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента………………………………..…30
2.2. Анализ и обобщение результатов изучения развития
памяти дошкольников…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. В настоящее время становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
При этом дошкольный возраст является самой благодатной почвой для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Важнейший компонент интеллектуального развития ребёнка- дошкольника, на основе которого формируются другие познавательные функции и качества личности - память. Исследованиями в этой области занимались такие ученые как П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др. И тем не менее в настоящее время проблема особенности развития памяти детей дошкольного возраста недостаточно изучена.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано, уже в дошкольном возрасте, и память является важнейшим компонентом формирования и становления личности.
Цель исследования: изучить особенности развития
памяти детей дошкольного возраста.
Объект
исследования: память дошкольника
как психический процесс. Предметом
исследования является:
особенности развития памяти детей
дошкольного возраста.
Для исследования была выдвинута гипотеза: у детей дошкольного возраста имеется тенденция к преобладанию зрительной памяти над слуховой.
Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:
Для достижение
поставленных задач использовались
такие методы как:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
Теоретическое обобщение данных эксперимента.
2. Эмпирические: тестирование, метод качественного
и количественного анализа результатов
исследования.
3. Экспериментальные: констатирующий эксперимент.
Экспериментальной базой для данного исследования является подготовительная группа МДОУ детский сад коррекционного вида «Колокольчик», города Болохово, Тульской области. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (10 мальчиков и 10 девочек).
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы, специфика нарушений
Воспринимаемые предметы и явления окружающего мира не исчезают из человеческого сознания бесследно. Их образы можно мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет в человеческом поле зрения. Образы сохраняются нашей памятью. Если восприятие - это отражение реальности, действующей на наши органы чувств, в данное время, то память также отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом.
В психологии память часто также называют мнемической деятельностью. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важным познавательным процессом, лежащим в основе развития личности, обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.
Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующими воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, являются образы и слова. В слове можно сохранять обобщенный образ (представление) о том, чего в наличной ситуации нет.
Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: «Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей» (11).
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.
Более убедительная нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. От биотоков происходят измерения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующие прохождение биотоков по этим путям.
Другая теория молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записывается слова и музыка).
Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Он считал: «Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций (1).
Основу памяти
составляет генетически обусловленная
способность запечатлевать
Выделяют три вида памяти:
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Сенсорная память. Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Спеллинг показав, что следы; в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.
Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.
Кратковременная память. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Длительность. Было установлено, что
кратковременная память действует
в течение примерно 20 секунд, за это
время сохраняется очень
В случае если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Емкость. С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером (5).
Выделяют типологические особенности памяти. С особенностями личности, с особенностями деятельности ребенка связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.
Выделяют основные виды памяти. Непроизвольная память - информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детей в дошкольном возрасте.
Информация о работе Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста