Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
Процедура исследования
Испытуемому предлагается оценить самого себя по отобранным чертам личности. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свои личностные качества по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой сроки в зависимости от выраженности признака».
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ
Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______
Обработка результатов
Полученные данные (отмеченные испытуемым баллы) суммируются по трем шкалам: О (оценка), С(сила), А (активность). При этом учитывается знак (« + » или « - » ), стоящий рядом с каждым признаком. Результаты могут находиться в интервале от –21 до +21 балла.
Интерпретация результатов:
1. Значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
2. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Модифицированный вариант.
1 | п | + | Разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | Молчаливый | - |
2 | п | + | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Нерешительный | - |
3 | д | + | Энергичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый | - |
4 | д | + | Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Суетливый | - |
5 | п | + | Отзывчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | Черствый | - |
6 | д | + | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неуверенный | - |
7 | д | + | Содержательный | 3 2 1 0 1 2 3 | Несодержательный | - |
8 | д | + | Быстрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Затянутый | - |
9 | д | + | Эмоциональный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неэмоциональный | - |
10 | д | + | Дружелюбный | 3 2 1 0 1 2 3 | Враждебный | - |
11 | п | + | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неуверенный | - |
12 | д | + | Интересный | 3 2 1 0 1 2 3 | Скучный | - |
13 | п | + | Общительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Нелюдимый | - |
14 | п | + | Добросовестный | 3 2 1 0 1 2 3 | Безответственный | - |
15 | п | + | Честный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неискренний | - |
16 | д | + | Компетентный | 3 2 1 0 1 2 3 | Некомпетентный | - |
17 | д | + | Четкий | 3 2 1 0 1 2 3 | Непонятный | - |
18 | д | + | Контролируемый | 3 2 1 0 1 2 3 | Неконтролируемый | - |
19 | д | + | Расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 | Напряженный | - |
20 | п | + | Деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный | - |
21 | д | + | Эффективный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неэффективный | - |
22 | п | + | Справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несправедливый | - |
23 | п | + | Толерантный | 3 2 1 0 1 2 3 | Интолерантный | - |
24 | д | + | Динамичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неподвижный | - |
2 | п | + | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Нерешительный | - |
Опросник «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя)
Шкалы: уровень принятия других
Инструкция к тесту:
Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
• практически всегда;
• часто;
• иногда;
• случайно;
• очень редко.
Тест
1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.
2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)*.
3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
5. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.
6. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.
7. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.
8. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
9. Люди думают только о себе.
10. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
11. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
12. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
13. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.
14. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
15. Мне нравится быть с другими людьми*.
16. Большинство людей глупы и непоследовательны.
17. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.
18. Каждый хочет быть приятным для другого*.
19. Чаще всего люди недовольны собой.
Обработка и интерпретация результатов теста
За ответ:
• “практически всегда” – начисляется 0 баллов,
• “часто” – 1 балл,
• “иногда” – 2 балла,
• “случайно” – 3 балла,
• “очень редко” – 4 балла.
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. При подсчете необходимо инвертировать баллы по обратным суждениям. Обратные суждения отмечены звездочкой(*) в тексте опросника.
Таблица инвертирования оценок респондентов
0 1 2 3 4
4 3 2 1 0
• 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;
• 45-60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;
• 30-45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;
• 30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.
Методика «Изучение способности к самоуправлению в общении»
Шкалы: самоуправление в общении
Назначение теста
Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.
Инструкция к тесту
Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.
Тест
1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.
2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.
3. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
4. Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.
5. Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.
6. Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.
7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей.
8. Возможно, из меня получился бы неплохой актер.
9. Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.
10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.
11. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.
12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.
13. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.
16. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.
17. Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.
18. Я считаюсь человеком, способным развлечь.
19. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.
20. Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.
21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.
22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.
23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно хорошо.
24. Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.
25. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно».
• Верно: – 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25.
• Неверно: – 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23.
Все баллы суммируются.
Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность.
8 – 17 баллов – потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.
17-25 баллов – мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов