Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Процесс создания имиджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека - это как он выглядит в глазах других людей, или - что одно и тоже - каково о нем мнение других людей;

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология управления.docx

— 47.36 Кб (Скачать)

Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Процесс создания имиджа 

     Имидж является следствием либо прямого восприятия тех или иных внешних или внутренних характеристик данного объекта  или явления, либо косвенного - через  восприятие образа, мнения об этом образе, возникшего в психике других людей  об этом объекте, явлении.

     Имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного  в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека - это как он выглядит в глазах других людей, или - что одно и тоже - каково о нем мнение других людей;

имидж фирмы - это мнение о данной организации  у группы людей на основе сформированного  у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с  этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже - каково о  ней мнение людей;

имидж товара - это мнение о данном товаре у группы людей на основе образа данного товара, возникшего либо при  покупке, использовании этого товара лично, либо на основе мнения об этом товаре других людей; по сути имидж товара - это то, как он выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже - каково о нем мнение людей.

     Американские  психологи Нолл и Тенкерслей утверждают:

-Важнейшими  слагаемыми позитивного имиджа  считаются коммуникативные способности  (умение вести переписку, разговаривать  с людьми в различных ситуациях,  литературный язык и чёткая  артикуляция). Далее в порядке  ранжирования следуют различные  аспекты внешности – ухоженность,  облик (общий вид, фигура, физическая  форма, одежда) и хорошие манеры.

-Директора  фирм и руководители отделов  по работе с персоналом считают  подходящий имидж более важным условием для карьеры, чем курсы по повышению квалификации.

-Все  респонденты считают, что процветание  предприятия напрямую зависит  от его имиджа.

     Подобрать костюм, рубашки, галстуки, пуловеры, аксессуары и т.д. так, чтобы они сочетались друг с другом, соответствовали обстановке и, в то же время, отражали внутреннее состояние личности требует немалых  навыков, знаний, в том числе и  по психологии. Кроме того, формируя имидж, необходимо учесть такие компоненты как звучание голоса, коммуникативные способности, умение вести себя в обществе, контакт взглядом, подача руки, осанка, физическое здоровье, ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.), манеру одеваться – свой стиль, хорошие манеры (воспитанность). Менеджеру необходимо умело сочетать и изменять в зависимости от сложившейся обстановки все эти факторы, что требует в том числе и психологической подготовленности.

     Имидж фирмы всегда социально обусловлен. Он оказывает активное воздействие на общественное мнение и деловую активность. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Но позитивная известность – это совокупность больших трудовых и капиталовложений.

     Каждая  компания стремится индивидуализироваться. Показать себя как нечто новое  на рынке и привлечь внимание клиентов, инвесторов и новых потребителей. Каждая компания отличается друг от друга  посредством фирменного стиля, но истинная индивидуальность складывается только при правильной стратегии и продуманной  политике. Тогда индивидуальность начинает компании приносить прибыль, ассоциируя предоставляемые продукты и услуги, с индивидуальной корпоративной  культурой.

     В частности, есть определение имиджа "как образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии", что противоречит пониманию имиджа организации, предмета и т.п. Такое  определение могло быть допустимо  только к одному виду имиджа - к имиджу человека, и оно не может быть распространено на понимание любого вида имиджа.

     Есть  определение имиджа как отражения  только внешних характеристик человека, на основе чего строится "технология личного обаяния", технология восприятия внешности человека (5-6), что, повторим, противоречит, например, пониманию  имиджа какого-либо явления, не имеющего визуального образа (внешнего вида).

     Есть  точка зрения, что имидж – это иллюзия, иллюзорная форма сознания. Если считать иллюзией "искаженное восприятие действительности", то далеко не любой возникший в психике образ отвечает этому определению. А поскольку имидж – это возникшее на основе образа мнение, а образ – это не всегда (далеко не всегда) есть иллюзия, следовательно подобное определение имиджа также следует рассматривать как неадекватное.

     Имидж объекта (явления) возникает тогда, когда некий человек (входящий в некую социальную группу людей; например, избиратель, находящийся на митинге), воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики какого-либо объекта другого человека, или предмета, или явления (например, избиратель видит кандидата, слышит его выступление). В результате этого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта (у избирателя возникает образ этого кандидата), этот объект человеком обычно невольно соотносится с собственной системой ценностей, где "записано", что в мире есть "хорошо" и что есть "плохо" (у избирателя в его психике "записано": "практическая забота о людях - это хорошо", "сильно жестикулировать руками на трибуне - это не очень хорошо", "разговаривать с людьми, а не читать по бумажке - это хорошо" и т.п.), в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения (избиратель, уходя с митинга: "да, по-моему это достойный человек" или "нет, это не порядочный человек"…).

     Вот такое мнение, сложившееся у определенной или неопределенной группы людей (например, у присутствовавших на митингах этого  кандидата) о каком-либо человеке, предмете, явлении, и есть имидж этого человека, предмета, явления (об этом кандидате потом специалисты будут говорить: "у него весьма положительный имидж у большей части населения этого региона" или "над его имиджем еще надо поработать, поскольку большинство населения этого региона о нем не самого лучшего мнения").

     Люди, у которых возникло это мнение, у которых возник этот имидж и  о котором они потом могут  сообщать другим людям (в нашем примере - избиратели, побывавшие на митинге), являются теперь носителями этого мнения о  данном образе (о данном объекте), являются носителями имиджа.

     А тот человек (или предмет, явление), о котором сложилось мнение у  данной группы людей (в нашем примере - выступавший на митинге кандидат), является прототипом имиджа.

     Информация, на основе которой сложилось у  будущих носителей имиджа мнение о прототипе имиджа, следует обозначить как имиджформирующую информацию.

     В переводе с английского имидж  – это образ, изображение. В самом  же деле – это непосредственно  или преднамеренно создаваемое  визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной  операцией нашего познания, каковой  признано представление. Имидж, как  правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной  её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его  необычайная доступность для  восприятия людьми и цепкость присутствия  в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической  продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.

     Функции – это активные формы проявления сущности и содержания конкретного  феномена.

     Можно обозначить две группы функций имиджа.

Ценностные  функции имиджа:

  • Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
  • Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.
  • Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Технологические функции имиджа:

  • Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.
  • Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.
  • Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.
  • Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.
  • Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

     Знание  технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его  использование. Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается  в том, чтобы знать, когда следует  быть тем или другим».

     Кто в полной мере владеет функциями  имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения.

     Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной  структуры. При разработке имиджа, к  примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых  намерений, тщательно прописываются  кадровые и технико-экономические  характеристики, спонсорские и меценатские  возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской  структуры для «глаз и ушей»  партнёров и клиентов, для воспроизводства  позитивного «социального эха». При  реализации проекта задействуются  реклама (особо тщательно готовятся  пресс-релизы для СМИ), методы «паблик  рилейшнз», дизайнеры для внутреннего  и внешнего обустройства офиса.

     Особое  внимание придаётся подготовке персонала  на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров  и клиентов. Организуется специальная  работа по освоению правил служебной  этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда  фирмы обращаются к имиджмейкерам  с просьбой создать «Кодекс профессиональной чести» сотрудников, провести серию  практикумов, обучить технологиям  протокольного общения.

При формировании имиджа любой структуры личная ответственность  возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить  с администраторами практические занятия  по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём  кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в  командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Иногда имиджевую подготовку по особой программе  проходят «выездные» жёны руководителей. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

     Дерево  красиво листвой, гласит башкирская поговорка, а человек одеждой. Это  откровенное напоминание всем тем, у кого существуют проблемы с фигурой  в силу природных данных или по причине возрастных изменений. Некрасиво, когда мужчина или женщина  выставляют напоказ не лучшие свои телесные характеристики, не используя  «эффект драпировки» одеждой  своих недостатков.

     На  этот счёт могут быть и объективные  причины. Маркетинговые исследования показывают, что до 60% мужчин не могут  подобрать себе костюм в магазинах. Особенно остро эта проблема стоит  перед потребителями, имеющими нестандартную  фигуру, нуждающимися в одежде для  торжественных мероприятий, а также  перед фирмами, желающими ввести корпоративный стиль одежды для  персонала. Не меньше проблем с недорогой, но эстетичной одеждой и у многих женщин. Бывает грустно присутствовать на традиционных «Неделях высокой моды». Конечно, модельеры высокого класса должны иметь подиум для демонстрации своего творчества. Однако хотелось бы, чтобы они работали и на тех, кто  не имеет возможности приобретать  эксклюзивные экземпляры одежды, но кто  имеет право выражать своё душевное богатство и личностную неординарность.

     Имидж – собирательное понятие. Это  – облик, то есть та форма жизненного проявления человека, благодаря которой  «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые  характеристики.

Информация о работе Имидж и его слагаемые. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Процесс создания имиджа