Игры в жизни людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сложные игры 4
1.1. Понятие игра 4
1.2. Ролевые игры 5
1.3. Организационно-деятельностные игры 9
1.4. Организационно-обучающие игры 11
1.5 Деловые игры и ее структура 12
Глава 2. Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны 15
2.1. Сравнение деловой и ролевой игр 15
2.2. Сравнение организационных и деловых игр 16
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

психология игры в жизни людей.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Роли и  функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

 

 Глава 2. Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны

                     2.1. Сравнение деловой и ролевой игр

Если сравнить ситуацию деловой  игры с той ситуацией, с которой  человек сталкивается в ролевой игре, то можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием имитационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней материализованной (в виде системы игровых правил) экспликации ориентировочной структуры и организации деятельности. В ролевой игре человек сталкивается с неопределенной ситуацией, когда при отсутствии естественного стихийного "организма", в котором существует реальная деятельность, необходимо эту деятельность воспроизводить. Для того, чтобы решить подобную задачу, играющий-исполнитель той или иной роли должен привнести в "пустую" ситуацию содержание реальной деятельности. Такое привнесение, конечно, возможно только на основе глубокого знания воспроизводимой деятельности, социальных ролей, разыгрываемой проблемы и умения осознать, отрефлексировать данную деятельность и ту ситуацию, в которой она осуществляется. По существу, участнику предлагается проделать работу по реконструкции систем ориентиров, на которые он опирается, а ходе реальной деятельности. Эти условия повторяют ту задачу, которую решает актер, пытаясь выполнить на сцене (т.е. без естественного оправдания) то или иное действие.

Трудности и феномены: действие, которое кажется таким легким и простым в реальной жизни, невозможно выполнить на сцене. Причина понятна: чем действие "легче", т.е. более автоматизировано выполняется, тем меньше мы осознаем процесс его выполнения и те ориентиры, на которые опираемся при его реализации. Понятны и другие отмечаемые в литературе факты: ролевая игра не эффективна, просто "не идет", перерождается в дискуссию, если участники не знакомы непосредственное воспроизводимой деятельностью. Так, при организации переговорных игр студенты не могут наладить естественные переговоры, а начинают, как бы излагать теоретический материал по проблеме, превращая "переговоры" в теоретическую дискуссию. Вышеизложенное позволяет объяснить еще один любопытный факт: будто бы случайное различие в областях применения деловых и ролевых игр. Его объясняют тем, что деловые игры предложены экономистами и военными, поэтому основная область приложения метода - экономика и политика, военное дело, а ролевые игры предложены социальными психологами, поэтому основная область их применения - это тренинг коммуникативных навыков. Хотелось бы подчеркнуть не случайность этого явления. Очень непросто организовать деловую игру, имитирующую собственно процессы общения. Потому, что в психологии отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы данной деятельности, которые могли бы быть положены в основу имитационной модели.

 

2.2. Сравнение организационных и деловых игр

Широко распространенные в настоящее время деловые  игры оказываются неудовлетворительными  именно с точки зрения целей и  задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации:

а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде или объекте, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры;

б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в среде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и законы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих.

Исходя из имеющегося профессионального  опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи и получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой деятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс, возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент. Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша - ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть, друг друга или модель, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.

Вместе с тем следует  отметить, что современные деловые  игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности. Психологически это означает, что участники начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют свою активность на анализ и соорганизацию коллективной современной деятельности в конкретных условиях игры, т.е. осуществляют собственно игровую деятельность. Они переносят внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы, способы и логику. Однако нигде в литературе, посвященной деловым и имитационным играм, применяемым в обучении, не подчеркивается эта сторона игрового процесса и метода и названные процедуры не становятся предметом специальной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в заключение я могу сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, такие общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

 

Для ребенка в игре предоставляется  возможность представить себя в  роли взрослого, копировать увиденное, когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

Открытие в ролевой игре механизмов моделирования социальных и личностных отношений позволяет открывать  новое и подвергать переосмыслению некоторые принципиальные закономерности взаимодействий как в сфере "виртуальной", "искусственной", "экспериментальной", "альтернативной" игровой реальности, так и в вполне реальной окружающей нас повседневности. Взаимодействий, с которыми, быть может, мало знакомы молодые люди из более интеллектуальной, благополучной прослойки населения крупных городов, не знающие и не имеющие опыта тех проблем, с которыми им, быть может, придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные  навыки, как ролевое, деловое и  дружеское общение.

Причины, по которым люди стремятся  участвовать в ролевых играх, могут быть самыми разнообразными: от времяпрепровождения до освоения новых областей знаний. Но их отличительной  чертой является то, что не нужно  искать дополнительных инструментов мотивации, что существенно упрощает процессы подготовки и регулирования хода игры. Обычно, игры, в которых принимают  участие заранее мотивированные игроки, организуются методом добровольного  собрания желающих принять участия  в предлагаемой игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список использованных источников

 

1. Крюков М.М., Крюкова  Л.И. "Принципы отражения экономической  действительности в деловых играх", М.,88.

2. Третьяков В. "Деловая  игра как средство творения  образа", Almamater №3 - 91.

3. Айламазьян А.М. "Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", уч.пособ. д.студ., МГУ-89.

4. Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М.,90.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. "Психология малой группы", МГУ-91.

6. Обухова Л.Ф. "Детская  психология: теории, факты, проблемы",М.,95.

 

Информация о работе Игры в жизни людей