Игротерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад

Описание работы

Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.

Работа содержит 1 файл

игротерапия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок - взрослый»; 

повышение уровня социальной компетентности ребенка  в его взаимодействии со сверстниками; 

развитие способности  эмоциональной саморегуляции и  достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью  взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний; 

оптимизация развития «Я-концепции»; 

повышение степени  самопринятия и формирование чувства  «Я». 

Стадии процесса игровой терапии, центрированной на ребенке 

Стадии процесса игровой терапии возникают как  результат взаимодействия между  игротерапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует игротерапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. 

  

  

  

2. Практическая  реализация  метода игротерапии в психокоррекционной практике 

2.1.  Игротерапия  как средство коррекции неконструктивного  поведения детей старшего дошкольного  возраста 

Сегодняшние дошкольники  заметно отличаются от своих сверстников  предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве,  говорить тихо,  избегать контактов со сверстниками  и взрослыми.   В таких случаях   поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.  Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение  навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на  здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности. 

          Формирование разумного или произвольного  поведения является важнейшей  задачей   воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается  в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней». 

Отклоняющееся, неконструктивное поведение проявляется  в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности и т. п. Основными причинами неконструктивного поведения  детей старшего дошкольного возраста считают: особенности нейродинамических свойств; дефицит родительского внимания; стиль взаимоотношений со сверстниками; недостаток двигательной активности и физической нагрузки. 

           В процессе изучения источников  мы обнаружили, что для обозначения  отклоняющегося поведения авторы  используют самые разные термины.    На основании работ  Вайнер  М. Э., Мурашовой Е. В., Волковой-Гаспаровой Е, Широковой Г. А.,   Лютовой  Е. К., Мониной Г. Б., Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М. и др., посвященных неконструктивному поведению, нами была проведена  сравнительная характеристика различных  типов неконструктивного поведения. Несмотря на различную интерпретацию названий, все типы неконструктивного поведения можно разделить на 6 разновидностей: 1 группа – импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»; 2 группа – демонстративное, дети-«капризы»; 3 –группа – протестное; 4 группа - агрессивное; 5 –группа – недисциплинированное, «уход от деятельности»; 6 группа – конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.  

            Современная наука рассматривает  игротерапию как одно из наиболее  эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского,  Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской,  А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться    ведущей в данном возрасте деятельности – игре. 

           Использование игры в психологической  и психотерапевтической практике  получило название игротерапия.  По определению М. И. Чистяковой  игровая терапия – это метод  психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 

     Сегодня  существует несколько видов игровой  терапии:         недирективная,  директивная и смешанная  игротерапия.      Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.  По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить внутренний источник оценки; 8). обрести веру в себя. 

         Основные принципы педагога, которые  образуют базис терапевтических  отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание. 

           Директивная игровая терапия  – это форма, в которой педагог  выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического  процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях. 

        При коррекции неконструктивного  поведения у детей методом  директивной игровой терапии  проводится цикл игр, которые  предлагаются взрослым ребенку,  со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.       

           Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка. 

      Использование смешанной игровой  терапии для коррекции личностной  сферы у дошкольников становится  возможным при четком отслеживании  личностных новообразований и  так называемых подвижек в  поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование. 

          В современной отечественной  науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.  

           Итак, игротерапия является ведущим  средством профилактики и коррекции  неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения. 

  

2.2.  Практические  приемы игротерапии 

Начинать игровые  занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры: 

обеспечить эмоциональную  разрядку – снять накопившееся нервное  напряжение и зарядить детей и  взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; 

уменьшить страх  неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества; 

улучшить гибкость в поведении и способность  быстро принимать решения; 

освоить групповые  правила поведения; 

наладить контакт  между родителями и детьми; 

развить ловкость и координацию движений. 

«Пятнашки» (с 3 лет) 

Назначается водящий. Он догоняет остальных игроков и  «пятнает» их – хлопает рукой  по спине, руке или ноге. «Запятнанный»  становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать: «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный вариант «Пятнашек» – когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить. 

«Жмурки» (с 4 лет) 

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг и хлопают в ладоши. Когда водящий  обнаруживает участника, он должен его  опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы. 

Другой вариант  игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными  глазами ищет их. 

«Прятки» (с 2 лет) 

Это всем известная  детская игра, в которую для  большей эффективности необходимо внести некоторые дополнения. Водящий сопровождает поиск игроков словами с сердитой интонацией: «Где же он? Сейчас я его найду!» Тот, кого нашли последним, становится ведущим. Когда игра будет освоена, усложните её: сначала приглушайте свет, потом с подготовленными детьми можно свет выключить вовсе и играть в темноте. 

«Полоса препятствий» (с 2 лет) 

Необходимо построить  полосу препятствий из стульев, коробок, пуфиков, подушек и одеял - горки, тоннели, кочки. Игроки преодолевают препятствия. Можно подбадривать ребёнка словами: « Молодец! Быстрей! Ура!» 

Игры, направленные на коррекцию страхов 

«Смелые мыши» (с 2 лет) 

Выбирается кот  и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается  и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями. 

«Привидение» (с 3 лет) 

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У – у –  у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим. 

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет) 

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. 

«Сова и зайцы» (с 3 лет) 

Игру надо проводить  в вечернее время, для того чтобы  можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно. 

Информация о работе Игротерапия