Игротерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, доклад

Описание работы

Объект исследования – игротерапия
Предмет –особенности игротерапии
Цель – проанализировать особенности игротерапии.

Работа содержит 1 файл

игротерапия.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Введение 

  

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей  жизни имеют игры, в которые  мы играли в сопливо-нежном возрасте. Почему именно с песочницей, куклами  и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. 

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую  игру методом лечения, при котором  дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения  и одним из занятий игротерапии. 

Вскоре была изучена и применена музыкальная  и шахматная игротерапия, как  не только средство понимания ребенка, но уже и методы влияния на детский  мозг, попытки направления эмоций и чувств ребенка в нужное русло. Согласитесь, вряд ли ребенок получит положительный заряд под звуки хард-рока, ну а шахматы еще у древних арабов считались лучшим лечением от всех нервных болезней и развивали мышление, независимо от возраста. В наше время для самых маленьких самой полезной считается песочная игротерапия. 

Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Там малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Сколько раз вы с удивлением наблюдали картину многочасового блаженства дитяти на пляже или в коробке с песком? Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь речи). Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его вряд ли оторвешь от важных занятий в течение часов двух. Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи. 

Объект исследования – игротерапия 

Предмет –особенности игротерапии 

Цель – проанализировать  особенности игротерапии. 

  

  

Теоретическая характеристика особенностей игротерапии 

Общая характеристика игротерапии, 

  

Игротерапия (Авторская  технология работы с игрушками) –  ответвление психодрамы, где место  ведущего занимает психотерапевт, а  роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка. 

  

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение. 

  

Спектр применения Игротерапии весьма широк и предусматривает  возможность работы с синдромом  посттравматического стресса, при  хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с  амнестическим компонентом. 

  

Метод Игротерапии  помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности. В рекордно короткие сроки инструмент Игротерапии позволяет добиваться конкретных и ощутимых результатов в сфере бизнеса: 

в стратегическом и креативном подборе, управлении персоналом; 

в увеличении производительности труда каждого работника; 

в повышении  эффективности деятельности компании в целом. 

  

Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических  преимуществ перед другими психотерапевтическими методами. 

Психолог и  разработчик методов иготерапии М Панфилова сделала вывод  о том, что с помощью игры можно  научить детей правильно строить  диалог, влиять на психику малышей, убавлять из гиперактивность и агрессию.  Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. С помощью игротерапии Панфиловой сейчас во многих детсадах проводят занятия на расслабление («Снеговик тает»), речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»). 

Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала  лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме. 

Основной, самой  доступной и эффективной игровой  терапией считается ролевая, а проще  говоря – игра в куклы.  Все  наши детки любят давать куклам имена  реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах. 

Мало выяснить проблему – с помощью игровой  терапии можно подсказать крохе  правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с  возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду. 

Уже в два  года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы – коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир (М. Панфилова «Игротерапия общения»). 

Врачами и психоаналитиками создаются специальные игры, направленные на выявление проблемных ситуаций в  сознании ребенка. Есть недирективная  игротерапия для деток с отсталым умственным развитием или аутизмом. В ней терапевт играет пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только спрашивая мотивацию его игровых действий. 

  

  

Виды игротерапии 

  

1.      Если в качестве критерия выдвинуть  теоретический подход, то можно выделить виды: 

·         игротерапию в психоанализе; 

·         игротерапию игротерапию, центрированную на клиенте, 

·         игротерапию построения отношений; 

·         примитивную игротерапию; 

·         игротерапию в отечественной психологической практике. 

2.      По функциям взрослого в игре  различают 

·         недирективную игротерапию; 

·         директивную игротерапию. 

3.      По форме организации деятельности  различают: 

·         индивидуальную игротерапию; 

·         групповую игротерапию; 

4.      По структуре используемого в  игротерапии материала: 

·         игротерапию с неструктурированным  материалом: 

·         игротерапию со структурированным  материалом. 

Игротерапия в  психоанализе 

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926). 

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания. 

Однако попытки  прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу. 

Поиски обходных путей для разрешения этой проблемы и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций. 

Возможности такого использования игры связаны с  двумя ее характеристиками: 

1.      Игра ребенка, по мнению М.  Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл. 

2.      Игра является единственным видом  деятельности, где ребенок оказывается  свободным от принуждения и  давления со стороны враждебной  к нему среды. А значит, перед  ним раскрываются широкие возможности  выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром. 

М. Кляйн считала, что практически любое игровое  действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты  и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка. 

В 1919 г. М. Кляйн  стала использовать игровую технику  как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн. 

Игротерапию одной  из первых стала применять Анна Фрейд  в работе с детьми, пережившими  бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму. 

В книге «Дети  и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает  различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель. 

А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным. 

Информация о работе Игротерапия