Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЕЛАБУЖСКИЙ ФИЛИАЛ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО)
ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Выполнили студентки 881 группы
Насыбуллина Айгуль Равилевна
Фазлыкаева Ильсеяр Илсуровна
Елабуга 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Профессия психолога относится к классу профессий «человек – человек» или «человек – группа» и входит в группу так называемых помогающих профессий, а значит, с необходимостью должна осуществляться по принципу диалогического взаимодействия. Качество профессиональной деятельности психолога во многом определяется именно уровнем развития у него способности к диалогу и формирования культуры диалога. При этом высокий уровень культуры диалога одинаково необходим психологу-практику (в профессиональном диалоге с клиентом), психологу-исследователю (в профессиональном диалоге с коллегами и явлениями науки) и преподавателю психологии (в профессиональном диалоге со студентами).
Однако практика показывает, что у многих специалистов, профессионально занимающихся психологией, недостаточно развиты личностные качества и профессиональные умения, обеспечивающие диалогическое общение.
В результате психолог оказывается неспособен к принятию другого как безусловной ценности, ориентируется на директивные способы воздействия, а зачастую прибегает к манипулированию, тем самым, нарушая этические нормы профессии.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи проектного исследования.
Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Объект исследования – личность и диалогическое общение студентов – будущих психологов.
Предмет исследования – культура диалога будущих психологов.
Гипотеза исследования
Культура диалога является личностно - деятельностным качеством, сформированность которого обеспечивает перевод любой ситуации общения на гуманистический, смыслопоисковый и творческий уровень, и показателем высокого уровня личностного (для каждого человека) и профессионального (для представителей профессий класса «человек – человек» и «человек – группа») развития.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.
Методы исследования
1. «Личностный дифференциал» Осгута
2. «Диагностика принятия других» ( по шкале Фея)
3. «Изучение способности к самоуправлению в общении»
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют рассматривать диалог как теоретико-методологическую и организационно-методическую основу профессионального обучения психологов, определить пути и средства формирования культуры диалога у будущих психологов. Материалы исследования, его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.
При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.
Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения. Общение характеризует взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты познания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже -свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в-третьих, индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения [1, c. 12].
1.2 Понятия культура диалога
Понятие «культура диалога». Данное понятие имеет три взаимодополняющих значения. В первом значении культура диалога выступает как определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог (в противоположность монологу). В рамках этого значения культуру диалога составляет совокупность знаний, норм и традиций в области диалога, созданных в процессе развития человеческого общества. Со вторым значением культуру диалога следует рассматривать как высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций в области диалогического взаимодействия и одновременно как высокую степень совершенства в развитии психологических качеств, которые обеспечивают эффективность диалогического взаимодействия. С третьим значением культуру диалога следует понимать как способ жизни отдельного человека, который, с одной стороны, придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.
Характеристики культуры диалога (функции, содержание и структура). Выделяют такие функции культуры диалога.
Интегративная функция культуры диалога обеспечивает возможность согласования ценностей, позиций и решений участников диалога.
Ценностно-смысловая функция обеспечивает формирование потребности в диалогическом общении, осознание ценности диалога как личностной, развитие ценностной ориентации на диалог как цель и средство профессиональной деятельности и личных взаимодействий.
Регулятивная функция проявляется в способности культуры диалога за счет сформированной у субъекта диалога системы норм, предписаний, запретов и санкций регулировать его коммуникативную активность, обеспечивая ее адекватность ситуации (контексту) и эффективное решение коммуникативных задач. Реализация этих функций обеспечивается сформированностью содержания и структуры культуры диалога.
Установлено, что содержание и структура культуры диалога могут быть представлены как единство интра- и интерпсихологической стороны.
«Внутреннюю», интрапсихологическую сторону культуры диалога (диалогическое сознание) составляют:
- диалогическое мышление (обеспечивает восприятие Другого как равноправного субъекта, понимание ценностей Другого и возможность формирования общих ценностей);
- диалогическая установка (обеспечивает готовность воспринимать Другого как индивидуальность, безоценочно принимать самостоятельность и уникальность его смысловой позиции и строить на этой основе его понимание);
- эмпатия (позволяет постигать эмоциональные состояния другого человека, и через эмоции видеть ситуацию с его точки зрения).
«Внешнюю», интерпсихологическую сторону культуры диалога (диалогическую компетентность) составляют следующие компоненты:
- когнитивный (включает теоретические знания в области диалогического общения и представления о сущности, функциях и способах диалогического взаимодействия);
- ценностно-мотивационный (обеспечивает формирование совокупности побуждений и установок, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс диалогического общения);
- аналитико-прогностический (позволяет определять логику развития диалога, планировать его ход, вырабатывать предвосхищающую готовность к предстоящим взаимодействиям; обеспечивает практический анализ и адекватную оценку эффективности диалога, прогнозирование и выбор возможных путей решения коммуникативных задач; актуализацию знаний, навыков и умений, релевантных цели и ситуации диалогического общения; позволяет осознавать пути самосовершенствования в области диалогического общения);
- операциональный (позволяет вырабатывать оптимальную стратегию и тактику диалога на основе управления собственным поведением и саморегуляции своего наличного состояния; обеспечивает осуществление плана и программы диалогического взаимодействия за счет продуктивной реализации диалогических умений; позволяет конструктивно вести диалог в конкретных ситуациях, поддерживая положительное эмоциональное отношение с партнером вне зависимости от его эмоционального состояния и возможных разногласий во мнениях взглядах, позициях).
Понятие «культура диалога» активно используется в последнее десятилетие в философской, психологической и педагогической литературе при обсуждении проблем, как человеческого взаимодействия, так и личностно - профессионального роста. В то же время большинство авторов используют термин «культура диалога», не раскрывая содержание понятия, которое этим термином обозначается [3, c. 7-9].
Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов