Игры в жизни людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сложные игры 4
1.1. Понятие игра 4
1.2. Ролевые игры 5
1.3. Организационно-деятельностные игры 9
1.4. Организационно-обучающие игры 11
1.5 Деловые игры и ее структура 12
Глава 2. Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны 15
2.1. Сравнение деловой и ролевой игр 15
2.2. Сравнение организационных и деловых игр 16
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

психология игры в жизни людей.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

 

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

 

 

Кафедра «Мировая экономика»

 

 

ИГРЫ В ЖИЗНИ  ЛЮДЕЙ

 

Реферат по дисциплине: «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 51а

    Дурманова А.С.

    Руководитель

    Доц.  Тропникова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Сложные игры 4

1.1. Понятие игра 4

1.2. Ролевые игры 5

1.3. Организационно-деятельностные игры 9

1.4. Организационно-обучающие игры 11

1.5 Деловые игры и ее структура 12

Глава 2. Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны 15

2.1. Сравнение деловой и ролевой игр 15

2.2. Сравнение организационных и деловых игр 16

Заключение 18

Список использованных источников 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе воспитательных средств  игра занимает явно не равноценное  по сравнению с другими воспитательными  средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни  индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и  после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок  начинает очень рано, когда ему  месяц-полтора, и продолжает потом  играть всю свою жизнь.

 

Однако в первые полтора-два  года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это  время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том  числе играть. А после поступления  в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются  в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

 

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда  от ее разнообразия, содержания, эмоциональной  и интеллектуальной насыщенности действительно  зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх  ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы  действий, но и экспериментирует, приспосабливает  предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся  воображением. Это же характерно и  для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями  о добре и справедливости. Через  себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

 

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических  новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и  творческое воображение, - теснейшим  образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две  стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».

 

Нелегко дать обоснованную оценку или  хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Однако в данной моей работе я постараюсь как можно шире раскрыть понятие игры.

 

 

 

 

Глава 1. Сложные игры

1.1. Понятие игра

В данной работе будут рассмотрены  только сложные игры: ролевые, организационные  и деловые. Их объединяет, например, количество играющих (от несколько человек) и сюжетная линия. Имеется определённая сложность в определении данных игр, т.к. некоторые принципы построения у них сходны и на первый взгляд может показаться, что речь идёт об одном и том же, но, тем не менее, есть существенные различия.

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием  и объяснением игры животных, детей  и взрослых. Каковы же биологические  функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному  инстинкту подражания; потребность  в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Ни одно из приведенных  объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все-таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает  в неистовство тысячеголовую  толпу? Интенсивность игры не объяснить  никаким биологическим анализом. И все же, как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить  в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество.

Причины возникновения  игры.

В онтогенезе:

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре... Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.

В филогенезе:

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем, сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием науки и  прогресса возникла необходимость  в серьёзном обучении, появились  сложные социальные отношения между  людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

                                                  1.2. Ролевые игры

I. Постановка проблемы.

Термин “ролевая игра”  весьма многозначен. В соответствии с принятыми в отечественной  психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.

 II. Классификация ролевых игр и уровней участия в них.

Игры делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку.

Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи. Но, выделив, как три вида, воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков.

Разделение  по территориальному признаку

1. Настольные ролевые  игры

К этому классу относятся  простые по техническим требованиям  игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть без него.

2. Павильонные ролевые  игры

К павильонным относятся игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

3. Ролевые игры на местности

Это наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

Разделение  по уровням сложности

Исходя из опыта развития ролевых игр в России, можно  определить, что разделение игр по уровням сложности зачастую совпадает с тематическим делением игр, которое дало толчок образованию со ответствующей терминологии в кругах любителей ролевых игр.

Информация о работе Игры в жизни людей