Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
Задачи, вытекающие из поставленной цели таковы:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. По проблеме особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
2.Составление программ диагностики особенностей развития памяти детей дошкольного возраста.
3.Обобщение результатов исследования.
4.Анализ интерпретации результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию памяти в
отечественной и зарубежной психологии
1.1. Память как психический процесс: сущность, механизмы,
специфика нарушений………………………………..………..6
1.2. Основные линии развития личности дошкольника………………….15
1.3. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста……....21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития
памяти детей дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента………………………………..…30
2.2. Анализ и обобщение результатов изучения развития
памяти дошкольников……………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………..…46
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания (
2. От приемов заучивания:
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).(15)
Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а вовремя ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится.
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Запоминание и воспроизведение, в
котором отсутствует
Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает не произвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Центральную роль при кратковременном
удержании данных играют процессы внутреннего
называния и активного
Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
1. 2. Основные линии развития личности дошкольника
Дошкольный период развития личности представляется возрастом от 3 до 6-7лет. Верхнюю границу периода принято обозначать по возрасту начала школьного обучения. Дошкольное детство — относительно небольшой временной период, но включает много нового в развитии психики в целом. Качественные изменения охватывают разнообразные психические функции и касаются всех без исключения сторон психики: это и более высокий уровень развития речи, появление и развитие воображения, и качественно новый уровень мышления, памяти, иерархия мотивов, и т. д. Это период усвоения нравственности, обучения совместным действиям, общению с другими людьми, здесь ярко проявляется способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое.
Продолжается первичная социализация, интенсивно развивается речь как механизм социализации. Развивается личность: характер, интересы, направленность, формируется субъект общения, познания и деятельности и их структурные элементы: способности и склонности. Основные линии социального развития ребенка включают связь с предметным миром, с классом вещей (до этого возраста овладение предметным миром осуществляется через окружающих взрослых, то есть опосредованно) и связь с классом людей, следовательно, можно говорить о двух основных направлениях социализации: развитие познавательных функций и интеллекта и социализация личности. Психологические эффекты социализации, проявляющиеся на этапе дошкольного развития: вербальность, произвольность, опосредованность. Данный период условно делят на два подпериода — младший дошкольный и старший дошкольный возраст — с границей, приходящейся примерно на 5 лет. Это деление связано с преобразованием самой ведущей деятельности и качественными изменениями психики, обусловленными ее развитием. Достаточно представить себе детей 3-4 и 6-7 лет, чтобы понять, что деление это вполне обоснованно, — настолько различаются по своим возрастным возможностям представители периода, называемого дошкольным детством. социальная ситуация развития в дошкольном возрасте — познание социальных отношений, существующих в мире взрослых людей, вокруг этих отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте, а ведущая деятельность дошкольника — игра.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит определенные этапы развития. В игре ребенку открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. В дошкольном возрасте в процессе взаимодействия со сверстниками развивающаяся у детей потребность в признании находит свое выражение в притязании на значимое для всех место в группе ровесников.
Притязания — естественная форма социальной активности, условие нормального развития личности.
Игра — критерий нормального развития ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). На основе игры построены специальные психодиагностические процедуры, разработаны методы коррекции и психотерапии — игротерапия.
Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте писал и Ж. Пиаже, который установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), транедукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициадизм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм (12).
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Человеческое «Я» формируется только в процессе общения с окружающими, и от характера социальных отношений во многом зависят личные качества, формирующиеся у ребенка. В первую очередь на это развитие воздействуют окружающие взрослые. В развитии личности на этом этапе активно участвуют две стороны. В первую очередь происходит становление понимания окружающего мира, осознание своего места в нем. Этим обусловлены новые типы мотивов в поведении дошкольника, под влиянием которых и совершаются поступки. Развитие чувств и воли — еще одна важная сторона личностного развития, — они обеспечивают действенность мотивов, устойчивость и независимость поведения от внешних обстоятельств. Основной путь влияния на развитие — организация усвоения моральных норм, а они усваиваются под влиянием образцов и правил. Взрослые, их взаимоотношения и поступки — это образцы. Ребенок, подражая, перенимает манеры, оценки людей, событий. В общении со взрослым и в играх со сверстниками ребенок усваивает правила поведения, у него возникает стремление быть признанным. На основании усвоения образцов и через игровой опыт формируется нравственное становление личности, появляется совесть, чувства гордости и стыда, и это делает возможным оценку поступков и предвосхищение ожиданий взрослых по поводу ребенка. Ребенок стыдится отрицательных качеств. Эмоциональная зависимость от взрослого сохраняется. Ожидания взрослого и эмоциональная поддержка вызывают в ребенке стремление действовать, достигать, быть успешным. Это укрепляет отношения. Напротив, отчужденные отношения со взрослым ведут к замкнутости, скованности, неуверенности и агрессивности. Большинство детей тогда становятся вялыми и безучастными. Негативное отношение взрослого не дает возможности устанавливать контакт, ребенок избегает общения, замыкается. Важную роль в развитии личности играет общение со сверстниками. В дошкольном возрасте в игре, при выполнение трудовых поручений усваиваются практические нормы и правила поведения. В ситуациях совместной деятельности необходимо согласование действий, проявление умения отказаться от личных желаний, положительно отнестись к сверстнику. Это обусловливает становление конформности и соподчинение мотивов. В возрасте четырех-пяти лет происходит подчинение мнению большинства, даже если собственное мнение другое. В детском коллективе существует особое коллективное мнение. Дошкольный возраст — период формирования характера и способностей. Характер начинается с эмоционального отношения к себе, к окружающим людям, система отношений к окружающим — это база для формирования черт характера. В этом возрасте появляются и формируются интересы и склонности. Не все дети имеют одинаковые способности, но именно в сензитивные периоды происходит наиболее успешное развитие индивидуальных способностей.
Информация о работе Исследование особенностей памяти детей дошкольного возраста