Имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление основных видов имиджа, а так же выявление основных методов исследования внешнего и внутреннего имиджа организации.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть понятие «имидж организации»;
определить сущность имиджа организации;
охарактеризовать виды имиджа организации;
проанализировать методы исследования имиджа организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Имидж как характеристика организации……………………………...5

1.1. Понятие имидж: содержание, классификация, функции………………..…5

1.2. Понятие имиджа организации……………………………………………...10

1.3. Виды имиджа организации………………………………….……..………16

1.4. Методы исследования имиджа организации…………………………..….25

Глава 2. Формирование имиджа на примере компании «Эльдорадо»……….31

2.1. TOWS – анализ……………………………………………………………...31

2.2. Оценки привлекательности рынка………………………………………...34

2.3. Окончательная оценка существующего имиджа компании «Эльдорадо» и предложения по формированию нового………………………………………..39

Заключение……………………………………………………………………….41

Библиографический список……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     Как следует из приведённых выше определений, существует довольно большое количество оснований для классификации имиджа, что позволяет сделать вывод о многоуровневости и структурной сложности анализируемого понятия.

     Изучение  структурных особенностей имиджа позволяет  обосновать преемственность и тесную взаимосвязь профессионально-личностного  и корпоративного имиджей, а также технологий, используемых в процессе их формирования и функций выполняемых ими. Функции же имиджа в свою очередь проявляют его содержание и предназначение для конкретной сферы деятельности. Довольно полно основные из них описывает О.В. Лысикова:

  • профессиональная функция позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;
  • адаптационная функция необходима для комфортного приспособления к определённой среде, группе, беседе;
  • функция личностной реализации позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
  • аксиологическая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;
  • эвристическая функция сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
  • психотерапевтическая функция заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;
  • коммуникативная функция позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении

      Функции имиджа свидетельствуют о его  значении в гармонизации внутреннего  мира человека и формировании адаптационной  способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды. [8, с.22]

      Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что имидж – это характеристика, присущая человеку, группе людей, а  также товару или услуге, представляющая собой образ того или иного  объекта, воспринимаемый аудиторией. Имидж  обладает сложной многоуровневой структурой, которая определяется его носителем и обусловливает множество подходов к его трактованию. Являясь на сегодняшний день одной из ключевых характеристик своего носителя имидж, выполняет ряд важнейших функций, как в коммуникационном процессе, так и в процессах социализации и личностного развития.

      1.2. Понятие имиджа  организации

 

     В последнее время в связи с  развитием рыночных отношений, инновационными процессами в экономике, науке, образовании, культуре особый интерес вызывает специфика  содержания и формирования как имиджа организации вообще, так и имиджа организации социокультурной сферы в частности. Рост внимания к проблеме формирования сильного имиджа организации не случаен. Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. И этому есть вполне разумное объяснение. Во-первых, сильный имидж организации дает эффект приобретения организацией определенной рыночной силы, в том смысле, что приводит к снижению чувствительности к цене. Во-вторых, сильный имидж уменьшает заменяемость товаров, а значит, защищает организацию от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров-заменителей. И, в-третьих, сильный имидж облегчает доступ фирмы к ресурсам разного рода: финансовым, информационным, человеческим и т.д. [23]

     Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации  различными группами общественности, формирующееся на основе, хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. [14, с.33]. По мнению Е.Б. Перелыгиной, автора книги "Психология имиджа", источниками такой информации могут быть слухи об организации, циркулирующие в обществе; сообщения средств массовой информации, а так же личные контакты человека с организацией. [12, с. 202]

     Таким образом, корпоративный имидж имеет  две составляющие – образ и  оценку, которые поддаются лишь условному  концептуальному различию, в реальном существовании они неразрывно связаны:

     Описательная  составляющая представляет собой образ конкретной организации или заведения;

     Оценочная составляющая существует в силу того, что любая информация об организации  заключает в себе оценку, вызывает определённые эмоции, обладающие различной  интенсивностью; оценка имиджа организации  осуществляется окружающими людьми через призму собственного опыта, ценностные ориентации личности, общепринятые нормы, принципы, стандарты. Степень истинности оценок, составленных человеком на основании образов, прямо пропорциональна глубине его познаний в той области жизни, в той сфере, где они формируются. [8, с.44]

     Довольно  интересен ряд признаков корпоративного имиджа, которые, по мнению американского  исследователя Д. Бурстина, реально  складываются на практике:

     Во-первых, имидж должен быть синтетическим, т.е. планироваться, чтобы производить определённое впечатление с помощью фирменного знака, торговой марки и сорта товара.

     Во-вторых, образ корпорации должен быть правдоподобным, достоверным, чтобы вызвать доверие  у людей, идентифицироваться с конкретным лицом или корпорацией.

     В-третьих, он должен быть пассивным. Поскольку  имидж в определённой мере отвечает реальности, то создающий его в  определённой мере стремится скорее уподобиться имиджу, нежели сделать  имидж своим подобием.

     В-четвёртых, имидж должен быть ярким и конкретным, чтобы взывать к человеческим чувствам.

     В-пятых, он должен быть простым и запоминающимся.

     В-шестых, важным признаком имиджа является неопределённость, он должен обретаться где-то между чувствами  и рассудком, ожиданиями и реальностью, чтобы устоять перед непредвиденными событиями, изменениями во вкусах. [см.6, с.306]

     По  мнению В.М. Шепель автора книги "Имидж. Как нравиться людям", структура  имиджа корпорации может включать до восьми основных компонентов:

     Имидж товаров или услуг отражает представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, они обладают; при этом функциональная ценность товара или услуги является основной, дополнительная ценность обеспечивает товару или услуге отличительные свойства.

     Имидж потребителя товаров или услуг включает представления о стиле жизни, общественном положении, статусе некоторых личностных, в частности психологических характеристиках клиентов. Большое значение играет способность сотрудников организации устанавливать обширные долговременные деловые контакты. Всех партнёров и постоянных клиентов желательно знать лично.

     Внутренний  имидж организации содержит представления  сотрудников о своём учреждении, при этом основными его детерминантами являются культура организации и  социально-психологический климат.

     Имидж лидера организации или основных руководителей включает представления  о способностях, установках, ценностных ориентациях, социально-психологических  характеристиках, имидже руководителя.

     Имидж персонала представляет собой собирательный, обобщенный образ всех сотрудников, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Он формируется на основе прямого контакта с работниками организации.

     Визуальный  имидж организации заключает  представления о ней общественности, которые возникают на основе зрительных ощущений, фиксирующих информацию об интерьере офиса, демонстрационных помещениях, фирменной символике.

     Социальный  имидж организации содержит представления  широкой общественности о социальных целях, роли организации в экономической, социальной, культурной жизни города, региона, страны.

     Бизнес-имидж  организации заключает в себе представления об организации с  точки зрения деловой активности. [17, с.210]

     Схематично  структура анализируемого понятия  представлена в публикации М.В. Томиловой "Модель имиджа организации":  

       

     Рис.1. Модель имиджа организации.

     Комбинируя  вышеуказанные элементы, можно получить отклик индивида, представляющий оценку им полного впечатления об организации. [14, с.34] Е.Б. Перелыгина автор книги "Психология имиджа" делает довольно важное замечание, что корпоративный имидж должен базироваться на единстве внутреннего и внешнего имиджей организации. Подобно тому, как индивидуальный имидж, ориентированный на восприятие, будет, при всех прочих равных условиях, тем эффективнее, чем прочнее он опирается на самоощущение индивида, и образ организации у внешних респондентов является более устойчивым, если он находится в соответствии с образом этой же организации у её рядовых членов. [12, с. 207] О.В. Лысикова отмечает, что корпоративный имидж не так динамичен, как имидж человека, однако, с изменением условий и конъюнктуры в социокультурной сфере он должен корректироваться, а для этого следует постоянно проводить мониторинг. Немаловажным также является тот факт, что каждый элемент структуры корпоративного имиджа должен быть информационно заполненным самой организацией. В противном случае массовое сознание в силу своей стереотипности самостоятельно заполнит недостающие элементы содержанием, которое не всегда идёт на пользу организации [7, c.52]

     Подходя к анализируемому понятию с психологической  точки зрения, Е.Б. Перелыгина говорит, что при создании и восприятии корпоративного имиджа его прообразу-организации  приписываются такие свойства, какими она по своей природе не обладает, а именно свойства, характеризующие её как психологический субъект, в том числе мышление, способность испытывать и вызывать эмоции, характер, а также личностные свойства, присущие только человеку. Однако, в отличие от индивидуального имиджа, который может быть ориентирован как на самоощущение, так и на восприятие, имидж организации всегда ориентирован на восприятие. Цель его создания состоит в том, чтобы у субъектов, находящихся вне и внутри организации, сложился образ данной организации, способствующий достижению тех внешних целей и задач, которые ставит её руководство.

     Также корпоративный имидж имеет общие  черты и с групповым имиджем. Поскольку всякая организация состоит  из людей, её можно представить как  группу, для которой категоризационным  признаком является принадлежность к данной организации, членство в ней. Имидж организации всегда содержит те или иные символы, относимые к обобщенному образу члена данной группы, и в этом смысле является собирательным образом людей, составляющих организацию. Однако в отличие от группового имиджа, корпоративный имидж, как правило, активно управляется "изнутри" организации-прообраза. [12, с.12]

     Говоря  о функциях имиджа организации, Е.В. Харитонова, автор статьи "Имидж  организации – миссия выполнима", выделяет следующие:

     Позиционировать организацию на рынке. Позиционирование организации предполагает соотнесение  миссии организации с потребностями  её потенциальных клиентов. То есть чем более чётко определены цели и задачи организации с точки  зрения потребностей клиентов, тем проще транслировать необходимый образ организации вовне, тем самым, создавая имидж.

     Побуждать к действиям. Выполнение данной функции  подразумевает формирование у аудитории  готовности действовать в определённом направлении, то есть установки. [15, с.53]

     В дополнение к вышеуказанным О.В. Лысикова выделяет функцию корпоративного имиджа, заключающуюся в объединении  сотрудников, а также формировании у них командного духа. [8, с 44]

     Обобщая вышесказанное, следует отметить, что имидж организации – это совокупное общественное восприятие организации многими людьми, впечатление о ней, сформировавшееся на основе личных контактов с организацией, слухов и сообщений средств массовой информации. В структуре анализируемого понятия выделяют 8 элементов - имидж товаров или услуг, имидж потребителей, внутренний имидж организации, имидж лидера, имидж персонала, визуальный имидж, социальный имидж, бизнес-имидж – комбинируя которые можно воздействовать на аудиторию. К числу основных функций имиджа организации относятся позиционирование её на рынке, побуждение аудитории к действию, а также объединение сотрудников и формирование у них командного духа. Эффективно выполняя данные функции, имидж становится одним из ключевых факторов, обуславливающих успешное функционирование организации в современных условиях.

     1.3. Виды имиджа организации

Информация о работе Имидж организации