Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5
1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5
1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6
1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11
Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16
Заключение…………………………………………………………………….……25
Литература………………………………………………………………………….27
- Когда ты был в этом кабинете, Илья, тебя познакомили с особыми правилами?
- Да…Но я немного забыл…
- Все, о чем мы будем здесь разговаривать, никто не узнает. Можешь обо всем мне рассказывать и доверять…
- (Оживленно перебивает) Да, я вспомнил, говорили.
- Хорошо. Как у тебя настроение?
- Хорошее, я сегодня не устал еще.
-
Илья, тебя сюда привела учительница.
- …(хмурится)…
- Она говорит, что ты балуешься на уроках, не внимателен…
- Ну это не только я! У нас все такие!
- Хорошо. Тогда сейчас давай только о тебе поговорим. Ты учишься в первом классе, уже полтора месяца отучился. Расскажи мне что-нибудь о школе, о классе.
-
Мне нравится учиться, ходить
в школу. Там весело!
Гипотеза
1. Игровые интересы
преобладают над
учебными, не сформирован
мотивационный компонент
школьной готовности.
Проверка гипотезы 1:
- А что тебе больше нравится в школе: играть или учиться, получать новые знания?
- Ну…и играть, и учиться. Больше играть. На уроках с учителем мы тоже иногда играем!
-
А после игры тебе хочется
учиться или ты дальше
- Я дальше играю.
- А учительница?
-
Делает замечания, говорит,
- Такое часто бывает?
- Да, почти на каждом уроке…Она мне замечания делает.
- Илья, берешь с собой игрушки в школу?
-
Беру! У меня есть…(с восхищением
перечисляет и начинает
- Только в школе играешь или дома тоже?
- И дома играю. А можно сейчас? А то я тут не закончил (смотрит на телефон время от времени).
-
Давай немного позже, еще
(гипотеза подтвердилась)
Гипотеза
2. Общая школьная
готовность высокая;
ребенок хорошо подготовлен
и ему не интересно
на уроках.
Проверка гипотезы 2:
- Илья, а вам уже оценки ставят?
- Ставят. Нам сразу оценки ставить стали. Но не у всех хорошие, и единицы даже ставят!
- А у тебя какие оценки?
- Пятерки, четверки.
- Часто пятерки получаешь?
- Бывает, в основном четверки.
- Молодец. А тройки есть?
- Ну, иногда бывают…когда прослушаю что-нибудь, по поведению бывают.
- На уроках тебе, может быть, не интересно?
-
Интересно, нам учительница
- В школе начал буквы учить?
- Нет, мы раньше с мамой учить стали. …Просто иногда я устаю слушать и играть начинаю.
(гипотеза
не подтвердилась)
Гипотеза
3. При низкой мотивации
к обучению родители
должным образом
не занимаются с ребенком.
Проверка гипотезы 3:
- Илья, ты любишь рисовать?
- Ну да, но у меня не очень получается.
-
Ничего страшного. Нарисуй,
(Ребенок рисует себя и маму, фигуры одинаковой величины, ребенок в центре, мама с боку, другой край листа остается пустым)
Вот какой молодец! А говорил рисовать не умеешь! Ну ладно, Илья, сегодня у нас время закончилось. Ты хотел бы еще раз ко мне прийти?
- Да! Я приду!
- Как настроение? Не устал?
- Не устал, хорошее настроение.
- Хорошо, тогда сейчас беги на урок.
- До свидания!
-
До свидания!
До
второй встречи с ребенком узнаю,
что отец мальчика погиб. Учится он
хорошо, на «4», многим интересуется, но
не может долго удерживать внимание,
часто играет в телефонные игры,
приносит игрушки с собой. Со слов
учителя мальчик очень способный и мог
бы учиться гораздо лучше, если бы был
более внимателен. У ребенка много друзей,
общителен. Мама забирает ребенка со школы,
водит в кружки. В семье старший брат (школьник)
и младшая сестра.
Встреча
2.
- Здравствуйте! (заходит опять с игрушками)
- Здравствуй! Как дела, Илья?
- Хорошо, сегодня пятерку получил!
- Молодец! Как у тебя сегодня настроение?
- Хорошее!
- Замечательно. Помнишь нашу первую встречу? Мы с тобой там об уроках говорили…
-
Да. Сегодня тоже будем
- Да. Домашние задания у вас проверяют?
-
Проверяют.
Окончание проверки гипотезы 3:
- С кем уроки делаешь?
- С мамой. Вообще я сам делаю, а мама помогает. Если у меня не получается, она берет руку и вместе со мной буквы пишет, объясняет. Мама хвалит, когда я рассказываю, какие оценки получил.
- А ругает за что-нибудь?
- Ну да, бывает, когда я уроки не сажусь делать, когда в компьютере долго играю…
(гипотеза
не подтвердилась)
Гипотеза
4. Проблема поведения
вызвана привлечением
внимания со стороны
ребенка (1 родитель!);
ребенку не хватает
заботы, любви.
Проверка гипотезы 4:
- А кроме школы ходишь, Илья, куда-нибудь? В кружки?
- Хожу, он рядом с домом, меня мама отводит и забирает. И со школы тоже. Мне там нравится, у меня там друзей много.
- А в школе?
- И в школе тоже. …(перечисляет имена)
-
А по вечерам ты чем
- После уроков, как сделаю, с мамой гуляю. Мы в парк ходим, в цирк! К друзьям в гости хожу, а когда они ко мне приходят.
(гипотеза
не подтвердилась, однако, при
возможности поговорить с мамой могла
бы быть получена и другая информация)
Гипотеза
5. Проблема поведения
вызвана гиперопекой
со стороны мамы,
пытающейся дать любовь
за двух родителей.
Проверка
данной гипотезы уместна при беседе
с мамой. Исходя из предыдущей беседы,
можно предположить, что данная гипотеза
имеет место быть, однако при учете наличия
еще двух детей едва ли.
-
Давай, Илья немного
- Понятно. Значит, сегодня пятерку получил. Учителя внимательно слушал?
- Да. Мне мама говорит, чтобы я всегда внимательно слушал, не отвлекался, а то будут плохие оценки и она расстроится. Я не хочу маму расстраивать.
- Ты мне говорил, что иногда у тебя бывают и не самые лучшие оценки. Мама ругает тебя?
-
Нет, она переживает. Я объясняю,
почему так получилось и
-
Учительница говорит, что
- Ну да.
- А ты бы хотел, чтобы мама всегда радовалась за тебя? Чтобы тебе самому было приятно, что ты получаешь хорошие отметки?
- Конечно! Но они у меня и так хорошие?
-
Если ты будешь продолжать
играть на уроках, то нет. Нужно
слушать учителя. Давай
- Хорошо.
- У тебя есть свободное от школы, уроков и других занятий время, в которое ты можешь полностью заняться игрой?
- Есть.
-
Хорошо, тогда давай ты попробуешь
играть только в свое
- Не устал. Я попробую, очень хочу удивить маму! До свидания!
Встреча
3.
- Здравствуйте!
- Здравствуй! Как дела, Илья?
- Хорошо!
- Как у тебя сегодня настроение? Не устал на уроках?
- Хорошее! Не устал.
-
Замечательно! Тогда сегодня мы
с тобой выполним несколько
небольших и интересных
- Ладно.
-
Илья, внимательно рассмотри
- Да…
- Как у тебя дела на уроках, с оценками?
- Нормально.
- Ты старался меньше играть на уроках?
- Да, я не каждый день брал игрушки в школу, играл не на каждом уроке.
- Хорошо. Ты готов выполнить еще одно задание?
- Да.
- Посмотри, здесь небольшой объем текста. Просматривай внимательно каждую строчку и зачеркивай или подчеркивай, как тебе будет удобнее, Илья, букву О. Понятно задание?
-
Понятно! (ребенок внимательно
Информация о работе Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода