Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад
Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.
Вслед за З. Фрейдом
Термина Гуг-Гельмут стала
Основные цели
коррекционного воздействия в
1.
Установление аналитической
2.
Катарсис - форма эмоционального
реагирования, приводящая к преодолению
негативных эмоциональных
3.
Игра предоставляет две возможности
для катарсиса, свободное выражение чувств
и эмоций ребенка и вербализация чувств.
Директивная игротерапия
практикуется широко среди всех детей
как средство раскрытия внутреннего
сознания малютки. В отличие от песочной
игротерапии, психиатр проявляет инициативу
и создает игровую ситуацию с подсказки
ребенка, управляя ходом событий и фиксируя
все проявления активности маленького
пациента. Где-то ребенок проявит интерес,
где-то переключит внимание на более существенный
волнующий его вопрос. Терапевт в такой
игре должен увидеть причины трудностей
собеседника - агрессии, одиночества, злобы,
замкнутости и т.п. Он может что-то объяснять
малышу, давать советы или предлагать:
«Давай спросим у мишки/папы/девочки Тани,
почему он/она грустит и подарим ему/ей
поцелуй/кусочек пироженого/кубик» и т.п.
намеренно создавая какие-то конфликтные
ситуации. В директивной игротерапии врач
подсказывает ребенку правильный выход,
одновременно проверяя способность к
мышлению и воспитывая правильным решением.
Такие врачебные
игры в рамках директивной терапии
помогают во многих сложных обстоятельствах,
будь то развод родителей, последствия
физической болезни, снижение успеваемости
в школе, неразвитости общения или
просто в случае напряженного психического
состояния.
Некоторые специалисты
склонны к тому, что игротерапию,
будь то песочная игротерапия, директивная
игротерапия или игротерапия
общения, желательно проводить не постороннему
- пусть даже светиле медицины –
человеку, а родителю. Это поможет
взрослым почувствовать себя ребенком
и лучше понять свое чадо, а дети быстрее
раскрепостятся перед мамой или папой.
Такое общение поможет наладить взаимопонимание
в семье на долгие годы.
К тому же в занятиях
игротерапией нет ничего сверхсложного:
подойдет любой материал (реальные предметы,
игрушки ребенка, пластилин, краски, мозаика
и т.д.), любое время, которое вы в состоянии
посвятить малышу и любое настроение.
Игровая терапия поможет не только вашему
ребенку, но и вам – расслабит и отвлечет.
А кроха будет просто счастлив в очередной
раз с вами поиграть, проявить свою активность,
показать, что он уже умеет и почувствует
себя еще на капельку нужнее, любимее,
а значит и увереннее.
Кто из нас в
детстве не играл в «куличики»?
Ведерко, формочки, совок — первое,
что мы приобретаем своему ребенку. Первые
контакты детей друг с другом происходят
в песочнице. Это традиционные игры с песком.
Но давайте посмотрим на возможности использования
песочницы с другой стороны.
Игры на песке
— одна из форм естественной деятельности
ребенка. Именно поэтому мы, взрослые,
можем использовать песочницу в развивающих
и обучающих занятиях. Строя картины из
песка, придумывая различные истории,
мы в органичной для ребенка форме передаем
ему наши знания и жизненный опыт.
Сегодня многие
детские учреждения имеют ванночки для
песка и воды. Но как оптимально использовать
их, мало кто знает. Часто работники детского
сада считают, что песок и вода нужны, чтобы
дети чувствовали себя зимой как летом,
а играть с ними даже не надо — они делают
это сами. Таким образом, интуитивно педагоги
понимают тайну «песочной терапии», в
основе которой лежит спонтанность проявления
ребенка в песочных играх.
Принцип «терапии
песком» был предложен Карлом
Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом
и одним из основателей психоанализа.
Многолетние наблюдения и опыт показали,
что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное
самочувствие детей и взрослых и является
прекрасным средством для развития и саморазвития
ребенка.
Основной принцип
игр на песке — это создание
стимулирующей среды, в которой ребенок
чувствует себя комфортно и защищенно
и может проявить творческую активность.
Для занятий с детьми я подбираю задания
и игры в сказочной форме. При этом я полностью
исключаю негативную оценку действий
и результатов ребенка и стараюсь максимально
поощрять фантазию и творческий подход.
Реализация этих
принципов позволяет усилить
положительную мотивацию к
Еще один принцип
— реальное «проживание», проигрывание
всевозможных ситуаций вместе с героями
сказочных сюжетов. Например, оказавшись
в роли спасителя Принцессы, ребенок не
просто предлагает тот или иной выход
из трудной ситуации, но и реально разыгрывает
ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.
1. Водонепроницаемый
деревянный ящик с ручками размером 50
х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует
оптимальному полю зрительного восприятия,
что позволяет охватывать его взглядом
целиком. Для занятий с большими группами
детей потребуется ящик значительно большего
размера.
Внутреннюю поверхность
ящика лучше окрасить в синий
или голубой цвет.
2. Чистый, просеянный,
прокаленный в духовом шкафу
песок. Он не должен быть
слишком крупным или слишком
мелким. Песком заполняется меньшая
часть ящика.
Для песочных игр
песок должен быть влажным.
3. Коллекция
специальных игрушек высотой
не более 8 см:
— фигурки людей;
— здания (дома,
школы, церкви, замки);
— животные (домашние,
дикие, морские, древние);
— машины (сухопутные,
водные, космические, боевые);
— растения (деревья,
кусты, цветы, овощи);
— постройки (мосты,
ограды, ворота, загоны для скота);
— ракушки, веточки,
камешки, шишки, косточки;
— символические
предметы для загадывания желаний,
коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;
— фигурки сказочных
героев (добрых и злых);
— пластиковые
или деревянные буквы, цифры, различные
геометрические фигуры.
Если для занятий
не хватит каких-либо фигурок-образцов,
их можно вылепить из пластилина, глины,
теста или вырезать из бумаги.
4.
Инсайт представляет собой одновременно
и результат и механизм игротерапии. В
качестве результата инсайт можно определить
как достижение ребенком более глубокого
понимания себя и своих отношений со значимыми
другими. Инсайт не требует интерпретации,
разъяснения со стороны игротерапевта,
а достигается ребенком внезапно. В детском
возрасте инсайт часто носит невербальный
характер.
5.
Исследование (тестирование) реальности.
Процесс исследования и
6.
Особая атмосфера личностной
безопасности и доверия,
7.
Сублимация как перевод и
8.
Сублимация как форма переключения сексуальной
энергии на социально одобряемые цели
рассматривается в психоанализе как высшая
форма разрешения трудностей развития
личности в детском возрасте.
Таким образом,
игра в психоаналитической практике
рассматривалась как символическая деятельность,
в которой ребенок, будучи свободен от
давления и запретов со стороны социального
окружения с помощью игрушек, игровых
действий с ними и ролей, выражает в особой
символической форме бессознательные
импульсы и влечения.
Игровая терапия,
центрированная на клиенте
Развитие идей
терапевтов в этом направлении изучено
и расширено К. Роджерсом и
В. Экслайн.
Цель такой
терапии - не менять и не переделывать
ребенка, не учить его каким-то специальным
поведенческим навыкам, а дать ему
возможность быть самим собой. Игровой
терапевт не пытается вырастить ребенка,
а каждому создает оптимальные условия
для роста и развития. Он полностью вовлечен
в игру ребенка, ему интересно быть с ним,
что бы тот ни делал. Он концентрирует
все свое внимание и профессиональное
мастерство, слышит, чувствует и понимает
любые эмоциональные состояния ребенка
и отражает их, т.е. раскрывает ребенку
понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
В основе игровой
терапии, центрированной на ребенке, лежит
представление о спонтанности психического
развития ребенка, обладающего внутренними
источниками саморазвития и потенциальными
возможностями самостоятельного разрешения
проблем личностного роста. Вместе с тем
процесс личностной реализации, саморазвития
может быть нарушен или ограничен вследствие
либо неблагоприятных средовых условий,
либо нарушений взаимодействия и общения
со значимыми другими, и в первую очередь
с родителями и близкими взрослыми. Отношения,
связь с другим человеком составляют необходимое
условие личностного развития.
Основная задача
коррекции состоит в создании или восстановлении
значимых отношений между ребенком и взрослым
с целью оптимизации личностного роста
и развития. Игра как деятельность, свободная
от принуждения, подчинения, страха и зависимости
ребенка от мира взрослых, представляет
собой, по мнению сторонников недирективной
терапии, единственное место, где ребенок
получает возможность свободного беспрепятственного
самовыражения, исследования и изучения
собственных чувств и переживаний. Игра
позволяет ребенку освободиться от эмоциональной
напряженности и фрустраций, изначально
предопределенных антагонизмом реальных
жизненных отношений между ребенком и
взрослым.
Основными показаниями
для проведения этого вида игротерапии
выступают:
·
нарушение роста «Я», отражающееся
в нарушениях поведения и дисгармоничности
«Я-концепции»;
·
низкая степень самопринятия, сомнение
и неуверенность в возможностях
собственного личностного роста;
·
высокая социальная тревожность
и враждебность по отношению к
окружающему миру;
·
эмоциональная лабильность и
неустойчивость.
Цели игровой
терапии, центрированной на клиенте. Когда
мы говорим о целях игровой
терапии, центрированной на ребенке, скорее
всего имеются в виду терапевтические
цели в широком смысле, а не индивидуализированные
перспективные цели для каждого отдельного
ребенка.
В общем смысле
цели игровой терапии, центрированной
на ребенке, согласуются с внутренним
стремлением ребенка к
Вместе с тем
целью коррекции не может и
не должно быть прямое изменение личности
ребенка, поскольку постановка подобной
цели означала бы отвержение ребенка таким,
какой он есть, и противоречило бы исходному
постулату «клиент-центрированной терапии»
- постулату безусловного принятия ребенка.
Коррекция, напротив,
должна быть направлена на утверждение
уникального «Я» ребенка, его самоценности.
Цели коррекции
могут быть конкретизированы в виде
следующих задач:
расширение репертуара
форм самовыражения ребенка;