Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;
4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.
По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка
1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста
1.3. Связь игры и общения
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода
2.2. Описание игр
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 186.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

 

 

Реферат

 

Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Исполнитель:

Мишина Светлана Валерьевна

студентка 5 курса очного отделения

 

 

Научный руководитель:

Нугаева Ольга Георгиевна - к. пс. н.  - профессор кафедры специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Общение

 

1.1. Общение и развитие ребенка

1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста

1.3. Связь игры и общения

 

Глава 2. Игра – терапевтическое средство

 

2.1. Описание метода

2.2. Описание игр

 

Заключение

 

Список литературы

3

 

 

 

4

6

11

 

 

 

16

21

 

27

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы.

Психолог и разработчик методов игротерапия М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивности и агрессию.  

Нас заинтересовала данная тема, и мы поставили перед собой цель: выяснить особенности игротерапии как метода и рассмотреть ее возможности при коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Педагоги и психологи во все времена стараются найти наиболее оптимальные варианты помощи детям с различными нарушениями. Актуальность темы для детей дошкольного возраста очевидна, ведь именно в игре дети проводят большую часть времени, она является ведущей деятельностью.

Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:

1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;

2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;

3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;

4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.

По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Общение

 

1.1. Общение и развитие ребенка

Говоря о влиянии общения на развитие ребенка, мы должны рассматривать ребенка как личность. Тогда стает вопрос: что такое личность? Как она развивается? Попробуем ответить на этот вопрос. Личность рассматривается в свете разных наук: психо­логии, социологии, педагогики, философии и др.

Рассмотрим данное понятие с психологической точки зрения

Личность  — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинш­тейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) в качестве домини­рующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществ­ляется развитие их способностей, формирование личности.

Выдающиеся представители отечественной психологии от­мечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.

Приведем слова А. Н. Леонтьев, «личность не есть целост­ность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» [8].

Общение, что понимается под этим словом?

Общение — есть процесс взаимодействия конкретных лич­ностей, определенным образом отражающих друг друга, отно­сящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Есть и другое более короткое и простое определение.

Общение - обмен информацией при помощи языка или жестов. Мы будем опираться в своей работе на первое приведенное определение..

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, обратимся к исследованиям Л. И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.

Первоначальный опыт общения ребенок получает в семье. В каждой семье с момента ее создания, еще до рождения ребенка, складывается определенный стиль отношений, который, в дальнейшем будет проецироваться и на ребенка. От взаимоотношений между взрослыми, зависит тип воспитания ребенка (авторитарный, демократический), который оставляет свой отпечаток на формировании личности.

При демократическом стиле отношений в семье существуют: уважение, взаимопонимание, сопере­живание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Это несомненно очень важно, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия» Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, и др. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Гиперопека препятствует становлению творческой незави­симой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуве­ренности в себе.

Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становле­ние его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую ин­формацию.

 

1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста

В своих исследованиях А.Г.Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства и имеет форму эмоционально - практического общения. Главная цель - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

С самого рождения ребенок постепенно овладевает соци­альным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, че­рез игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Первые шаги в его социализации совер­шаются при помощи взрослого.. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и свер­стниками изменяется и усложняется.

Уже в 2 месяца малыш развивает особую актив­ность, стараясь привлечь внимание взрослого. Эта первая в жизни ребенка форма общения со взрослыми, М. И. Лисина на­звала ситуативно-личностной или непосредст­венно-эмоциональной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный прихо­дит в мир без потребности в общении и без умения общаться. С первых дней взрослый организовывает атмос­феру общения, налаживает с малышом сигнальную связь, по­стоянно переделывает его поведение.

К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием воздействий взрос­лого складывается коммуникативная потреб­ность со всеми четырьмя ее признаками:

      интересом к взросло­му,

      эмоциональным отношением к нему,

      интенсивностью в на­лаживании контактов со взрослыми

      чувствительностью к его оценкам.

Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребен­ка на взрослого, сопровождающейся триадой проявлений:

      улыбкой, активными дви­жениями,

      вокализацией,

      фиксированием взгляда на лице взрос­лого и прислушиванием к его голосу.

Это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. Контакт с родителями необходим ему, младенец активно требует общения.

Ситуативно-личностная форма общения является в младен­честве ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. ДФФефи­цит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникают стремление поделиться со взрос­лыми своими переживаниями и способность сопереживать ему.

Младенцу важно практическое сотрудничество со взрослым. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно-деловая форма общения. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша.

Вторую половину младенчества отличают качественные из­менения в отношениях ребенка к окружающему миру, различ­ные формы подражания, проявление потребности в манипуляциях предметами.

Основное новообразование младенческого возраста — это переход первоначального сознания психической общности — «МЫ», к возникновению сознания собственной личнос­ти — «Я». Первые протесты, противопоставление себя другим — вот основные моменты, которые относят к кризису первого года жизни. Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Малыш требует внимания и признания со стороны взрослого.

В младенчестве ребенок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.

От 1 года до 3 лет наступает новый этап в развитии лично­сти ребенка — раннее детство. Взаимоотношения ребенка со взрослыми может быть охаракте­ризована как совместная деятельность. Он хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, требует участия в своих делах.

После полутора лет дети хотят действовать, как взрослый, и следуя примеру и образцу, копируют его. В это время происходит важное событие в развитии личнос­ти ребенка — он начинает отделять безусловно положительное общее отношение взрослого к себе от оценки им своих отдель­ных действий. Однако многие замечания взрослого ребенок игнорирует. При действиях с предметами дети чрез­мерно уверены в себе, смелы. Это время оформления инициативности и самостоятель­ности, которому могут помешать избыточные ограничения. В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети ов­ладевают речью.

К трем годам ребенок уже может самостоятельно есть, умываться, одеваться и многое другое. У него возникает по­требность действовать независимо от взрослых, без их помощи. Это находит свое выражение в словах «Я САМ». Одновременно появляется новая форма желаний, не совпадающих с желаниями взрослых, что, выражается в настойчивом «Я ХОЧУ».

Центральным новообразованием трех лет Л. И. Божович счи­тает появление «СИСТЕМЫ Я», которая порождает потребность действовать самому. Развивается самосознание ребенка, что име­ет очень важное значение для становления его личности.

Сформированность «СИСТЕМЫ Я» способствует появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать тре­бованиям взрослых.

Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.

В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно ком­муникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго—начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально-практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

Эмоционально-практическое общение со сверстниками спо­собствует развитию таких личностных качеств, как инициати­ва, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности.

Информация о работе Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста