Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5

1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5

1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6

1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11

Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16

Заключение…………………………………………………………………….……25

Литература………………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологическому консультированию.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
ify">    - Давайте.

    - Когда ты был в этом кабинете, Илья, тебя познакомили с особыми  правилами?

    - Да…Но я немного забыл…

    - Все, о чем мы будем здесь  разговаривать, никто не узнает. Можешь обо всем мне рассказывать и доверять…

    - (Оживленно перебивает) Да, я вспомнил, говорили.

    - Хорошо. Как у тебя настроение?

    - Хорошее, я сегодня не устал  еще.

    - Илья, тебя сюда привела учительница.  Что случилось?

    - …(хмурится)…

    - Она говорит, что ты балуешься  на уроках, не внимателен…

    - Ну это не только я! У нас  все такие!

    - Хорошо. Тогда сейчас давай только  о тебе поговорим. Ты учишься  в первом классе, уже полтора  месяца отучился. Расскажи мне  что-нибудь о школе, о классе.

    - Мне нравится учиться, ходить  в школу. Там весело! 

    Гипотеза 1. Игровые интересы преобладают над  учебными, не сформирован  мотивационный компонент  школьной готовности. 

    Проверка  гипотезы 1:

    - А что тебе больше нравится  в школе: играть или учиться,  получать новые знания?

    - Ну…и играть, и учиться. Больше  играть. На уроках с учителем  мы тоже иногда играем!

    - А после игры тебе хочется  учиться или ты дальше продолжаешь  играть?

    - Я дальше играю. 

    - А учительница?

    - Делает замечания, говорит, что  скажет маме. Ругает.

    - Такое часто бывает?

    - Да, почти на каждом уроке…Она  мне замечания делает.

    - Илья, берешь с собой игрушки  в школу?

    - Беру! У меня есть…(с восхищением  перечисляет и начинает рассказывать  о своих игрушках. Ребенок явно  оживился).

    - Только в школе играешь или дома тоже?

    - И дома играю. А можно сейчас? А то я тут не закончил (смотрит  на телефон время от времени).

    - Давай немного позже, еще успеешь.

    (гипотеза  подтвердилась) 

    Гипотеза 2. Общая школьная готовность высокая; ребенок хорошо подготовлен  и ему не интересно на уроках. 

    Проверка  гипотезы 2:

    - Илья, а вам уже оценки ставят?

    - Ставят. Нам сразу оценки ставить  стали. Но не у всех хорошие,  и единицы даже ставят!

    - А у тебя какие оценки?

    - Пятерки, четверки.

    - Часто пятерки получаешь?

    - Бывает, в основном четверки.

    - Молодец. А тройки есть?

    - Ну, иногда бывают…когда прослушаю  что-нибудь, по поведению бывают.

    - На уроках тебе, может быть, не  интересно?

    - Интересно, нам учительница много  нового рассказывает. Буквы учим. А на прошлой неделе нам  такое интересное задание дали! (рассказывает об уроках)

    - В школе начал буквы учить?

    - Нет, мы раньше с мамой учить  стали. …Просто иногда я устаю  слушать и играть начинаю.

    (гипотеза  не подтвердилась)  

    Гипотеза 3. При низкой мотивации  к обучению родители должным образом не занимаются с ребенком. 

    Проверка  гипотезы 3:

    - Илья, ты любишь рисовать?

    - Ну да, но у меня не очень  получается.

    - Ничего страшного. Нарисуй, пожалуйста, рисунок «Моя семья».

    (Ребенок  рисует себя и маму, фигуры  одинаковой величины, ребенок в  центре, мама с боку, другой край  листа остается пустым)

    Вот какой молодец! А говорил рисовать не умеешь! Ну ладно, Илья, сегодня у  нас время закончилось. Ты хотел  бы еще раз ко мне прийти?

    - Да! Я  приду!

    - Как настроение? Не устал?

    - Не устал, хорошее настроение.

     - Хорошо, тогда сейчас беги на урок.

    - До свидания!

    - До свидания! 

    До  второй встречи с ребенком узнаю, что отец мальчика погиб. Учится он хорошо, на «4», многим интересуется, но не может долго удерживать внимание, часто играет в телефонные игры, приносит игрушки с собой. Со слов учителя мальчик очень способный и мог бы учиться гораздо лучше, если бы был более внимателен. У ребенка много друзей, общителен. Мама забирает ребенка со школы, водит в кружки. В семье старший брат (школьник) и младшая сестра.  

    Встреча 2. 

    - Здравствуйте! (заходит опять с игрушками)

    - Здравствуй! Как дела, Илья?

    - Хорошо, сегодня пятерку получил!

    - Молодец! Как у тебя сегодня  настроение?

    - Хорошее! 

    - Замечательно. Помнишь нашу первую  встречу? Мы с тобой там об  уроках говорили…

    - Да. Сегодня тоже будем разговаривать?

    - Да. Домашние задания у вас  проверяют?

    - Проверяют. 

    Окончание проверки гипотезы 3:

    - С кем уроки делаешь?

    - С мамой. Вообще я сам делаю,  а мама помогает. Если у меня  не получается, она берет руку  и вместе со мной буквы пишет,  объясняет. Мама хвалит, когда я рассказываю, какие оценки получил.

    - А ругает за что-нибудь?

    - Ну да, бывает, когда я уроки  не сажусь делать, когда в компьютере  долго играю…

    (гипотеза  не подтвердилась) 

    Гипотеза 4. Проблема поведения  вызвана привлечением внимания со стороны  ребенка (1 родитель!); ребенку не хватает заботы, любви. 

    Проверка  гипотезы 4:

    - А кроме школы ходишь, Илья, куда-нибудь? В кружки?

    - Хожу, он рядом с домом, меня  мама отводит и забирает. И  со школы тоже. Мне там нравится, у меня там друзей много.

    - А в школе?

    - И в школе тоже. …(перечисляет  имена)

    - А по вечерам ты чем занимаешься?

    - После уроков, как сделаю, с мамой  гуляю. Мы в парк ходим, в  цирк! К друзьям в гости хожу, а когда они ко мне приходят.

    (гипотеза  не подтвердилась, однако, при  возможности поговорить с мамой могла бы быть получена и другая информация) 

    Гипотеза 5. Проблема поведения  вызвана гиперопекой  со стороны мамы, пытающейся дать любовь за двух родителей. 

    Проверка  данной гипотезы уместна при беседе с мамой. Исходя из предыдущей беседы, можно предположить, что данная гипотеза имеет место быть, однако при учете наличия еще двух детей едва ли. 

    - Давай, Илья немного отвлечемся  с тобой и поиграем. Хорошо  осмотри комнату, в которой  мы сидим (ребенок осматривается). А теперь назови все имеющиеся  здесь предметы, которые имеют красный цвет. Теперь все предметы, если такие найдешь, круглой формы. Теперь предметы, которые начинаются на букву П. (в каждом случае ребенок называет всего 1 - 2 предмета, торопится, ему весело). 

    - Понятно. Значит, сегодня пятерку получил. Учителя внимательно слушал?

    - Да. Мне мама говорит, чтобы  я всегда внимательно слушал, не отвлекался, а то будут плохие  оценки и она расстроится. Я  не хочу маму расстраивать.

    - Ты мне говорил, что иногда  у тебя бывают и не самые  лучшие оценки. Мама ругает тебя?

    - Нет, она переживает. Я объясняю, почему так получилось и обещаю  обязательно исправить.

    - Учительница говорит, что такое  бывает из-за твоей невнимательности, потому что ты играешь на  уроках.

    - Ну да.

    - А ты бы хотел, чтобы мама  всегда радовалась за тебя? Чтобы тебе самому было приятно, что ты получаешь хорошие отметки?

    - Конечно! Но они у меня и  так хорошие?

    - Если ты будешь продолжать  играть на уроках, то нет. Нужно  слушать учителя. Давай попробуем  над этим поработать?

    - Хорошо.

    - У тебя есть свободное от школы, уроков и других занятий время, в которое ты можешь полностью заняться игрой?

    - Есть.

    - Хорошо, тогда давай ты попробуешь  играть только в свое свободное  время, а на уроки будешь  для начала стараться не брать  с собой игрушки. Думаю, что тогда ты всегда сможешь хорошо отвечать на уроках, и мама будет этому очень рада.  Ну на сегодня хватит. Не устал? Как настроение?

    - Не устал. Я попробую, очень  хочу удивить маму! До свидания!

  • До свидания!
 

    Встреча 3. 

    - Здравствуйте!

    - Здравствуй! Как дела, Илья?

    - Хорошо!

    - Как у тебя сегодня настроение? Не устал на уроках?

    - Хорошее! Не устал.

    - Замечательно! Тогда сегодня мы  с тобой выполним несколько  небольших и интересных заданий.  Ладно?

    - Ладно.

    - Илья, внимательно рассмотри предметы, которые лежат на столе (на столе лежит несколько карандашей разного цвета и величины, несколько ручек, пуговицы, бусинки, камешки). (Ребенок довольно внимательно разглядывает предметы, все перебирает, сам останавливает время, отмечая, что всё рассмотрел). Хорошо, теперь я закрою предметы, а ты должен подробно описать каждый предмет, его величину, цвет, форму. (Сначала ребенок с удовольствием оживленно начинает вспоминать предметы, описывает достаточно точно; затем его внимание переключается на другие предметы в комнате, начинает называть с трудом). Хорошо, молодец! Смотри, какой ты внимательный бываешь, когда захочешь! Помнишь, о чем мы говорили с тобой прошлый раз?

    - Да…

    - Как у тебя дела на уроках, с оценками?

    - Нормально.

    - Ты старался меньше играть  на уроках?

    - Да, я не каждый день брал  игрушки в школу, играл не  на каждом уроке.

    - Хорошо. Ты готов выполнить еще  одно задание?

    - Да.

    - Посмотри, здесь небольшой объем  текста. Просматривай внимательно  каждую строчку и зачеркивай или подчеркивай, как тебе будет удобнее, Илья, букву О. Понятно задание?

    - Понятно! (ребенок внимательно выполняет  задание, иногда пропускает букву,  но возвращается к ней; ошибок немного). Всё!

Информация о работе Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода