Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5
1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5
1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6
1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11
Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16
Заключение…………………………………………………………………….……25
Литература………………………………………………………………………….27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
Индивидуальное
консультирование в
рамках игрового подхода
Выполнила: студентка ФПиП
5 курса, 1 группы
Ямщикова
Ю. А.
Научный
руководитель:
Зайцев
Ю. А.
г. Новокузнецк, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Игровая психотерапия…………………………
1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5
1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6
1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11
Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Игра занимает значительную часть жизни ребенка. B отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.
Методы игровой психотерапии отвлекают ребенка, дают начальную «приманку» для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса.
Игровая психотерапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В частности, она рекомендуется при невротических расстройствах y детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги y госпитализированных детей; для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемости детей c затруднениями в обучении; для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности («заброшенные» дети), и т. д.
Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Игровая психотерапия предполагает решение целого ряда терапевтических и вспомогательных задач:
Глава 1. Игровая психотерапия
1. 1. Особенности игровой психотерапии
Игровая психотерапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса y маленьких детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. B отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.
Игровая терапия, безусловно, представляет собой трудную психотерапевтическую работу. Поскольку дети и думают, и ведут себя иначе, чем взрослые, методы работы c ними должны учитывать эту разницу.
Не многие дети c готовностью соглашаются, что «имеют проблемы». Обращение к детскому психотерапевту, как правило, — инициатива взрослых (родителей, педагогов и т. д.). Но в его кабинете даже те немногие из детей, которые c самого начала могут признаться в своих страхах и несчастьях, в большинстве случаев не могут вести дискуссию о своих проблемах c кем-то из незнакомых взрослых.
Психотерапевт, который задаст ребенку типичный «открытый вопрос», предназначенный для взрослых («Скажи мне, что тебя привело сюда?»), должен приготовиться к удивленному взгляду, пожатию плечами или, в лучшем случае, к ответу: «Моя мама сказала, что Вы хотите поговорить, со мной!» Со стороны ребенка это будет вполне искренний ответ.
Методы игровой психотерапии, которые отвлекают ребенка, дают начальную «приманку» для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса.
Наблюдение за игрой ребенка и участие в ней позволит понять, как он познает мир. Для ребенка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить свои переживания. Игра для ребенка - это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты [1, С. 400].
1. 2. Основные направления игровой психотерапии
Игра начала применяться в детской психотерапии приблизительно c начала 20-x годов ХХ в. психотерапевтами психоаналитического направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Герминой Хаг-Гельмут).
Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать своё беспокойство словами, как это c успехом делают взрослые. Детей в отличие от взрослых, как правило, не интepeсует исследование собственного прошлого, обсуждение ранних стадий развития и т. п. Вместо этого детские психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков (А. Фрейд). Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом - Дерево — Человек», «Рисунок семьи» и т. д.
Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 30-x годах c появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» — структурированной игровой терапии для работы c детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм.
Курс игровой психотерапии, по Леви, включает 3 этапа:
1-й этап — установление контакта — свободная игра ребенка, его знакомство c игровой комнатой и психотерапевтом;
2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (c помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль пострадавшего на активную, деятельную роль;
3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии c которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу-психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии. Заранее составляется план ролевой игры c учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, a также конечной цели психотерапии, перед игрой распределяются роли среди детей и т. д.
Третье значительное направление в игровой психотерапии появилось в 30-x годах благодаря исследованиям Джесси Тафт и Фредерика Алена.
Это игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности.
Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии y детей. Экслайн рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее малышу полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изyчaя эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем он вводит определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.
Роль психотерапевта в процессе недирективной игровой психотерапии сводится к следующему:
Иногда бывает полезным обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить c ним контакт по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка («А дома ты любишь расставлять все по своим местам?»). Можно привлечь внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры.
Психотерапевту не следует прерывать течения игры; лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопросы или вмешаться c комментариями.
B настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, недирективной психотерапии (клиент-центрировапной в понимании Карла Роджерса) и «терапии отреагирования».
По
мнению Нэнси Уэбб, «комбинацию нескольких
видов лечения следует в большинстве случаев
рассматривать как лучшую программу, соответствующую
сегодняшнему дню» [2, С. 480].
Информация о работе Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода