Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад
Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.
оптимизация коммуникаций
в системе отношений «ребенок
- взрослый»;
повышение уровня
социальной компетентности ребенка
в его взаимодействии со сверстниками;
развитие способности
эмоциональной саморегуляции и
достижение эмоциональной устойчивости
за счет осознания ребенком (с помощью
взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
оптимизация развития
«Я-концепции»;
повышение степени
самопринятия и формирование чувства
«Я».
Стадии процесса
игровой терапии, центрированной на
ребенке
Стадии процесса
игровой терапии возникают как
результат взаимодействия между
игротерапевтом и ребенком, протекающего
в безоценочной свободной атмосфере игровой
комнаты, созданию которой способствует
игротерапевт, демонстрирующий искреннюю
заинтересованность и одобрение по отношению
к ребенку.
2. Практическая
реализация метода игротерапии
в психокоррекционной практике
2.1. Игротерапия
как средство коррекции
Сегодняшние дошкольники
заметно отличаются от своих сверстников
предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее,
сообразительнее. Но все больше встречается
детей с отклонениями в поведении: одним
совершенно незнакомо состояние покоя,
сосредоточенности, другие, напротив,
могут часами играть в одиночестве,
говорить тихо, избегать контактов
со сверстниками и взрослыми.
В таких случаях поведение характеризуется
как отклоняющееся, неконструктивное.
Нарушения поведения являются причиной
многих трудностей в развитии ребенка.
Они существенно сдерживают приобретение
навыков общения, служат источником непонимания,
неприятия со стороны окружающих, оказывают
разрушающее воздействие на здоровье,
и, в конечном счете, могут привести к искаженному
развитию личности.
Формирование разумного или
Отклоняющееся,
неконструктивное поведение проявляется
в агрессивности, капризах, несдержанности,
гиперактивности и т. п. Основными причинами
неконструктивного поведения детей
старшего дошкольного возраста считают:
особенности нейродинамических свойств;
дефицит родительского внимания; стиль
взаимоотношений со сверстниками; недостаток
двигательной активности и физической
нагрузки.
В процессе изучения
Современная наука
Использование игры в
Сегодня
существует несколько видов
Основные принципы педагога, которые
образуют базис
Директивная игровая терапия
– это форма, в которой
При коррекции
Смешанная игровая терапия – это метод
психотерапии, основанный на интеграции
директивной и недирективной игротерапии.
Синтез наиболее удачных приемов игровой
терапии разных форм позволяет в достаточно
короткий промежуток времени использовать
различные варианты игровых действий
с учетом индивидуальных возможностей
ребенка.
Использование смешанной
В современной отечественной
науке технологии использования элементов
игротерапии представлены в исследованиях
А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер,
Г. А. Широковой, Л. Костиной.
Итак, игротерапия является ведущим
средством профилактики и
2.2. Практические
приемы игротерапии
Начинать игровые
занятия с ребёнком можно с игр, направленных
на улучшение общего психологического
самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь
эти игры:
обеспечить эмоциональную
разрядку – снять накопившееся нервное
напряжение и зарядить детей и
взрослых очередной порцией
уменьшить страх
неожиданного воздействия, нападения,
наказания, темноты, замкнутого пространства,
одиночества;
улучшить гибкость
в поведении и способность
быстро принимать решения;
освоить групповые
правила поведения;
наладить контакт
между родителями и детьми;
развить ловкость
и координацию движений.
«Пятнашки» (с 3
лет)
Назначается водящий.
Он догоняет остальных игроков и
«пятнает» их – хлопает рукой
по спине, руке или ноге. «Запятнанный»
становится водящим. Суть игры в её
высоком эмоциональном накале. Водящий
может говорить шуточные угрозы: «Сейчас
поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать:
«Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки»
всегда вызывают много радости и веселья,
помогают объединить семью. Более сложный
вариант «Пятнашек» – когда по комнате
расставляются препятствия и игроки должны
их обходить.
«Жмурки» (с 4 лет)
Водящему плотно
завязывают глаза. Игроки бегают вокруг
и хлопают в ладоши. Когда водящий
обнаруживает участника, он должен его
опознать на ощупь. Пойманный становится
водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся
шуточные угрозы.
Другой вариант
игры: игроки замирают и стоят на
месте, а водящий с завязанными
глазами ищет их.
«Прятки» (с 2 лет)
Это всем известная
детская игра, в которую для
большей эффективности
«Полоса препятствий»
(с 2 лет)
Необходимо построить
полосу препятствий из стульев, коробок,
пуфиков, подушек и одеял - горки,
тоннели, кочки. Игроки преодолевают препятствия.
Можно подбадривать ребёнка словами:
« Молодец! Быстрей! Ура!»
Игры, направленные
на коррекцию страхов
«Смелые мыши» (с
2 лет)
Выбирается кот
и мышь. Кот спит в домике, мышь
бегает и пищит. Кот просыпается
и догоняет мышь. Мышь может спрятаться
в домике. Затем они меняются ролями.
«Привидение» (с
3 лет)
На ведущего
надевается простыня, он становится привидением,
бегает за остальными игроками и пугает
их громкими криками: «У – у –
у...» Тот, кого он поймал, становится
ведущим.
«Пчёлка в темноте»
(с 3 лет)
Взрослый произносит
текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка
перелетала с цветка на цветок (в качестве
цветов используются стулья и диваны).
Когда пчёлка налеталась, наелась нектара,
она уснула в красивом цветке (под стулом
или столом). Наступила ночь, и лепестки
цветка стали закрываться (стул или стол
накрывается темной материей). Взошло
солнце (материал убирается), и пчёлка
вновь стала веселиться, перелетая с цветка
на цветок.» Игру можно повторить, усиливая
плотность материи, т.е. степень темноты.
«Сова и зайцы»
(с 3 лет)
Игру надо проводить
в вечернее время, для того чтобы
можно было создавать темноту. Свет
надо приглушать постепенно.