Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;
4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.
По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка
1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста
1.3. Связь игры и общения
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода
2.2. Описание игр
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Этот же автор приводит принципы осуществления и основные функции психолога, ведущего игровые занятия

1)        Создание атмосферы принятия ребенка.

2)        Эмоциональное сопереживание ребенку.

3)        Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4)        Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии

1)        Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2)        Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3)        Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу. Помимо коррекции личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающихся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приёмы коррекции с учётом индивидуальных проблем каждого ребенка.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Панфилова М. А. со своими коллегами применяли групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения. Кратка расскажем о ходе ее занятий.

Работа начиналась с собрание с родителями, где давалась информация о возможностях игротерапии, определялись запро­сы родителей, согласовывался режим совместной работы.

Вся работа состоит из трех этапов: диагностического, коррекционного и кон­трольного.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока.

В первом блоке (2 занятия) - происходит объединение участни­ков в группы.

Во втором блоке (8-10 занятий) - психолог, исполь­зуя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматиза­ции, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностя­ми предотвращения конфликтов.

В третьем блоке (2 занятия) - происходит объединение детей и родителей в совместные раз­влечения, игры.

Длительность игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать пере­утомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирова­ния детей и взрослых.

После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание. Подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, до­полнительные диагностические данные, полученные в процес­се игротерапии и т.д.). А также даются психологические реко­мендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.

Игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом.

Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных, несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают детей тем, что отвечают их потребностям в движении, и в общении.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

1. Проведение игр на развитие коммуникативных способностей:

"Раздувайся, пузырь", Карусели, "Лови-Лови", Догонялки.

2. Проведение игр на снятие страхов:

"Испорченный телефон", "Мы моем куклу", "Магазин игрушек".

3. Проведение занятий на снятие агрессивных импульсов:

"Добрые волшебники", "Комплименты", "Подарки".

4. Проведение занятий на преодолении упрямства, негативизма, жадности:

"Лохматый пес", "Апельсин", "Поймай рыбку".

 

2.2. Описание игр

Раздувайся пузырь.

Описание

Игра начинается с предложения воспитателя (психолога) всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, затем подходит к одному из них с вопросом: "Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!". Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: "Машенька, пойдем играть", берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Так по очереди приглашаются все дети (при этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание играть). Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.

После того как все дети приглашены, образуется цепочка, воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. "Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок". Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и "раздувают пузырь": наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят "ф-ф-ф-ф-ф". Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой...

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят слово "Хлоп!" и сбегаются к центру. После этого можно начинать игру сначала.

Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, полетели...". Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры.

1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.

2. На слово "Хлоп!" руки разнимаются, и все бегут к центру.

3 .Давать руку любому, то оказался рядом.

При проведении игры важно следить за движениями детей, придерживаясь оптимального для них темпа. В этой игре часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах, быстро и тактично разрешать споры.

 

 

 

 

Подарки

Особенности игры.

Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.

Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Описание игры.

Предлагаем детям построиться в большой круг "Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки", - назначаем того, кто первый будет выбрать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки, 

Кто захочет, тот возьмёт.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь и т.д..

Слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе

Конь - Скачет конь наш, Чок - чок - чок!
Слышен топот быстрых ног, Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРУУУ!!!

Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста "конь" останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя "подарок", ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: "Принесли мы всем подарки".

 

Кукла - Кукла, кукла попляши, Яркой лентой помаши (повторяется два раза).

Под эти слова дети свободно пляшут лицом у центру, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе.

 

Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал - и на бочок (2 раза)

Кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись набок, опираясь рукой о пол. После выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается.

 

"Заводит мотор" - под звук "р-р-р-р-р-р-р-р" делаем круговые движения руками перед грудью. Раздвигаем руки широким жестом "как крылья", и наклонившись немного вперед, - летим (т.е. бежит) по кругу со звуком "ж-ж-ж-ж-ж-ж!". Сделав полный круг, "самолет" замедляет движение и медленно приземляется, т.е. приседает на корточки.

Правила игры:

1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов.

2. Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок.

Эта игра может проводиться не только с малышами, но и с детьми смешанных возрастов, как в помещении, так и на участке. Предварительного словесного объяснения игры не требуется, она становится понятной в ходе игровых действий. Нужно только, чтобы воспитатель знал текст и образно, выразительно выполнял движения, которым будут подражать дети. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им назвать и изображать другие игрушки (мишка, автомобиль, лиса, волк), которые можно легко показать посредством выразительных движений.

 

Игры для дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.

Волшебные очки.

Воспитатель торжественно объявляет: "я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!". Подходя к каждому ребенку воспитатель называет какое-либо достоинство (хорошо рисует, умеет строить из кубиков, быстро считает,). "А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

 

Испорченный телефон.

Информация о работе Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста