Исследование культуры диалога у будущих психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2

Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

проект.doc

— 268.50 Кб (Скачать)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЕЛАБУЖСКИЙ ФИЛИАЛ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО)

ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

 

 

 

                                            Выполнили студентки  881 группы

Насыбуллина Айгуль Равилевна

Фазлыкаева Ильсеяр Илсуровна                                            

                                             ________________(подпись)

 

                                             Научный руководитель

                                             к.пс.н., доцент А.З. Минахметова                                             _______________ (подпись)

 

                                             Проектная работа защищена

                                            «____» _____________ 2011 г.

 

                                        Оценка ________________

 

 

 

Елабуга 2011


Содержание

Введение

 

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов

1.1   Диалогическая природа общения

1.2   Понятия культура диалога

1.3   Диалогическая компетентность

1.4   Специфика психологического консультирования

Вывод по главе 1

 

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП

2.1 Организация и методы исследования.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Вывод по главе 2

 

Заключение

Список использованной литературы

 

Приложение

 

 

 


Введение

Актуальность исследования. Профессия психолога относится к классу профессий «человек – человек» или «человек – группа» и входит в группу так называемых помогающих профессий, а значит, с необходимостью должна осуществляться по принципу диалогического взаимодействия. Качество профессиональной деятельности психолога во многом определяется именно уровнем развития у него способности к диалогу и формирования культуры диалога. При этом высокий уровень культуры диалога одинаково необходим психологу-практику (в про­фессиональном диалоге с клиентом), психологу-исследователю (в профес­сиональном диалоге с коллегами и явлениями науки) и преподавателю психологии (в профессиональном диалоге со студентами).

Однако практика показывает, что у многих специалистов, профессионально занимающихся психологией, недостаточно развиты личностные качества и профессиональные умения, обеспечивающие диалогическое общение.

В результате психолог оказывается неспособен к принятию другого как безусловной ценности, ориентируется на директивные способы воздействия, а зачастую прибегает к манипулированию, тем самым, нарушая этические нормы профессии.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи проектного исследования.

Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения  у будущих психологов.

Объект исследования – личность и диалогическое общение студентов – будущих психологов.

Предмет исследования – культура диалога будущих психологов.

Гипотеза исследования

Культура диалога является личностно - деятельностным качеством, сформированность которого обеспечивает перевод любой ситуации общения на гуманистический, смыслопоисковый и творческий уровень, и показателем высокого уровня личностного (для каждого человека) и профессионального (для представителей профессий класса «человек – человек» и «человек – группа») развития.

Задачи исследования

1.                  Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.

2.                  Определить характеристики культуры диалога.

3.                  Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.

4.                  Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.

Методы исследования

1.                 «Личностный дифференциал» Осгута

2.                 «Диагностика принятия других» ( по шкале Фея)

3.                 «Изучение способности к самоуправлению в общении»

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют рассматривать диалог как теоретико-методологическую и организационно-методическую основу профессионального обучения психологов, определить пути и средства формирования культуры диалога у будущих психологов. Материалы исследования, его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов

1.1       Диалогическая природа общения

 

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения. Общение характеризует взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты познания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже -свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в-третьих, индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения [1, c. 12].

 

1.2       Понятия культура диалога

 

Понятие «культура диалога». Данное понятие имеет три взаимодополняющих значения. В первом значении культура диалога выступает как определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог (в противоположность монологу). В рамках этого значения культуру диалога составляет совокупность знаний, норм и традиций в области диалога, созданных в процессе развития человеческого общества. Со вторым значением культуру диалога следует рассматривать как высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций в области диалогического взаимодействия и одновременно как высокую степень совершенства в развитии психологических качеств, которые обеспечивают эффективность диалогического взаимодействия. С третьим значением культуру диалога следует понимать как способ жизни отдельного человека, который, с одной стороны, придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.

Характеристики культуры диалога (функции, содержание и структура). Выделяют такие функции культуры диалога.

Интегративная функция культуры диалога обеспечивает возможность согласования ценностей, позиций и решений участников диалога.

Ценностно-смысловая функция обеспечивает формирование потребности в диалогическом общении, осознание ценности диалога как личностной, развитие ценностной ориентации на диалог как цель и средство профессиональной деятельности и личных взаимодействий.

Регулятивная функция проявляется в способности культуры диалога за счет сформированной у субъекта диалога системы норм, предписаний, запретов и санкций регулировать его коммуникативную активность, обеспечивая ее  адекватность ситуации (контексту) и эффективное решение коммуникативных задач. Реализация этих функций обеспечивается сформированностью содержания и структуры культуры диалога.

Установлено, что содержание и структура культуры диалога могут быть представлены как единство интра- и интерпсихологической стороны.

 

 

«Внутреннюю», интрапсихологическую сторону культуры диалога (диалогическое сознание) составляют:

- диалогическое мышление (обеспечивает восприятие Другого как равноправного субъекта, понимание ценностей Другого и возможность формирования общих ценностей);

- диалогическая установка (обеспечивает готовность воспринимать Другого как индивидуальность, безоценочно принимать самостоятельность и уникальность его смысловой позиции и строить на этой основе его понимание);

- эмпатия (позволяет постигать эмоциональные состояния другого человека, и через эмоции видеть ситуацию с его точки зрения).

«Внешнюю», интерпсихологическую сторону культуры диалога (диалогическую компетентность) составляют следующие компоненты:

- когнитивный (включает теоретические знания в области диалогического общения и представления о сущности, функциях и способах диалогического взаимодействия);

- ценностно-мотивационный (обеспечивает формирование совокупности побуждений и установок, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс диалогического общения);

-   аналитико-прогностический (позволяет определять логику развития диалога, планировать его ход, вырабатывать предвосхищающую готовность к предстоящим взаимодействиям; обеспечивает практический анализ и адекватную оценку эффективности диалога, прогнозирование и выбор возможных путей решения коммуникативных задач; актуализацию знаний, навыков и умений, релевантных цели и ситуации диалогического общения; позволяет осознавать пути самосовершенствования в области диалогического общения);

 

 

-    операциональный (позволяет вырабатывать оптимальную стратегию и тактику диалога на основе управления собственным поведением и саморегуляции своего наличного состояния; обеспечивает осуществление плана и программы диалогического взаимодействия за счет продуктивной реализации диалогических умений; позволяет конструктивно вести диалог в конкретных ситуациях, поддерживая положительное эмоциональное отношение с партнером вне зависимости от его эмоционального состояния и возможных разногласий во мнениях взглядах, позициях).

Понятие «культура диалога» активно используется в последнее десятилетие в философской, психологической и педагогической литературе при обсуждении проблем, как человеческого взаимодействия, так и личностно - профессионального роста. В то же время большинство авторов используют термин «культура диалога», не раскрывая содержание понятия, которое этим термином обозначается [3, c. 7-9].

Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов