Исследование адаптивных возможностей организма студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения.
Задачи:
- в теоретическом аспекте рассмотреть современные взгляды на теорию стресса, механизм развития стрессовой ситуации на клеточном и организменном уровне;
- оценить уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета по показателю «Индивидуальная минута», и по индексу Робинсона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Физиологические основы адаптации организма человека……..
5
1.1. Характеристики стрессовых факторов организма человека.
5
1.2. Функциональные изменения в организме при стрессе……..
11
1.3. Методы оценки адаптации организма к стрессу……………
19
Глава 2. Исследование адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета…………...

27
2.1. Характеристика объекта и метода исследования…………...
27
2.2. Оценка адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета……………………...

29
Заключение………………………………………………………………….
34
Список литературы…………………………………………………………
36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Физиологические  основы адаптации организма человека……..

5

1.1.    Характеристики  стрессовых факторов организма  человека.

5

1.2.    Функциональные  изменения в организме при  стрессе……..

11

1.3.    Методы оценки адаптации организма к стрессу……………

19

Глава 2. Исследование адаптационных  возможностей студентов   заочного отделения биологического факультета…………... 

 

27

2.1.    Характеристика  объекта и метода исследования…………...

27

2.2.    Оценка адаптационных возможностей студентов заочного  отделения биологического факультета……………………...

 

29

Заключение………………………………………………………………….

34

Список литературы…………………………………………………………

36

Приложение…………………………………………………………………

38


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время все увеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия для решения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи все привыкли называть такое состояние стрессом.

По утверждению создателя  концепции стресса Ганса Селье, «стресс – не просто нервное напряжение». Стресс – это постоянное состояние  человеческого организма, его качественная характеристика, позволяющая судить о возможностях адаптации к неблагоприятным условиям среды. В таком определении больше позитивных сторон. Но при пересечении точки некоего оптимального уровня стресса он становится разрушительным, деструктивным по своей сути.

При высоком напряжении страдают и  наши внутренние органы, происходят непоправимые процессы в организме. Все чаще ученые фиксируют случаи смертельных болезней, вызванных таким привычным для  нас, только более длительным или  интенсивным стрессом. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано с эмоциональным стрессом. На основе эмоциональных стрессов формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания.

Стресс затрагивает  практически все функциональные системы организма, но более явные  проявления затрагивают именно вегетативную систему, меньше приспособленную к негативному влиянию, а также легко переходящую в состояние дисбаланса. Все происходящие, функциональные изменения в организме человека при стрессе впоследствии приводят к заболеваниям, которые непросто распознать и в дальнейшем лечить. А для этого необходимо знать симптомы, чтобы сразу же различить эти болезни при первом же появлении.

Устойчивость к стрессу  определяется уровнем развития адаптационных  возможностей данного организма. Сегодня  существует несколько методов оценки, уровня адаптации организма человека по различным физиологическим показателям. В последнее время в спортивной и медицинской практике стали использовать такой показатель, как «индивидуальная минута».

Цель работы: исследовать уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения.

Задачи:

- в теоретическом аспекте  рассмотреть современные взгляды  на теорию стресса, механизм  развития стрессовой ситуации  на клеточном и организменном  уровне;

- оценить уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета по показателю «Индивидуальная минута», и по индексу Робинсона.

 

Глава 1. Физиологические основы адаптации организма человека.

 

1.1. Характеристики стрессовых факторов организма человека

 

В современной литературе термин "стресс" обозначает, как особое функциональное состояние, при котором организм реагирует на экстремальное воздействие и возникает реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Биологическая функция стресса — адаптация, приспособление для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует общий адаптационный синдром – совокупность реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия, попытка организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции.

В целом стресс представляет собой неспецифический компонент  адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Стресс характеризуется  динамикой и имеет логику своего развития. Последствия для организма  в результате развития стресса могут  быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться необратимые изменения в системах организма.

Рассмотрим, механизм развития стрессовой ситуации. Стрессор через кору полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о возникшей опасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация норадреналина. Из связанной формы норадреналина переходит в "свободное" состояние, вызывает возбуждение симпатических центров и по главным нервам достигает мозгового слоя надпочечников и вызывает у человека усиленный выброс в кровь смеси адреналина и норадреналина из мозгового слоя надпочечников. Кровь обогащается адреналином и норадреналином. Катехоламины через гематоэнцефалический барьер проникают в гипоталамус и лимбико-ретикулярную систему. Происходит активация адренергических, а также серотонинергических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности стимулирует образование релизинг-фактора, который вызывает выработку адренокортикотропного гормона. Под влиянием этого гормона в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, и содержание их в крови нарастает.

Как только содержание кортикостероидов в крови достигает верхней  границы нормы, срабатывает закон  обратной связи. Проникая через гематоэнцефалический барьер в спинномозговую жидкость и  мозг, кортикостероиды тормозят образование  релизинг-фактора в гипоталамусе. Автоматически приостанавливается образование адренокортикотропного гормона, и уровень кортикотропных гормонов в крови падает.

При длительных и особо угрожающих жизни стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи, прерывающей  секрецию кортикостероидов, могут возникать сбои, когда взаимодействие между нервными и химическими механизмами разлаживается. Обнаружено, что при этом кортикостероиды связываются с особым белком крови — транскортином. Соединение кортикостероидов с транскортином задерживается гематоэнцефалическим барьером. Поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке кортикостероидов в крови и секреция адренокортикотропного гормона не прерывается. Когда обратная отрицательная связь, ограничивающая рост уровня кортикостероидов, не срабатывает, тогда начинается III стадия стресса — стадия истощения. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству функций, которое распространяется постепенно на нервную и эндокринную систему, захватывая сердце, сосуды, легкие, органы пищеварения.

I и II стадии стресса  по-разному выполняют свою защитную  функцию. II стадии стресса, стадии  сопротивления, адаптации к стрессу  соответствует увеличение содержания  катехоламинов (адреналина и норадреналина), проникающих в мозг за счет повышения проницаемости гематоэнцефалического барьера. В результате усиливается образование релизинг-факторов и, следовательно, непрерывно нарастает уровень кортикостероидов в крови. С ростом кортикостероидов усиливается защитная функция организма, так как они обладают противовоспалительным, десенсибилизирующим, антиаллергическим, противошоковым и антитоксическим действием.

Защитная же функция I стадии стресса (реакции тревоги) преимущественно  связана с эффектом воздействия  адреналина и норадреналина. Увеличение адреналина и норадреналина в крови и тканях организма являются первыми химическими звеньями в развитии стресса. Нередко их называют "аварийными гормонами". Они активируют деятельность сердечнососудистой системы, обмен веществ. Норадреналин, попав в кровь, сужает артерии, что ведет к росту артериального давления. Адреналин в русле крови также увеличивает кровяное давление, поднимает частоту пульса, увеличивает объем сердечного выброса, стимулирует распад гликогена и увеличивает содержание сахара в крови.

Наиболее продолжительные  реакции на стресс являются результатом  активизации трех основных «эндокринных осей». Этим термином обозначают эндокринные  пути, по которым осуществляется реакция  на стресс.

Эндокринные оси вызывают наиболее длительную соматическую реакцию. К этим осям относят адрено-кортикальную, соматотропную и тироидную. Они могут быть активированы различными психологическими, психосоциальными стимулами.

В адрено-кортикальной оси нервные импульсы поступают в срединный бугор гипоталамуса. Далее нейросекреторные клетки гипоталамуса выделяют кортикотропин-рилизинг фактор, который поступает в передний отдел гипофиза. Чувствительные к этому фактору клетки выделяют адренокортикотропный гормон, который через систему кровообращения поступает в мозговой слой надпочечников. Адренокортикотропный гормон стимулирует выработку надпочечниками кортизола и кортикостерона, которые вызывают усиленный синтез глюкозы, увеличение образования мочи и подавление иммунологических механизмов.

Активация соматотропной  оси происходит подобным же образом, только гипоталамус синтезирует  соматотропин-рилизинг фактор, который  стимулирует выработку передним гипофизом соматотропного гормона, или гормона роста. Он приводит к повышению уровня жирных кислот и глюкозы в крови.

Активация тироидной оси происходит образованием тиротропин-рилизинг фактора, выделенным гипоталамусом, вызывает выработку в переднем гипофизе тироид-стимулирующего гормона, который затем поступает в щитовидную железу и стимулирует синтез тироксина. Тироидные гормоны ведут к повышению метаболизма, увеличению числа сердечных сокращений, повышению артериального давления.

Также к эндокринным осям относят  и ось заднего гипофиза. Задний, или нейрогипофиз получает импульсы от гипоталамуса и отвечает на эту стимуляцию выделением вазопрессина, или антидиуретического гормона. Результатом действия вазопрессина является задержка воды в организме и уменьшение выделения мочи. Таким образом, во время стрессовой реакции снимается одна из важнейших биологических потребностей. Это позволяет организму адекватно реагировать на ситуацию, не отвлекаясь на удовлетворение витальных потребностей.

Естественная реакция  организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) — является стресс.  
Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, — постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону — способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс — состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры — различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражителя, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности.

Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). Перечень внешних и внутренних факторов приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Виды внешних и внутренних факторов стресса

Внешние факторы стресса

Внутренние факторы стресса

  1. Загрязнение окружающей среды
  1. Пищевая аллергия и непереносимость
  1. Гидрогенизированные жиры
  1. Аутоиммунное заболевание
  1. Курение и алкоголь
  1. Повышенный уровень обмена веществ
  1. Излишнее пребывание на солнце
  1. Высокий уровень холестерина
  1. Непомерно тяжелая нагрузка на работе
  1. Нарушение уровня сахара в крови (и диабет)
  1. Эмоциональные проблемы
  1. Нарушение гормонального равновесия

Информация о работе Исследование адаптивных возможностей организма студентов