Игротерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад

Описание работы

Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.

Работа содержит 1 файл

игротерапия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы  скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой. 

Игры, направленные на коррекцию агрессии. 

«Сражение» (с 2 лет) 

Игроки бросаются  лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями. 

«Злые - добрые кошки» (с 2 лет) 

По очереди  превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат. 

«Каратист» (с 3 лет) 

На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а  зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию. 

«Боксёр» (с 3 лет) 

Эта игра очень  похожа на игру «КАРАТИСТ», только вместо движений ногами надо делать движения руками. 

«Ругаемся овощами, фруктами, ягодами» (с 3 лет) 

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты – капуста». В ответ : «А ты – редиска» или «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик», «А ты – розочка». 

«Капризная лошадка» (с 3 лет) 

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», - говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго – го!» 

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения 

«Снеговик» (с 3 лет) 

Родитель и  ребёнок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. 

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его  жаркие лучи коснулись снеговика, и  он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают  на корточки и ложатся на пол. 

«Буратино» (с 4 лет) 

Родитель говорит  текст и выполняет движения вместе с ребёнком: 

«Представьте, что  вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в  позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. 

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. 

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. 

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите  челюсти. 

А теперь из кукол  превращаемся в людей, расслабляемся  и размякаем» 

  

  

Заключение 

Существует множество  разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Сегодня мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники. 

Возможно, детский  психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей. 

Игра имеет  исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет  ему сохранять и приобретать  психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме. 

Отправная точка  начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием. 

Перед тем как  заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей. 

  

Список литературы 

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995 

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. 

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. 

Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. М., 2002 

Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. 

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003. 

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998. 

Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988. 

Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние  издания). 

Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001. 

Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007. 

Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991. 

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние  издания). 

Ждан А.Н. История  психологии: от античности до наших дней. 2008 г. 

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 

Иванников В.А. Психологические  механизмы волевой регуляции. М., УРАО, 1998 

История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003 

Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 

Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001. 

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. 

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002. 

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2003. 

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 

Маслоу А. Новые  рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,1999. 

Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006 

Нуркова В.В., Березанская  Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е. 

Общая психология. Тексты: В 3 т.т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006. 

Олпорт Г. Становление  личности. – М.: Смысл, 2002. 

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М, Питер, 2005. 

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ, 2008. 

Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: АСТ, 2008. 

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М. 2008. 

Психология мотивации  и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2006. 

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 2002

Информация о работе Игротерапия