Исследование культуры диалога у будущих психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности процесса формирования диалогического общения у будущих психологов.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.
2. Определить характеристики культуры диалога.
3. Выявить особенности затруднений в диалогическом общении, возникающих у будущих психологов.
4. Провести эмпирическое исследование по выявленной проблеме.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры диалога у будущих психологов
1.1 Диалогическая природа общения
1.2 Понятия культура диалога
1.3 Диалогическая компетентность
1.4 Специфика психологического консультирования
Вывод по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов ФПП
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Вывод по главе 2

Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

проект.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

1.3       Диалогическая компетентность

 

Культура личности представляет собой единый процесс накопления знаний, диалогического опыта и качественной их реализации в профессиональной деятельности и речевом поведении в контексте субъектного коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал – это проявление адаптивных характеристик личности, которая не только приобретает определенный опыт поведения в конкретной этнокультуре и профессиональной среде, но и сознательно отказывается от них, «изменяя» стереотипам, не отвечающим требованиям времени и обстоятельствам общения.

Диалогическая компетентность, как выражение субъективного внутреннего мира «Я» в интеллектуально-эмоционально-волевом-соматическом его проявлении отражает культуру личности в целом и определяется  сформированностью, устойчивостью ее ценностно- смыслового речеповеденческого отношения к миру и к себе в совокупности таких знаний, умений, навыков, которые позволяют результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.

В употреблении понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» нет четко обозначенных семантических отличий.

Коммуникативная компетентность отличается от коммуникативной компетенции тем, что представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в то время как коммуникативная компетенция есть результат накопленного коммуникативного опыта. В структуру коммуникативной компетенции входит диалогическая составляющая, или диалогическая компетенция (наряду с монологической, полилогической). Под диалогической компетенцией соответственно понимаются знания, опыт, осведомленность в диалогическом общении. В данном случае диалогическая компетенция выступает как результат опыта ведения диалога и как цель. Диалогическая компетентность это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно – способности быть компетентным как в говорении, так и слушании [ 4, c.124-126].

 

1.4 Специфика психологического консультирования

Психологическое консультирование - работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа [10, с.208]. Основная поставленная проблема

психологического консультирования cоздание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следует рассматривать консультативную дело как интимноличностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью).

Задачи психологического консультирования:

1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.

3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.

4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическое просвещение.

Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С. Абрамова) [6, c.2-3].

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Социально-психологический тренинг также предполагает разработку прикладных

программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям. Но в рамках социально-психологического тренинга основным фактором воздействия становится не информация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности циркуляции обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развернуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами – групповое  психологическое консультирование, но специфика работы с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одновременно оказывать помощь большому количеству людей, испытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консультанта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как помеха деятельности консультанта. [7, с.5-6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1

Анализ психолого-педагогической литературы показало, что «диалог» - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Понятие «культура диалога» имеет три взаимодополняющих значения. В первом значении культура диалога выступает как определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог. Со вторым значением культуру диалога следует рассматривать как высокий уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций в области диалогического взаимодействия и одновременно как высокую степень совершенства в развитии психологических качеств, которые обеспечивают эффективность диалогического взаимодействия. С третьим значением культуру диалога следует понимать как способ жизни отдельного человека, который, с одной стороны, придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.

Под диалогической компетенцией понимаются знания, опыт, осведомленность в диалогическом общении. Диалогическая компетентность это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно – способности быть компетентным как в говорении, так и слушании.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования культуры диалога у будущих психологов

2.1 Организация и методы исследования.

 

Исследование проводилось в городе Елабуга. Респондентами являлись студенты Казанского Федерального Университета Филиала города Елабуга факультета психологии и педагогики. Количество испытуемых 30 человек.

Цель исследования: выявить особенности процесса формирования диалогического общения  у будущих психологов.

Объект исследования: студенты 4 и 5 курса.

Предмет исследования: культура диалога будущих психологов.

В ходе исследования было выдвинута следующая гипотеза:

Культура диалога является личностно - деятельностным качеством, сформированность которого обеспечивает перевод любой ситуации общения на гуманистический, смыслопоисковый и творческий уровень, и показателем высокого уровня личностного и профессионального  развития.

Шаги по направлению к достижению цели и реализации программы исследования конкретизированы в следующих задачах:

1.                 Исследовать культуру диалога у будущих психологов с помощью методики «Личностный дифференциал»

2.                 Оценить уровень принятия других и самоуправление в общении

3.                 Обработать полученные результаты с помощью методом математической статистики

С учетом задач и содержания проводимого исследования определились методы исследования:

1.                  «Личностный дифференциал» Осгута

2.                  «Диагностика принятия других» ( по шкале Фея)

3.                  «Изучение способности к самоуправлению в общении»

 

«Личностный дифференциал»

Методику личностного дифференциала (ЛД) разработал Олпорт. Она содержит 21 полярных свойств личности, по которым испытуемому предлагается оценить самого себя. В интерпретации выделяются следующие 3 аспекта самооценки – Фактор Оценки, который свидетельствует об уровне самоуважения, Фактор Силы , который свидетельствует о развитии волевых сторон личности, и Фактор Активности, который интерпретируется как, свидетельство экстравертированности личности. При использовании ЛД Для измерения взаимных оценок (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого; фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки; фактор (А) отражает восприятие людьми личностных особенностей друг друга. Это методика была модифицирована для определения качеств, свойственных психологу и диалогической компетентности психолога. Она включает в себя список из 24 качеств, которые нужно оценить по 7и балльной шкале. Инструкция к методике: «Оцените психолога и диалогическую компетентность психолога по отобранным качествам.»

             

«Диагностика принятия других» ( по шкале Фея)

Данный опросник предназначен для определения уровня принятия других. Испытуемым дается инструкция: «Внимательно прочитайте суждения опросника. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то отметьте степень вашего согласия с ним».

Источником данного опросника является «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

 

 

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.157-158.

«Изучение способности к самоуправлению в общении»

Методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения. Инструкция: «Ниже приведены высказывания, касающиеся различных ситуаций в общении. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте букву «в» рядом с соответствующим номером высказывания. Важно, чтобы вы отвечали искренне и честно.»

Источником данной методики является Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.164-166.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал» предоставлены в Таблице 1 (см. в Приложении). Исходя из Таблицы 1 видно, что больше половины опрошенных студентов считают, что психолог должен обладать такими качествами, как решительность, уверенность, честность так же психолог должен быть добросовестным, общительным и толерантным. Наиболее доминирующими качествами по оценке студентов у психолога являются добросовестность, решительность и уверенность.

Культура диалога психолога в свою очередь по оценке студентов – психологов  должен быть уверенным, четким, эмоциональным, интересным и эффективным.

Уверенный диалог психолога – это способность убеждать, авторитетность, доверие. Четкость – это конкретность, определенность, организованность и ясность. То есть диалогическая компетентность, по мнению студентов во многом зависит от личностных качеств самого психолога. Ведь диалогическая компетентность это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми в диалоге, а именно – способности быть компетентным как в говорении, так и слушании.

Данные исследования по опроснику «Диагностика принятия других»  по шкале Фейя, где испытуемым нужно было ответить на 18 вопросов, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение показателей по опроснику «Диагностика принятия других» по шкале Фейя

Уровень принятия других

Количество выборов

%

Высокий

0

0

Средний

26

86,6

Низкий

4

13,3

Информация о работе Исследование культуры диалога у будущих психологов