Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Процесс создания имиджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека - это как он выглядит в глазах других людей, или - что одно и тоже - каково о нем мнение других людей;

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология управления.docx

— 47.36 Кб (Скачать)

     Пусть никого не смущает, что имидж в  основном рассчитан на создание благоприятного первого впечатления. В достижении его многое зависит от внешнего вида человека. Главное в том, чтобы  первое впечатление не оказалось  ложным стимулом, а способствовало обнаружению в человеке умственной образованности, профессионализма и  порядочности. Вот почему надо быть требовательным к своему имиджу в  общении с людьми. Первое впечатление, формируясь в пределах 20–40 секунд, оказывает огромное психологическое  воздействие на последующее восприятие человека человеком.

     Имиджелогия – система различных знаний и  умений. Её информационный банк составляют данные таких дисциплин, как психология, этика, педагогика, социология, риторика, театральная режиссураи актёрское  мастерство, косметология, дизайн одежды и т.д. Однако самым главным является то, что имиджелогия выступает  теоретико-прикладной основой проектирования и использования технологии личного  обаяния. Что делает необходимым  признать её самостоятельной научно-технологической  дисциплиной современного человековедения.

     Понятие «имидж» имеет много различных  определений. Краткий психологический  словарь под редакцией А.В. Петровского  и М.Г. Ярошевского определяет имидж  как «стереотипизированный образ  конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному  человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию  и т.д.»

Специалист  в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое  определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый  средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения  к себе внимания».

     Маркетолог  Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие  компании или её товаров обществом».

     Специалист  в области менеджмента О.С. Виханский  дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление  об особенностях, специфических качествах  и чертах, характерных для данного  явления».

     А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под  имиджем понимает «относительно  устойчивое представление о каком-либо объекте». И так далее, и тому подобное – список предложенных определений  можно продолжить. Общий их недостаток в том, что они поверхностны, чрезмерно  абстрактны и не вполне адекватно  отражают суть явления.

     Имидж – это некий синтетический  образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного  лица, организации или иного социального  объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает  к определённому социальному  поведению.

     С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объективные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь  к науке и удаляясь от искусства.  

Типы  имиджа

     Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного  движения и т.п.). Содержание и механизмы  формирования этих имиджей будут  различны, но они связаны.

И в  том и в другом случае, т.е. по отношению  к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем  и внутреннем. Внешний имидж организации  – это её образ, представление  о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

     Исследователи предлагают три возможных подхода  к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его  типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти  типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при  котором сравнивают близкие имиджи.

     Ф. Джевкинз, сторонник функционального  подхода, предлагает следующие типы имиджа:

     Зеркальный  – имидж, свойственный нашему представлению  о себе.

     Текущий – вариант имиджа, характерный  для взгляда со стороны.

     Желаемый  – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

     Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений  или результатов её работы.

     Множественный – вариант имиджа образуется при  наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

     Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный  характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить  друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте  вызывать в массовом сознании сопутствующие  характеристики. При этом необязательно  ставить задачу завоевания всеобщей любви.

     Английская  исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в  зависимости от сочетания внешних  и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и  требуемый имидж. Эта типология  отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и  со стороны других людей, со стороны  реалий и со стороны желаний.

     Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия  к себе.

     Воспринимаемый  имидж – это то, как нас видят  другие. Естественно, что эта точка  зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам  относятся на самом деле, как реально  о нас отзываются.

     Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых  характеристик. В некоторых случаях  этому способствует тип одежды. Военная  форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

     Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического руководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме  пророка или вождя на войне, или  выдающегося демагога в народном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек  подобного типа считается внутренне  «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам  относится преданность его сторонников  апостолов, последователей, только ему  преданных партийных приверженцев».

     Ныне, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить  и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у  него качеств. Однако появляется новое  – харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость публике (пример президент, поп-звезда).

     Закрытый  имидж тоже можно отнести к  списку возможных имиджей. Он был  характерен для многих советских  руководителей. Каждый человек мог  вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными  – как «черная дыра» он готов  был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример загадочный Ким Чен  Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом  В.В. Путиным).

     В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж  масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж  организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и  по механизмам их формирования, и по формам проявления. 

Принципы  создания имиджа

     Самостоятельность имиджа открывает возможность воздействовать на него путём тех или иных влияний. С их помощью могут быть созданы  более или менее искусственные конструкции, вбирающие сознательно выделяемые качества.

     С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд  механизмов. Фасцинация (от англ, fascination – очарование, обаяние) связана с  речевым, словесным воздействием, при  котором минимизируются потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction – привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное  отношение человека к кому-либо в  виде проявления к нему симпатии и  готовности к общению. Как считает  В.М. Шепель, фасцинация и аттракция  – неотъемлемые элементы имиджирования  и имеют множество способов обеспечения  их наилучшего эффекта.

     В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, процесс  имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках  пакета процедур, критериях и методах  замера результатов. С другой – он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.

     Успешное  применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности –  многообразия форм и способов информационного  взаимодействия, принцип саморегуляции  и ортобиоза, принцип речевого воздействия.

     Эти принципы – обязательные требования к организации имиджирования. Они  выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных  формах и методах совершенствования  профессионального мастерства работников социологической деятельности. 

Принципы  создания имиджа

1. Принцип  самовоспитания и самосовершенствования

     Самовоспитание  – путь формирования профессионального  мастерства имиджмейкера. Основу этого  принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего  имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать  свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.

2. Принцип  гармонии визуального образа 

     Нельзя  недооценивать значение такого социально-психологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность имиджмейкера – гармония его внешнего облика.

С.И. Ожегов определяет понятие гармонии как  «согласованность, стройность в сочетании  чего-нибудь». Гармония визуального  образа – это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций (соотношение частей тела), формы  лица и тела, цветовой тип личности и тип силуэта. Основной фактор в  построении гармоничного визуального  образа – принцип коррекции. Выявление  и использование эффективных  приёмов коррекции позволяет  визуально приблизиться к законам  пропорций, канонам красоты, обоснованным ещё Марком Витрувием Поллионом  и Леонардо да Винчи.

3. Принцип  коммуникативного и речевого  воздействия

     Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия –  важнейшее условие результативности социологической деятельности. В  процессе коммуникативного общения  благодаря установившимся контактам  происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность  этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как  убеждение, внушение и подражание.

Информация о работе Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Процесс создания имиджа