Исследование культуры диалога у будущих психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2

Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

проект.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

    В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Процедура исследования

Испытуемому предлагается оценить самого себя по отобранным чертам личности. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свои личностные качества по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой сроки в зависимости от выраженности признака».

 

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Полученные данные (отмеченные испытуемым баллы) суммируются по трем шкалам: О (оценка), С(сила), А (активность). При этом учитывается знак (« + » или « - » ), стоящий рядом с каждым признаком. Результаты могут находиться в интервале от –21 до +21 балла.

Интерпретация результатов:

1. Значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

2. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Модифицированный вариант.

1

п

+

Разговорчивый

3 2 1 0 1 2 3

Молчаливый

-

2

п

+

Решительный

3 2 1 0 1 2 3

Нерешительный

-

3

д

+

Энергичный

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

-

4

д

+

Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Суетливый

-

5

п

+

Отзывчивый

3 2 1 0 1 2 3

Черствый

-

6

д

+

Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

Неуверенный

-

7

д

+

Содержательный

3 2 1 0 1 2 3

Несодержательный

-

8

д

+

Быстрый

3 2 1 0 1 2 3

Затянутый

-

9

д

+

Эмоциональный

3 2 1 0 1 2 3

Неэмоциональный

-

10

д

+

Дружелюбный

3 2 1 0 1 2 3

Враждебный

-

11

п

+

Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

Неуверенный

-

12

д

+

Интересный

3 2 1 0 1 2 3

Скучный

-

13

п

+

Общительный

3 2 1 0 1 2 3

Нелюдимый

-

14

п

+

Добросовестный

3 2 1 0 1 2 3

Безответственный

-

15

п

+

Честный

3 2 1 0 1 2 3

Неискренний

-

16

д

+

Компетентный

3 2 1 0 1 2 3

Некомпетентный

-

17

д

+

Четкий

3 2 1 0 1 2 3

Непонятный

-

18

д

+

Контролируемый

3 2 1 0 1 2 3

Неконтролируемый

-

19

д

+

Расслабленный

3 2 1 0 1 2 3

Напряженный

-

20

п

+

Деятельный

3 2 1 0 1 2 3

Пассивный

-

21

д

+

Эффективный

3 2 1 0 1 2 3

Неэффективный

-

22

п

+

Справедливый

3 2 1 0 1 2 3

Несправедливый

-

23

п

+

Толерантный

3 2 1 0 1 2 3

Интолерантный

-

24

д

+

Динамичный

3 2 1 0 1 2 3

Неподвижный

-

2

п

+

Решительный

3 2 1 0 1 2 3

Нерешительный

-

 

Опросник «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя)

Шкалы: уровень принятия других

Инструкция к тесту:

Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

• практически всегда;

• часто;

• иногда;

• случайно;

• очень редко.

Тест

1.      Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2.      Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)*.

3.      В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

5.      Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.

6.      Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

7.      Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

8.      Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

9.      Люди думают только о себе.

10. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

11. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

12. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

13. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

14. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

15. Мне нравится быть с другими людьми*.

16. Большинство людей глупы и непоследовательны.

17. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.

18. Каждый хочет быть приятным для другого*.

19. Чаще всего люди недовольны собой.

 

Обработка и интерпретация результатов теста

За ответ:

• “практически всегда” – начисляется 0 баллов,

• “часто” – 1 балл,

• “иногда” – 2 балла,

• “случайно” – 3 балла,

• “очень редко” – 4 балла.

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. При подсчете необходимо инвертировать баллы по обратным суждениям. Обратные суждения отмечены звездочкой(*) в тексте опросника.

Таблица инвертирования оценок респондентов

0 1 2 3 4

         4 3 2 1 0

• 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;

• 45-60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;

• 30-45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

• 30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.

 

Методика «Изучение способности к самоуправлению в общении»

Шкалы: самоуправление в общении

Назначение теста

Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.

Инструкция к тесту

Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Все высказывания различны, по смыслу не совпадают, поэтому внимательно вчитайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.

Тест

1.      Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.

2.      В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.

3.      На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.

4.      Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.

5.      Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.

6.      Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.

7.      Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, начинаю ориентироваться на поведение других людей.

8.      Возможно, из меня получился бы неплохой актер.

9.      Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.

10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле.

11. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.

12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.

13. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.

15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.

16. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.

17. Я не стану специально высказывать мнение или изменять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.

18. Я считаюсь человеком, способным развлечь.

19. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.

20. Я никогда не проявлял себя особо успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.

21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало взглядам различных людей и ситуациям.

22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.

23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя остаточно хорошо.

24. Если потребуется для правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранять бесстрастное выражение лица.

25. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.

 

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами «верно» и «неверно».

• Верно: – 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25.

• Неверно: – 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23.

Все баллы суммируются.

Менее 8 баллов – стабильная модель общения, некоторая ригидность.

8 – 17 баллов – потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.

17-25 баллов – мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

 

 

 



Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов