Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель работы: исследовать уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения.
Задачи:
- в теоретическом аспекте рассмотреть современные взгляды на теорию стресса, механизм развития стрессовой ситуации на клеточном и организменном уровне;
- оценить уровень адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета по показателю «Индивидуальная минута», и по индексу Робинсона.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Физиологические основы адаптации организма человека……..
5
1.1. Характеристики стрессовых факторов организма человека.
5
1.2. Функциональные изменения в организме при стрессе……..
11
1.3. Методы оценки адаптации организма к стрессу……………
19
Глава 2. Исследование адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета…………...
27
2.1. Характеристика объекта и метода исследования…………...
27
2.2. Оценка адаптационных возможностей студентов заочного отделения биологического факультета……………………...
29
Заключение………………………………………………………………….
34
Список литературы…………………………………………………………
36
3. Мобилизация энергетических и структурных ресурсов организма, которая выражается в увеличении в крови концентрации глюкозы, жирных кислот, нуклеидов, аминокислот, а также в мобилизации функции кровообращения и дыхания. Этот эффект приводит к доступности субстратов окисления, исходных продуктов биосинтеза и кислорода для органов, работа которых увеличена. В условиях затянувшейся интенсивной стресс-реакции, когда не происходит увеличения мощности системы энергообеспечения, интенсивная мобилизация ресурсов перестает быть адаптивным фактором и приводит к прогрессирующему истощению организма.
4. Направленная передача энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптивную реакцию. Это явление может приводить к ишемическим нарушениям функции и даже повреждениям других органов, не участвующих в данной адаптивной реакции.
5. Вслед за катаболической фазой - (активация симпатико-адреналовой системы, гипоталамуса и гипофиза, усиленный синтез и поступление в кровь катехоламинов, глюкокортикоидов, альдостерона, АКТГ) стресс-реакции (пункт 3) реализуется значительно более длительная анаболическая фаза - (активация парасимпатической нервной системы, повышение активности соматотропного гормона и андрогенов, усиление синтеза белков, жиров, восстановление запасов гликогена, которые обеспечивают репаративные процессы, рост и развитие соединительной ткани). Она проявляется генерализованной активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в различных органах, что обеспечивает восстановление структур, пострадавших в катаболической фазе, и является основой формирования структурных следов и развития устойчивого приспособления к различным факторам среды. Вместе с тем чрезмерная активация этого адаптивного эффекта может приводить к нерегулируемому клеточному росту. В частности, наряду со стрессорным иммунодефицитом это может играть роль в механизме онкогенного эффекта стресса.
В ситуации, когда организм в стремлении к адаптации исчерпал свои компенсаторные возможности, а потребность в них не уменьшается или растет, происходит переход из фазы компенсации в фазу декомпенсации. Состояние дистресса характеризуется нарушением передачи информации в организме вследствие инактивации ферментных систем, дефицита структурных белков и жиров, нарушением реологических свойств крови, нарушением микроциркуляции. Совокупность этих явлений приводит к повреждению и стойкому нарушению функций органов, в том числе отвечающих за интегративные процессы регуляции: органов центральной нервной системы и эндокринных желез. Организм перестает быть целостным структурно-функциональным комплексом, его внутренние интегративные связи нарушаются, что неизбежно сказывается на функциональных механизмах адаптации и снижает ее эффективность.
Суммируя изложенное, можно сделать заключение: механизмы адаптации сложно между собой взаимосвязаны и носят двуликий характер ввиду способности переходить из защитных в повреждающие и становятся основой или составляющей частью развития патологического процесса. Этому переходу способствуют как количество стресс-факторов различной интенсивности и длительности (аллостатическая нагрузка), так и особенности организма, характеризующие его реактивность или предрасположенность к различным патологическим процессам. Таким образом, из общего звена адаптации стресс-реакция превращается в неспецифическое звено патогенеза различных заболеваний.
Для оценки уровня адаптации организма человека к стрессу рассмотрим методики проведения психологической и физиологической диагностики влияния стресса на организм человека.
На сегодняшний день
в психологии для определения
влияния стресса на организм человека
и уровень тревожности
Рассмотрим шкалу самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л.Ханина, которая приведена в Приложении.
Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
PT=∑1 - ∑2 + 50,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 15, 19, 20);
ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
При интерпретации результат
можно оценивать следующим
31-45 - умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
После ознакомления с методиками проведения оценки уровня тревожности в психологии, рассмотрим методики проведения оценки действия стресса на изменение физиологических показателей системы органов человека.
Для проведения оценки действия стресса на изменение физиологических показателей используются следующие методики [16, 13,]:
Рассмотрим методику
проведения оценки физиологических
показателей ортостатическую
Ортостатическая проба проводится следующим образом. Занимающийся лежит на кушетке в течение 5 мин, по истечении которых подсчитывает ЧСС за 15 с, затем встает и вновь подсчитывает ЧСС. В норме при переходе из положения, лежа в положение, стоя отмечается учащение ЧСС на 10—12 ударов в 1 мин. Учащение пульса до 18 ударов в 1 мин — удовлетворительная реакция, более 20 ударов в 1 мин — неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.
Порядок обработки результатов обследования:
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
Показатель разности у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча) проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос закрепляют зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
Порядок обработки результатов обследования:
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
Показатель разности у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Степ-тест предназначен для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Необходимое оборудование это ступенька высотой 50см, секундомер, (метроном).
Порядок проведения обследования по методике.
Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку высотой 50см. Подъем осуществляется на 4 счета (или по ударам метронома): раз - левой ногой на ступеньку, два - правой, три - левая опускается на пол, четыре - правая приставляется к левой. Всего тридцать восхождений в 1 минуту на протяжении 3 минут. В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальной положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем.
Перед проведением степ-теста
испытуемого необходимо ознакомить
с техникой выполнения физической нагрузки, предоставить ему возможность
совершить несколько пробных восхождений
на ступеньку. После окончания физической
нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Пульс
подсчитывается за первые 15 сек на 2-й,
3-й и 4-й минутах после нагрузки. Проба
оценивается по индексу (И):
Т * 100
И = ----------;
Р2+Р3+Р4
Оценка ведется по трехбалльной системе в соответствии со значениями индекса(И), где И равно:
Проба Летунова предназначена для оценки адаптации организма к скоростной работе и работе на "выносливость". Необходимое оборудование это секундомер, (метроном), тонометр, аппарат для измерения артериального давления.
Порядок проведения обследования по методике.
При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно три нагрузки. В первой он делает 20 приседаний за 30 сек. Вторая нагрузка (она выполняется через три минуты после первой) состоит в 15-секундном беге на месте в максимальном темпе. И наконец, через 4 минуты испытуемый выполняет третью нагрузку - 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту. После окончания каждой нагрузки на протяжении всего периода отдыха регистрируется восстановление ЧСС и АД. Пульс считается по 10-секундным интервалам.
Информация о работе Исследование адаптивных возможностей организма студентов