Исследование культуры диалога у будущих психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2

Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

проект.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

В Таблице 2 показано, что у большинства средний уровень принятия других (86,6%) это говорит о том, что они легко находят общий язык с другими людьми, не возникают барьеры в общении, такие люди обладают способностью оказать сильную  помощь другим. Но в то же время имеют некую дистанцию и не всех подпускают близко к себе.

На второй позиции низкий уровень принятия других ( 13,3%) данные показатели говорят о том что, человек еще не полностью раскрылся и им сложно понять и принять других. Они находятся в познании себя и других.

Наглядно полученный результат показан на Рис. 1.

             

 

 

Рис.1. Результаты исследования по опроснику «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» показаны в Таблице 3

Таблица 3

Процентное соотношение показателей по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении»

Самоуправление в общении

Показатели

Процентное соотношение

( %)

Высокий

3

10

Средний

26

86,6

Низкий

1

3,3

 

Исходя из таблицы видно что,  доминирует средний уровень (86,6%) в самоуправлении в общении, следующий показатель низкий уровень ( 3,3%) в самоуправлении в общении. Средний уровень это показатель того, что студенты умеют контролировать свое общение, эмоциональный всплеск и этим располагают других к себе, вызывают доверительные отношения,  хорошо адаптируются в любых ситуациях общения.

Низкий уровень показатель низкой мобильности и адаптивности в различных ситуациях общения.

Наглядно полученный результат показан на Рис. 2.

 

Рис.2. Результаты исследования по методике «Изучение способности к самоуправлению в общении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корреляционные связи по данным методикам представлены в таблице 4. Анализируя полученные результаты можно сказать, что в данных выборках была выявлена прямая умеренная корреляционная связь между качествами эмоциональность и уровень принятия других  (0.40), четкость и самоуправление в общении (0.32). Таким образом, можно сказать, о том, что чем психолог является эмоциональной личностью, тем вероятнее у него способность принять и понять других. Такой психолог сможет понять проблему клиента, проанализировать его и дать правильное консультирование. И если диалог психолога будет четким, ясным и внятным, тем выше у него самоуправление в общении, подвижность и быстрота действий. Чем организованнее диалог, тем, скорее всего психологу будет легче вступать в беседу с клиентом, и консультирование пройдет намного эффективнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2.

Анализ полученных данных по методике «Личностный дифференциал» говорит о том, что культура диалога психолога во многом зависит от его личностных качеств. Правильно поставленный диалог внушает доверие и надежду. Помогает взаимодействовать и личностно-профессиональному росту самого психолога.

А по опроснику «Диагностика принятия других» и по методике  «Изучение способности к самоуправлению в общении» получились такие результаты, как у многих студентов проявилась средний уровень принятия других и самоуправление в общении, которые свидетельствует о том, что они готовы идти на контакт без всяких затруднений и барьеров в общении. Ведь хорошо развитые личностные качества и профессиональные умения, обеспечат диалогическое общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

Обобщая результаты теоретического анализа, можно сказать следующее. Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Работа психолога в некоторой степени заключается в общении. И правильный поставленный диалог поможет развивать не только себя самого, но и собеседника.

Культура диалога выступает как определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог. Культуру диалога составляет совокупность знаний, норм и традиций в области диалога, созданных в процессе развития человеческого общества. Так же культуру диалога следует рассматривать как высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций в области диалогического взаимодействия и одновременно как высокую степень совершенства в развитии психологических качеств, которые обеспечивают эффективность диалогического взаимодействия. Культуру диалога следует понимать как способ жизни отдельного человека, который, с одной стороны, придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.

Уверенный диалог психолога – это способность убеждать, авторитетность, доверие. Четкость – это конкретность, определенность, организованность и ясность. То есть диалогическая компетентность во многом зависит от личностных качеств самого психолога. Ведь диалогическая компетентность это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно – способности быть компетентным как в говорении, так и слушании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.                  Диалог как форма психологического воздействия// Общение и диалог в практике обучения, воспитания и … Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд.АПН СССР, 1986, С. 113-127. 91. Копьев А.Ф. О.

2.                  Эффективность процесса формирования культуры диалога у будущих психологов. - М.: Изд-во МААН, 2008. - 3,5 п.л.

3.                  Акулин А. М. Формирование культуры диалога у будущих психологов: автореф.  дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М-ва: Российский ун-ет дружбы народов, 2009. - 11 с.

4.                  Черкашина Т. Т. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ //  Вестник ТГПУ - 2011. Выпуск 2 (104)

5.                  Коваль Т. И. Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения: автор. дис. кандидат педагогических наук. – Краснодар: 2006. – 22 с.

6.                  Учёба.name – скачать бесплатно рефераты, шпоры, шпаргалки, конспекты, лекции:. [Электронный ресурс]. URL: http://ucheba.name/psikhologija/.html (дата обращения: 09.11.11).

7.                 Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Аннотация // Электронная библиотека. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://psichology.vuzlib.net/book_o722.html (дата обращения: 09.11.11).

8.                 Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.164-166.

9.                 Диагностика принятия других (по шкале Фейя) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.157-158.

10.             Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование // Независимая фирма "Класс" - 1999. — 208 с.

11.             Эффективность процесса формирования культуры диалога у будущих психологов. - М.: Изд-во МААН, 2008. - 3,5 п.л.

12.             Известие Казахстана - Диалог культур и культура диалога: [Электронный ресурс]. URL:  http://www.izvestia.kz/node/3961 (дата обращения 21.12.12)

13.             Сущностная характеристика культуры диалога как акмеологического феномена. – М.: Изд-во МААН, 2007 (в соавторстве с А.А.Деркачом). – 2,0/1,0 п.л.

14.             Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.

15.             Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге "взрослый --- ребенок"// Изд.2, испр. и доп., - 2011. - 448 с.

16.             Балыхина Т.М. Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент - образования : [Электронный ресурс] URL: www.dis-sovet.ru/av/prez/cher.ppt (дата обращения 21.12.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Личностный дифференциал»

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Использование метода ЛД

    ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.

    От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

    От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов