Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад
Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.
Введение
Мы не задумываемся
о том, какое значение в нашей
жизни имеют игры, в которые
мы играли в сопливо-нежном возрасте.
Почему именно с песочницей, куклами
и жмурками мы ассоциируем наше детство?
Оказывается это самый лучший
путь к нашей психической устойчивости,
к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы
прошлого века психотерапевты А. Фрейд,
М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую
игру методом лечения, при котором
дети развивают свои способности, учатся
преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось
все с рисования: малыш рисует свой дом,
свою семью и таким образом символически
высказывает то, что пока ему не удается
выразить словами – свои страхи, эмоциональное
состояние, психологические травмы. А,
как известно, первый шаг к любому решению
проблемы – назвать ее. Пока ребенок не
умеет определять объективно весь мир,
он отражает в своих безобидных играх
свое психическое состояние и уровень
умения общаться с другими детьми. До сих
пор рисунок является неплохим тестовым
контролем детского эмоционального настроения
и одним из занятий игротерапии.
Вскоре была
изучена и применена
Уже давно была
объяснена любовь детей к песочнице.
Там малыши начинают дружить со сверстниками,
там происходят первые драки из-за
совочков и ведерок, там непоседа
чувствует себя спокойно и комфортно.
Сколько раз вы с удивлением наблюдали
картину многочасового блаженства дитяти
на пляже или в коробке с песком? Странный
эффект песочницы пока до конца не объяснен.
Но очень важно дать ребенку возможность
пересыпать этот терапевтический стройматериал
(успокаивает и расслабляет), лепить из
него всевозможные фигуры, здания, города
(пробуждает неимоверную фантазию, развивает
мелкую моторику рук), отыскивать зарытые
сокровища (создает заинтересованность)
и просто сочинять сказки и рисовать их
(творческий выход существующей проблемы,
развивает речь речи). Песок привлекает
маленьких «строителей» своей необычной
структурой и новыми ощущениями, которые
они испытывают при касании песка. А если
песок еще и запечатлевает все следы, оставленные
малышом, то его вряд ли оторвешь от важных
занятий в течение часов двух. Песочная
игротерапия - рекорд усидчивости для
любого крохи.
Объект исследования
– игротерапия
Предмет –особенности
игротерапии
Цель – проанализировать
особенности игротерапии.
Теоретическая
характеристика особенностей игротерапии
Общая характеристика
игротерапии,
Игротерапия (Авторская
технология работы с игрушками) –
ответвление психодрамы, где место
ведущего занимает психотерапевт, а
роль группы «берут» на себя «игрушки»,
которые включают в себя любые предметы,
бытовые мелочи. В арсенале терапевта
также: краски, пластилин, карандаши, кубики,
головоломки, конструкторы, детские книги
с картинками и прочие изобразительные
средства, которые были или, «волей судьбы»,
не были в мире ребенка.
Использование
«игрушек» в психотерапевтической работе
дает возможность клиенту рассмотреть,
потрогать, послушать, ощутить и вспомнить
запах того, что беспокоило многие годы
и породило болезнь, пустоту, одиночество,
аддиктивное или созависимое поведение.
Спектр применения
Игротерапии весьма широк и предусматривает
возможность работы с синдромом
посттравматического стресса, при
хронификации печали, с объюзной тематикой,
с ранними детскими травмами с
амнестическим компонентом.
Метод Игротерапии
помогает решать не только личностные,
но и как следствие этого профессиональные
трудности. В рекордно короткие сроки
инструмент Игротерапии позволяет добиваться
конкретных и ощутимых результатов в сфере
бизнеса:
в стратегическом
и креативном подборе, управлении персоналом;
в увеличении производительности
труда каждого работника;
в повышении
эффективности деятельности компании
в целом.
Такой подход дает
Игротерапии ряд интересных возможностей
и, в некоторых случаях, специфических
преимуществ перед другими
Психолог и
разработчик методов иготерапии
М Панфилова сделала вывод
о том, что с помощью игры можно
научить детей правильно
Таким образом,
игра, наравне со сказкотерапией, стала
лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн)
для всех детей, независимо от умственных
и физических возможностей. В игре ребенок
начинает гибче мыслить, учится принимать
самостоятельные решения и вести диалог
с окружающими. Покупая кубики, пирамидки
или конструкторы своему чаду мы покупаем
ему его мозг, логику. А физическое развитие?
Тренировка пальчиков, рук и всего тела
лучше всего проходит именно в игровой
форме.
Основной, самой
доступной и эффективной
Мало выяснить
проблему – с помощью игровой
терапии можно подсказать крохе
правильное поведение, объяснить определенную
ситуацию или даже вылечить только
зарождающуюся психотравму. Ведь с
возрастом наши «ужастики детства»
принимают непоправимые обостренные
формы, хотя избавиться от них реально
до 4-х лет от роду.
Уже в два
года дети с удовольствием играют
в прятки, жмурки, в добрых и злых
героев и пятнашки. Для чего? Во-первых,
физическое движение, а во-вторых, избавление
от страхов. Дети по очереди оказываются
«пойманными» своими страхами, а потом
и «ловящими» свой страх. Если «зайчик»
убегает от кровожадной «совы», он выплескивает
свою боязнь в игре, а потом, становясь
«совой», побеждает ее окончательно. В
науке роль зайчика называется снятием
эмоционального накала, а роль совы –
коррекцией внутренних страхов. В то же
время в таких занятиях игротерапии происходит
выход накопившейся агрессии, которую
ребенок постепенно учится контролировать.
Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники»
или «стрелялки» дают возможность выхода
негатива. Ребенок оказывается в роли
доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать
и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя
в активных событиях, малыш учится с помощью
игротерапии общению. Это начало умения
общаться, воспринимать в игре других
ребят и расширять свой объективный мир
(М. Панфилова «Игротерапия общения»).
Врачами и психоаналитиками
создаются специальные игры, направленные
на выявление проблемных ситуаций в
сознании ребенка. Есть недирективная
игротерапия для деток с отсталым умственным
развитием или аутизмом. В ней терапевт
играет пассивную роль наблюдателя в свободной
игре малыша, только спрашивая мотивацию
его игровых действий.
Виды игротерапии
1.
Если в качестве критерия
·
игротерапию в психоанализе;
·
игротерапию игротерапию, центрированную
на клиенте,
·
игротерапию построения отношений;
·
примитивную игротерапию;
·
игротерапию в отечественной психологической
практике.
2.
По функциям взрослого в игре
различают
·
недирективную игротерапию;
·
директивную игротерапию.
3.
По форме организации
·
индивидуальную игротерапию;
·
групповую игротерапию;
4.
По структуре используемого в
игротерапии материала:
·
игротерапию с
·
игротерапию со структурированным
материалом.
Игротерапия в
психоанализе
Использование
игры в коррекционной практике исторически
связано с теоретическими традициями
психоанализа Начало игровой терапии
было положено в 20-е годы нашего века в
работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут
(1926).
Обращение психоанализа
к игре ребенка было в определенной
степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн
считала, что с помощью анализа можно устранить
или, по крайней мере, оказать благотворное
влияние на нарушение психического развития
ребенка. При этом анализ может оказаться
полезным и для развития нормального ребенка,
а с течением времени станет необходимым
дополнением воспитания.
Однако попытки
прямого переноса техник психоанализа
на работу с детьми оказались неудачными
в силу ряда специфических особенностей
детского возраста. Главная проблема
в использовании аналитических техник
в работе с ребенком состояла в невозможности
применения ключевого для психоанализа
метода свободных ассоциаций, позволяющего
выявить бессознательные влечения, подвергнуть
их анализу.
Поиски обходных
путей для разрешения этой проблемы
и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли
о возможности использования игры ребенка
как удачной замены метода свободных ассоциаций.
Возможности такого
использования игры связаны с
двумя ее характеристиками:
1.
Игра ребенка, по мнению М.
Кляйн, представляет собой символическую
деятельность, в которой находят свободное
выражение подавленные и ограниченные
социальным контролем бессознательные
импульсы и влечения. В ролях, принимаемых
на себя ребенком, в игровых действиях
с игрушками кроется определенный символический
смысл.
2.
Игра является единственным
М. Кляйн считала,
что практически любое игровое
действие ребенка имеет определенный
символический смысл, выражает конфликты
и подавленные влечения ребенка.
Этот символический смысл должен быть
проинтерпретирован терапевтом и доведен
до сознания ребенка.
В 1919 г. М. Кляйн
стала использовать игровую технику
как средство анализа при работе
с детьми младше 6 лет. Она считала,
что детская игра и основанная на
ней игровая терапия позволяют непосредственно
проникнуть в детское бессознательное.
Термин «игровая терапия» был предложен
именно Мелани Кляйн.
Игротерапию одной
из первых стала применять Анна Фрейд
в работе с детьми, пережившими
бомбежки Лондона во время второй мировой
войны. Если ребенок имел возможность
выразить в игре свои переживания, то он
освобождался от страха, и пережитое не
развивалось в психологическую травму.
В книге «Дети
и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает
различия в способе выражения реакции
на бомбежку Лондона взрослых и детей:
после налета взрослые снова и снова рассказывали
о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие
то же самое, почти никогда не говорили
об этом. Их реакция на пережитое выражалась
в игре. Дети строили домики из кубиков
и сбрасывали на них бомбы. Дома горели,
завывали сирены. Кругом были убитые и
раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы.
Такого рода игры продолжались несколько
недель.
А. Фрейд обнаружила,
что игра является важным фактором
становления эмоционального контакта
с ребенком и служит тем средством, которое
делает самовыражение ребенка свободным.