Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5
1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5
1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6
1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11
Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16
Заключение…………………………………………………………………….……25
Литература………………………………………………………………………….27
До 60-х годов в литературе по игровой терапии указывaлocь, что это лечение относится к сфере частного специалиста и применяется, в основном, для лечения детей c аномальным психологическим развитием. Однако c появлением в начальной школе психологов-консультантов, стали появляться работы, описывающие применение методов игровой терапии в работе школьного психолога.
Авторы этих работ призывали использовать игровую терапию в школе для того, чтобы удовлетворить многие потребности, возникающие в жизни любого ребенка, a не только ребенка c дефектами психического развития.
Диммик и Хафф предположили, что до тех пор, пока ребенок не научится легко и умело осуществлять вербальное общение, сумеет полно и эффективно сообщить o своих чувствах другим, для установления контакта между ребенком и психологом желательно использовать игровые материалы. Таким образом, вопрос не в том, нужно ли школьному психологу, консультанту или социальному работнику применять игровую терапию, a в том, как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе.
Начальная школа видит свою основную цепь помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Игровая терапия со взрослыми. Хотя еще нельзя говорить об этом как o самостоятельном направлении, наблюдается все больший интерес к использованию игровой терапии в работе со взрослыми клиентами. Поскольку здесь в центре внимания находится игровая деятельность, a не сам клиент, взрослый погружается в игру и открывает в себе то, что неподвластно простой вербализации. Средствами игры клиент ведет разговор c самим собой, и это глубоко личное переживание, поскольку он непосредственно включен в игру. Некоторые терапевты, позволявшие взрослым клиентам свободно выбирать игрушки в игровой комнате, описывают великолепные результаты. Некоторые терапевты ведут групповые занятия в игровой комнате, где они просят каждого члена группы выбрать предмет, который был бы символом его самого. Эти предметы затем становятся объектом для размышлений самого клиента, и он может получить обратную связь от других членов группы.
Приемы игровой терапии в семейной терапии. Семейные терапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек и материалов для творчества, поскольку это помогает им заинтересовать детей и наладить общение c ним. Дети до девяти-десяти лет не обладают достаточными вербальными средствами, необходимыми для того, чтобы участвовать на равных в беседе семьи и терапевтов. Без использования игровой среды приемы в семейной терапии чаше превращаются в беседу терапевта со взрослыми; при этом либо дети пассивно ведут наблюдения за этой беседой, либо бесцельно слоняются по комнате, погруженные в свои мысли. Если предложить ребенку фигурки, изображающие членов семьи, и попросить его показать, что происходит дома, можно добиться больших результатов, чем если просить его описать это словами или подтвердить высказывания других членов семьи. Другая возможность состоит в том, чтобы вовлечь в игру всех членов семьи — это облегчает их взаимодействие и оказывает на них терапевтическое воздействие. Когда родителей просят спланировать игру вместе c детьми, они научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчат взаимодействие внутри семьи [2, С. 487].
1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии
Установки игрового терапевта, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка — это естественность, теплота без оттенка собственничества (теплая забота и принятие) и эмпатия (сензитивное понимание) (Роджерс).
Естественность. Система отношений в игровой терапии, центрированной на ребенке, не есть опыт, в котором терапевт принимает на себя определенную роль или пытается действовать по некой заранее предписанной схеме. Это не было бы естественным или искренним. Установка — это способ прожития жизни, a не прием, который следует применять, когда это покажется необходимым. Естественность — это базовая и фундаментальная установка, являющаяся для терапевта скорее способом бытия, чем способом действия. Естественность — не есть нечто, что «примеряется», но нечто, что «проживается» в момент установления отношений. До какой степени — это, возможно, зависит от того, насколько терапевт осведомлен o собственных чувствах и установках. Подлинность или естественность означает, что y терапевта хорошо развито самопонимание и самоприятие, и что он хорошо сочетает то, что он чувствует, и то, что он выражает в отношениях. Это понятие не означает, что игровой терапевт должен полностью самоактуализироваться, но, скорее, здесь подчеркивается важность и необходимость быть конгpуэнтным в отношениях c детьми.
У игрового терапевта должны быть хорошо развиты самопонимание и способность разобраться в собственных неприязненных чувствах, испытываемых в отношении поведения ребенка в игровой комнате, которые являются функцией личностных установок и ценностей, и эти чувства должны быть направлены скорее на себя, чем на ребенка. Эта область самопонимания особеннo важна для начинающего игрового терапевта, чьи переживания и/или система ценностей могут приводить к тому, что они испытывают отчуждение или неприязнь по отношению к ребенку, который мусорит, пытается манипулировать терапевтом или оскорблять его.
Игровой терапевт, которому недостает понимания собственной мотивации в таких ситуациях, может неподобающим образом проявить отрицательное отношение к ребенку. B этом случае естественность означает осознание собственных чувств и реакций, их принятие; при этом терапевт должен отдавать себе отчет o руководящих им мотивах и стремиться к тому, чтобы быть самим собой и при необходимости уметь выразить эти чувства и реакции. Тогда терапевт становится естественным и искренним; и ребенок видит в нем прежде всего личность и только потом - специалиста. Дети очень чувствительны к тому, как ведет себя терапевт, и замечают фальшивый штрих или исполнение профессиональной роли.
Теплая забота и принятие. При обсуждении этого параметра в первую очередь следует подчеркнуть необходимость самовосприятия игрового терапевта. Дети в отношениях со взрослым принимают его безусловно. Как может игровой терапевт испытывать искренние теплые чувства к ребенку, если он не испытывает такого чувства по отношению к себе самому? Как может он принимать ребенка, если он не принимает собственную личность? Как он может уважать вас, если он не уважает себя? Принятие, как и естественность, есть установка, способ бытия, развитие личности терапевта и все, чем терапевт в данный момент является. Такое принятие и теплое отношение характеризуются уважением к ребенку как личности, заслуживающей внимания. Терапевт испытывает по отношению к ребенку чувства теплоты и заботы, являющиеся безусловными. Такое небезразличие к ребенку действительно переживается терапевтом, a не является некоторой абстрактной установкой на уважение и принятие ценности и достоинств другого человека. Терапевту действительно не безразличен ребенок, и он действительно его высоко ценит — то есть реально имеет место отсутствие суждений и оценок. Реальный интерес к ребенку основывается на взаимодействии внутри системы отношений, на познании личности ребенка и, тем самым, очевидно, не возникает автоматически на самых глубинных уровнях c первой минуты встречи c ребенком. Кроме того, Роджерс указал на малую вероятность того, что такой безусловный интерес к ребенку существует y терапевта в любой момент времени. Трудного, замкнутого, сердитого ребенка ценят и уважают точно так же, как счастливого, любящего и общительного.
Теплая забота и принятие обеспечивают ребенку свободу и позволение быть собою до конца в системе совместного бытия и в пределах игровой комнаты.
Многие дети испытывают сильное желание угодить взрослым; поэтому они очень чувствительны даже к самым слабым признакам пренебрежения, проскальзывавшим y терапевта.
Сензитивное понимание. Типичный подход во взаимодействии взрослого характеризуется установкой на оценку ребенка на основании того, что о нем известно. Взрослые редко стремятся понять внутренние рамки ребенка, его субъективный мир. Сензитивное понимание мира ребенка возможно настолько, насколько терапевт может отодвинуть в сторону собственные переживании и ожидания и сосредоточиться на личности ребенка, его деятельности, его опыте, его чувствах и мыслях. Умение взглянуть на ребенка c eгo собственной точки зрения, понять и почувствовать его может быть самым трудным и вместе с тем самым критическим фактором терапевтических отношений, поскольку когда дети чувствуют, что терапевт понимает их, это побуждает их и дальше поделиться c ним своими переживаниями. Чувствуя, что его понимают, он ощущает себя в безопасности и отваживается на следующий шаг в отношениях - и тогда меняется его отношение к миру. Эмпатия в отношениях c детьми часто рассматривается как пассивный процесс: терапевт сидит на стульчике в игровой комнате и позволяет ребенку делать все, что тому ни придет в голову, мало на что реагируя или вообще не реагируя ни на что. Точный смысл сензитивного понимания означает, что терапевт должен установить высокий уровень эмоционального взаимодействия c ребенком. У терапевта существует чувство личностной идентификации c ребенком, a не просто отражение его чувств по принципу «здесь и сейчас», в то время как ребенок играет. Сензитивное понимание означает, что игровой терапевт находится в полном эмоциональном контакте c миром чувственного опыта, составляющим реальность ребенка. Не задается никаких вопросов относительно вербального или действенного описания чувств или переживаний, связанных c этим внутренним миром опыта. Терапевт изо всех сип пытается полностью настроиться на все, что ребенок испытывает или выражает в данный момент. Терапевт не стремится мысленно предвосхитить переживание ребенка или как-то проанализировать содержание его деятельности, чтобы извлечь из нее смысл [2, С. 508].
Цель игровой терапии, центpированной на ребенке, состоит в том, чтобы помочь ему: .
Эти цели игровой терапии, центрированной на ребенке, задают общие рамки для понимания параметров подхода и его осуществления. Поскольку специфические цепи для ребенка не устанавливаются, терапевт свободен облегчить разработку этих целей, ориентированных на конкретную личность. Это не мешает ребенку работать над определенными проблемами, которые ему хочется выразить, и часто так оно и происходит. B такой центрированной на ребенке системе отношений тeрапeвт верит в способность ребенка ставить собственные цели. Однако в игровой терапии дети редко ставят для себя конкретные цели, по крайней мере, не выражают их в словах и, возможно, не осознают.
B
этом смысле терапевт никогда
не пытается контролировать ребенка,
не заставляет его быть таким, a не иным,
не стремится прийти к заключению, которое
ему — терапевту — представляется важным.
Терапевт не является авторитетом, решившим,
что лучше для ребенка, o чем ребенку следует
думать или какие чувства он должен испытывать.
Если бы это было так, то ребенок лишился
6ы возможности открыть собственные силы.
При таком подходе для того, чтобы игровая
терапия была успешной, ребенку нет необходимости
понимать, что y него есть проблема
[2, С. 525] .
Глава
2. Индивидуальное консультирование
в рамках игрового подхода
Встреча
1.
(После
некоторой заминки садится. Я
даю ему некоторое время
Давай знакомиться. Меня зовут Юлия Александровна. А тебя?
- Илья. Я в первом классе учусь.
- Ты когда-нибудь был в этом кабинете?
- Да. Здесь эти…ну…психологи сидят. Я тут картинки рисовал.
- Интересно было? Тебе понравилось?
- Да. Лучше, чем на уроках.
-
Я тоже психолог. Ну что, тогда
посидим с тобой немного,
Информация о работе Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода