Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель работы: исследовать уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения.
Задачи:
- в теоретическом аспекте рассмотреть современные взгляды на теорию стресса, механизм развития стрессовой ситуации на клеточном и организменном уровне;
- оценить уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета по показателю «Индивидуальная минута», и по индексу Робинсона.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Физиологические основы адаптации организма человека……..
5
1.1. Характеристики стрессовых факторов организма человека.
5
1.2. Функциональные изменения в организме при стрессе……..
11
1.3. Методы оценки адаптации организма к стрессу……………
19
Глава 2. Исследование адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета…………...
27
2.1. Характеристика объекта и метода исследования…………...
27
2.2. Оценка адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета……………………...
29
Заключение………………………………………………………………….
34
Список литературы…………………………………………………………
36
Результаты пробы Летунова
оцениваются путем изучения типов
реакции. У хорошо тренированных
людей наблюдается нормотоничес
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД. Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.
Глава 2. Оценка уровня адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета
2.1 Характеристика объекта и метода исследования
Для проведения исследования адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета была выбрана группа студентов третьего курса в количестве 19 человек в возрасте от 20 до 41 года, занимающиеся разными видами деятельности и проживающие в разных населенных пунктах.
Исследование проводилось в утренние часы на лабораторных занятиях. Для исследования применили тонометр для измерения артериального давления, методику проведения теста «Индивидуальная минута», опросник «Госпитальная шкала тревоги и депрессии».
Для проведения оценки уровня адаптационных возможностей студентов измеряют показатели артериального давления в покое - систолического артериального давления и диастолического артериального давления.
Психофизиологические показатели, проводят тест индивидуальной минуты со счетом (характеризует сознательное отношение человека к течению времени). Для определения «индивидуальной минуты» надо взять в руки секундомер и нажать кнопку пуска секундной стрелки. Не глядя на нее, сразу же начать про себя отсчитывать секунды до 1 мин и сразу остановить секундомер. Данные секундомера зафиксировать.
Психофизиологические
показатели оценивают через самооценку
уровней тревоги и депрессии
по госпитальному опроснику
Шкала включает две подшкалы: тревоги и депрессии. Подсчитывается арифметическая сумма баллов, набранных пациентом по каждой из подшкал, а также суммарный балл по шкале.
Суммарный балл по каждой из подшкал определяется:
Дополнительно проводят тест индивидуальной минуты без счета (отражает чувство времени, бессознательное восприятие времени человеком). Затем определяют индекс функционального состояния адаптации (ИФСА), который рассчитывают по формуле:
ИФСА=0,1×САД-0,06×ДАД+0,29×
При значении показателей ИФСА:
Арифметическая сумма баллов по опроснику госпитальная шкала тревоги и депрессии, данные измерения артериального давления, пульса, показатели измерения индивидуальной минуты со счетом и без счета приведены в таблице №2.1. Определение индекса функционального состояния адаптации.
2.2. Оценка адаптационных
возможностей студентов
Исследование проводили в утренние часы, во время лабораторных занятий. Для проведения оценки уровня адаптационных возможностей студентов измеряли показатели артериального давления в покое - систолического артериального давления и диастолического артериального давления, провели тест Индивидуальная минута и опросник Госпитальная шкала тревоги и депрессии.
Анализ результатов, индекса функционального состояния адаптации, студентов заочного отделения биологического факультета в количестве 19 человек показывает:
Из 19 студентов – у 18 проявляется функциональное состояние адаптации в норме; адекватно реагируют на свое состояние здоровья; присутствует саморегуляция психологических и физиологических функций; эти данные в процентном соотношении составляют 94,7%.
Из 19 студентов – у 1 проявляется функциональное состояние адаптации тревожное; функциональное состояние с психологическими симптомами тревоги, характеризующееся повышенной эмоциональностью и склонностью преувеличивать свое психологическое и соматическое неблагополучие, нарушение саморегуляции в сфере управления эмоциями; эти данные в процентном соотношении составляют 5,3%.
Таблица 2.1.
Ф.И.О. студента (ки) |
Возраст |
Вес, кг |
Рост, см |
АД (систолическое) мм.рт.ст |
АД (диастолическое) мм.рт.ст |
Пульс |
Показатель индивидуальной минуты со счетом (секунды) |
Показатель индивидуальной минуты без счета (секунды) |
Уровень тревоги в баллах |
Уровень депрессии в баллах |
ИФСА |
|
40 |
70 |
156 |
108 |
71 |
84 |
65 |
41 |
6 |
9 |
30,69 |
|
27 |
56 |
165 |
112 |
65 |
62 |
66 |
49 |
7 |
2 |
36,52 |
|
40 |
60 |
166 |
115 |
81 |
86 |
54 |
48 |
4 |
3 |
32,88 |
|
39 |
62 |
158 |
99 |
74 |
86 |
60 |
53 |
5 |
3 |
34,44 |
|
26 |
86 |
175 |
132 |
67 |
52 |
72 |
53 |
5 |
1 |
42,48 |
|
30 |
49 |
161 |
103 |
57 |
73 |
59 |
51 |
9 |
5 |
32,57 |
|
34 |
94 |
164 |
137 |
84 |
66 |
45 |
57 |
10 |
10 |
29,47 |
|
41 |
87 |
176 |
117 |
79 |
60 |
39 |
47 |
15 |
9 |
21,65 |
|
29 |
57 |
156 |
106 |
64 |
81 |
67 |
52 |
4 |
4 |
37,47 |
|
38 |
63 |
164 |
109 |
62 |
76 |
64 |
39 |
5 |
5 |
32,56 |
|
24 |
72 |
172 |
107 |
65 |
79 |
52 |
58 |
4 |
2 |
35,68 |
|
21 |
64 |
165 |
130 |
80 |
86 |
69 |
47 |
5 |
3 |
38,11 |
|
22 |
55 |
161 |
125 |
65 |
78 |
51 |
47 |
4 |
3 |
33,69 |
|
22 |
55 |
160 |
120 |
65 |
66 |
72 |
43 |
4 |
2 |
38,58 |
|
20 |
86 |
167 |
125 |
77 |
77 |
69 |
52 |
3 |
6 |
38,73 |
|
37 |
68 |
168 |
120 |
63 |
54 |
75 |
44 |
7 |
6 |
36,97 |
|
28 |
60 |
168 |
106 |
68 |
83 |
51 |
57 |
5 |
4 |
33,59 |
|
38 |
63 |
164 |
105 |
60 |
66 |
72 |
57 |
6 |
2 |
40,5 |
|
23 |
51 |
156 |
126 |
87 |
94 |
61 |
55 |
4 |
2 |
38,03 |
Определение индекса
функционального состояния адаптации.
Далее с исследуемыми был проведен тест на состояние сердечно-сосудистой системы по расчетам индекса Робинсона:
где П – частота пульса.
В ходе определения резерва сердечно-сосудистой системы является:
В ходе проведения теста результаты представлены в таблице №3.1. Определение резерва сердечно-сосудистой системы.
Анализ результатов исследования позволяет выделить три группы обследуемых по величине индекса Робинсона:
- Низкий уровень резерва сердечно-сосудистой системы составляет у 10 студентов, что в процентном соотношении составляет 53%;
- Средний уровень резерва сердечно-сосудистой системы составляет у 3 студентов, что в процентном соотношении составляет 16%;
- Высокий уровень резерва сердечно-сосудистой системы составляет у 6 студентов, что в процентном соотношении составляет 31%;
Таблица 3.1.
Определение резерва сердечно-сосудистой системы.
Ф.И.О. |
Возраст |
Пульс |
Артериальное давление (систолическое) |
Индекс Робинсона |
|
40 |
84 |
108 |
90,72 |
|
27 |
62 |
112 |
69,44 |
|
40 |
86 |
115 |
98,9 |
|
39 |
86 |
99 |
85,14 |
|
26 |
52 |
132 |
68,64 |
|
30 |
73 |
103 |
75,19 |
|
34 |
66 |
137 |
90,42 |
|
41 |
60 |
117 |
70,2 |
|
29 |
81 |
106 |
85,86 |
|
38 |
76 |
109 |
82,84 |
|
24 |
79 |
107 |
84,53 |
|
21 |
86 |
130 |
111,8 |
|
22 |
78 |
125 |
97,5 |
|
22 |
66 |
120 |
79,2 |
|
20 |
77 |
125 |
96,25 |
|
37 |
54 |
120 |
64,8 |
|
28 |
83 |
106 |
87,98 |
|
38 |
66 |
105 |
69,3 |
|
23 |
94 |
126 |
118,4 |
Заключение.
В настоящее время
не решена проблема создания единой формулировки,
могущей четко определить границы
стрессового состояния и
В первую очередь стрессовая реакция начинается на уровне организма, вовлекая в этот процесс нервную и эндокринную системы. Механизмы нервной и гуморальной регуляции не справляются в ситуации повышенного напряжения, в первую очередь эмоционального, что приводит к их гиперфункционированию. Избыток гормонов по цепи порождает ряд физиологических изменений, которые лишь усугубляют стрессовую реакцию. Если индивид не может элиминировать внешнее воздействие, а организм не в состоянии поддерживать надлежащий уровень функционирования, то наступает так называемая фаза истощения, которая рано или поздно приводит к смерти человека.
Однако даже не сильно интенсивное внешнее (или внутреннее) воздействие приводит к нарушениям функционирования внутренних органов. В первую очередь страдают нервная и сердечно-сосудистая системы, как наиболее уязвимые. Влияние стресса может ограничиться лишь легкими повреждениями, такими как временная тахикардия, повышение температуры тела, различные покраснения или зуды, а может вызвать заболевания, не совместимые с жизнью, как, например, инсульт, инфаркт миокарда. Нельзя не отметить влияние стресса на развитие сахарного диабета, гастрита и язвенной болезни желудка, онкологических заболеваний.
Таким образом, стресс в нашей жизни занимает достаточно большое место, с одной стороны, играя роль индикатора, благодаря которому мы можем вовремя замечать вредоносное повреждающее воздействие (при условии, что человек сразу безошибочно диагностирует у себя состояние стресса), а с другой стороны, вследствие своего патологического характера наносит вред организму, очень часто несоразмерный с оказываемым воздействием.
Список литературы.
Информация о работе Исследование адаптивных возможностей организма студентов