Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В Таблице 2 показано, что у большинства средний уровень принятия других (86,6%) это говорит о том, что они легко находят общий язык с другими людьми, не возникают барьеры в общении, такие люди обладают способностью оказать сильную помощь другим. Но в то же время имеют некую дистанцию и не всех подпускают близко к себе.
На второй позиции низкий уровень принятия других ( 13,3%) данные показатели говорят о том что, человек еще не полностью раскрылся и им сложно понять и принять других. Они находятся в познании себя и других.
Наглядно полученный результат показан на Рис. 1.
Рис.1. Результаты исследования по опроснику «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя)
Показатели по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» показаны в Таблице 3
Таблица 3
Процентное соотношение показателей по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении»
Самоуправление в общении | Показатели | Процентное соотношение ( %) |
Высокий | 3 | 10 |
Средний | 26 | 86,6 |
Низкий | 1 | 3,3 |
Исходя из таблицы видно что, доминирует средний уровень (86,6%) в самоуправлении в общении, следующий показатель низкий уровень ( 3,3%) в самоуправлении в общении. Средний уровень это показатель того, что студенты умеют контролировать свое общение, эмоциональный всплеск и этим располагают других к себе, вызывают доверительные отношения, хорошо адаптируются в любых ситуациях общения.
Низкий уровень показатель низкой мобильности и адаптивности в различных ситуациях общения.
Наглядно полученный результат показан на Рис. 2.
Рис.2. Результаты исследования по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении»
Корреляционные связи по данным методикам представлены в таблице 4. Анализируя полученные результаты можно сказать, что в данных выборках была выявлена прямая умеренная корреляционная связь между качествами эмоциональность и уровень принятия других (0.40), четкость и самоуправление в общении (0.32). Таким образом, можно сказать, о том, что чем психолог является эмоциональной личностью, тем вероятнее у него способность принять и понять других. Такой психолог сможет понять проблему клиента, проанализировать его и дать правильное консультирование. И если диалог психолога будет четким, ясным и внятным, тем выше у него самоуправление в общении, подвижность и быстрота действий. Чем организованнее диалог, тем, скорее всего психологу будет легче вступать в беседу с клиентом, и консультирование пройдет намного эффективнее.
Вывод по главе 2.
Анализ полученных данных по методике «Личностный дифференциал» говорит о том, что культура диалога психолога во многом зависит от его личностных качеств. Правильно поставленный диалог внушает доверие и надежду. Помогает взаимодействовать и личностно-профессиональному росту самого психолога.
А по опроснику «Диагностика принятия других» и по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» получились такие результаты, как у многих студентов проявилась средний уровень принятия других и самоуправление в общении, которые свидетельствует о том, что они готовы идти на контакт без всяких затруднений и барьеров в общении. Ведь хорошо развитые личностные качества и профессиональные умения, обеспечат диалогическое общение.
Заключение
Обобщая результаты теоретического анализа, можно сказать следующее. Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Работа психолога в некоторой степени заключается в общении. И правильный поставленный диалог поможет развивать не только себя самого, но и собеседника.
Культура диалога выступает как определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог. Культуру диалога составляет совокупность знаний, норм и традиций в области диалога, созданных в процессе развития человеческого общества. Так же культуру диалога следует рассматривать как высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций в области диалогического взаимодействия и одновременно как высокую степень совершенства в развитии психологических качеств, которые обеспечивают эффективность диалогического взаимодействия. Культуру диалога следует понимать как способ жизни отдельного человека, который, с одной стороны, придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.
Уверенный диалог психолога – это способность убеждать, авторитетность, доверие. Четкость – это конкретность, определенность, организованность и ясность. То есть диалогическая компетентность во многом зависит от личностных качеств самого психолога. Ведь диалогическая компетентность это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно – способности быть компетентным как в говорении, так и слушании.
Список литературы.
1. Диалог как форма психологического воздействия// Общение и диалог в практике обучения, воспитания и … Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд.АПН СССР, 1986, С. 113-127. 91. Копьев А.Ф. О.
2. Эффективность процесса формирования культуры диалога у будущих психологов. - М.: Изд-во МААН, 2008. - 3,5 п.л.
3. Акулин А. М. Формирование культуры диалога у будущих психологов: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М-ва: Российский ун-ет дружбы народов, 2009. - 11 с.
4. Черкашина Т. Т. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ // Вестник ТГПУ - 2011. Выпуск 2 (104)
5. Коваль Т. И. Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения: автор. дис. кандидат педагогических наук. – Краснодар: 2006. – 22 с.
6. Учёба.name – скачать бесплатно рефераты, шпоры, шпаргалки, конспекты, лекции:. [Электронный ресурс]. URL: http://ucheba.name/
7. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Аннотация // Электронная библиотека. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://psichology.vuzlib.net/
8. Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.164-166.
9. Диагностика принятия других (по шкале Фейя) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.157-158.
10. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование // Независимая фирма "Класс" - 1999. — 208 с.
11. Эффективность процесса формирования культуры диалога у будущих психологов. - М.: Изд-во МААН, 2008. - 3,5 п.л.
12. Известие Казахстана - Диалог культур и культура диалога: [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.kz/node/
13. Сущностная характеристика культуры диалога как акмеологического феномена. – М.: Изд-во МААН, 2007 (в соавторстве с А.А.Деркачом). – 2,0/1,0 п.л.
14. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
15. Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге "взрослый --- ребенок"// Изд.2, испр. и доп., - 2011. - 448 с.
16. Балыхина Т.М. Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент - образования : [Электронный ресурс] URL: www.dis-sovet.ru/av/prez/cher.
Приложение 1
Методика «Личностный дифференциал»
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Использование метода ЛД
ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.
От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.
Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.
Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов