Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5

1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5

1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6

1. 3. Основные принципы работы в игровой терапии………………………...11

Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16

Заключение…………………………………………………………………….……25

Литература………………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологическому консультированию.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

КУЗБАССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ  
 
 
 

Курсовая  работа

Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода 
 

                  Выполнила: студентка ФПиП

                      5 курса, 1 группы

                      Ямщикова  Ю. А. 

                  Научный руководитель: 

                      Зайцев  Ю. А.  

г. Новокузнецк, 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Игровая психотерапия……………………………………………………...5

1. 1. Особенности игровой психотерапии……………………………………….5

1. 2. Основные направления игровой психотерапии……………………….......6

1. 3. Основные принципы работы в  игровой терапии………………………...11

Глава 2. Индивидуальное консультирование в рамках игрового подхода……..16

Заключение…………………………………………………………………….……25

Литература………………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Актуальность  исследования. Игра занимает значительную часть жизни ребенка. B отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.

     Методы игровой психотерапии отвлекают ребенка, дают начальную «приманку» для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса.

     Игровая психотерапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В частности, она рекомендуется при невротических расстройствах y детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги y госпитализированных детей; для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемости детей c затруднениями в обучении; для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности («заброшенные» дети), и т. д.

     Главная задача использования игровой терапии c детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. B таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

     Игровая психотерапия предполагает решение  целого ряда терапевтических и вспомогательных задач:

  • помогает в установлении диагноза;
  • способствует налаживанию контакта между психотерапевтом и ребенком-пациентом;
  • дает средства для работы c механизмами психологической защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств;
  • стимулирует словесное выражение чувств;
  • помогает ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и тем самым уменьшить эмоциональнoe напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Игровая психотерапия

    1. 1. Особенности игровой психотерапии

     Игровая психотерапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса y маленьких детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.

     Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. B отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.

     Игровая терапия, безусловно, представляет собой трудную психотерапевтическую работу. Поскольку дети и думают, и ведут себя иначе, чем взрослые, методы работы c ними должны учитывать эту разницу.

     Не многие дети c готовностью соглашаются, что «имеют проблемы». Обращение к детскому психотерапевту, как правило, — инициатива взрослых (родителей, педагогов и т. д.). Но в его кабинете даже те немногие из детей, которые c самого начала могут признаться в своих страхах и несчастьях, в большинстве случаев не могут вести дискуссию о своих проблемах c кем-то из незнакомых взрослых.

     Психотерапевт, который задаст ребенку типичный «открытый вопрос», предназначенный для взрослых («Скажи мне, что тебя привело сюда?»), должен приготовиться к удивленному взгляду, пожатию плечами или, в лучшем случае, к ответу: «Моя мама сказала, что Вы хотите поговорить, со мной!» Со стороны ребенка это будет вполне искренний ответ.

     Методы игровой психотерапии, которые отвлекают ребенка, дают начальную «приманку» для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса.

     Наблюдение за игрой ребенка и участие в ней позволит понять, как он познает мир. Для ребенка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.

     Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить свои переживания. Игра для ребенка - это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты [1, С. 400].

     1. 2. Основные направления игровой психотерапии

     Игра  начала применяться в детской  психотерапии приблизительно c начала 20-x годов ХХ в. психотерапевтами психоаналитического направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Герминой Хаг-Гельмут).

     Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать своё беспокойство словами, как это c успехом делают взрослые. Детей в отличие от взрослых, как правило, не интepeсует исследование собственного прошлого, обсуждение ранних стадий развития и т. п. Вместо этого детские психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков (А. Фрейд). Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом - Дерево — Человек», «Рисунок семьи» и т. д.

     Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 30-x годах c появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» — структурированной игровой терапии для работы c детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм.

     Курс игровой психотерапии, по Леви, включает 3 этапа:

     1-й  этап — установление контакта  — свободная игра ребенка,  его знакомство c игровой комнатой и психотерапевтом;

     2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (c помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль пострадавшего на активную, деятельную роль;

     3-й  этап — продолжение свободной  игры ребенка. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии c которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу-психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии. Заранее составляется план ролевой игры c учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, a также конечной цели психотерапии, перед игрой распределяются роли среди детей и т. д.

     Третье значительное направление в игровой психотерапии появилось в 30-x годах благодаря исследованиям Джесси Тафт и Фредерика Алена.

     Это игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности.

     Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии y детей. Экслайн рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее малышу полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изyчaя эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем он вводит определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.

     Роль психотерапевта в процессе недирективной игровой психотерапии сводится к следующему:

  • наблюдение за процессом игры ребенка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры?);
  • анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);
  • оценки навыков общения ребенка (Чувствуется ли контакт c ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?).

     Иногда бывает полезным обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить c ним контакт по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка («А дома ты любишь расставлять все по своим местам?»). Можно привлечь внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры.

     Психотерапевту не следует прерывать течения игры; лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопросы или вмешаться c комментариями.

     B настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, недирективной психотерапии (клиент-центрировапной в понимании Карла Роджерса) и «терапии отреагирования».

     По  мнению Нэнси Уэбб, «комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню» [2, С. 480]. 

Информация о работе Индивидуальное консультирование в рамках когнитивного подхода