Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:07, реферат
Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;
4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.
По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.
Введение
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка
1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста
1.3. Связь игры и общения
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода
2.2. Описание игр
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Реферат
Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Мишина Светлана Валерьевна
студентка 5 курса очного отделения
Научный руководитель:
Нугаева Ольга Георгиевна - к. пс. н. - профессор кафедры специальной педагогики и психологии
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка 1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста 1.3. Связь игры и общения
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода 2.2. Описание игр
Заключение
Список литературы | 3
4 6 11
16 21
27
28 |
Введение
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы.
Психолог и разработчик методов игротерапия М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивности и агрессию.
Нас заинтересовала данная тема, и мы поставили перед собой цель: выяснить особенности игротерапии как метода и рассмотреть ее возможности при коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Педагоги и психологи во все времена стараются найти наиболее оптимальные варианты помощи детям с различными нарушениями. Актуальность темы для детей дошкольного возраста очевидна, ведь именно в игре дети проводят большую часть времени, она является ведущей деятельностью.
Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;
4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.
По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка
Говоря о влиянии общения на развитие ребенка, мы должны рассматривать ребенка как личность. Тогда стает вопрос: что такое личность? Как она развивается? Попробуем ответить на этот вопрос. Личность рассматривается в свете разных наук: психологии, социологии, педагогики, философии и др.
Рассмотрим данное понятие с психологической точки зрения
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.
Выдающиеся представители отечественной психологии отмечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.
Приведем слова А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» [8].
Общение, что понимается под этим словом?
Общение — есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Есть и другое более короткое и простое определение.
Общение - обмен информацией при помощи языка или жестов. Мы будем опираться в своей работе на первое приведенное определение..
Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, обратимся к исследованиям Л. И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Первоначальный опыт общения ребенок получает в семье. В каждой семье с момента ее создания, еще до рождения ребенка, складывается определенный стиль отношений, который, в дальнейшем будет проецироваться и на ребенка. От взаимоотношений между взрослыми, зависит тип воспитания ребенка (авторитарный, демократический), который оставляет свой отпечаток на формировании личности.
При демократическом стиле отношений в семье существуют: уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Это несомненно очень важно, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия» Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, и др. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.
1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста
В своих исследованиях А.Г.Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства и имеет форму эмоционально - практического общения. Главная цель - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого.. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется.
Уже в 2 месяца малыш развивает особую активность, стараясь привлечь внимание взрослого. Эта первая в жизни ребенка форма общения со взрослыми, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной
К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием воздействий взрослого складывается коммуникативная потребность со всеми четырьмя ее признаками:
интересом к взрослому,
эмоциональным отношением к нему,
интенсивностью в налаживании контактов со взрослыми
чувствительностью к его оценкам.
Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся триадой проявлений:
улыбкой, активными движениями,
вокализацией,
фиксированием взгляда на лице взрослого и прислушиванием к его голосу.
Это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. Контакт с родителями необходим ему, младенец активно требует общения.
Ситуативно-личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. ДФФефицит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникают стремление поделиться со взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему.
Младенцу важно практическое сотрудничество со взрослым. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно-деловая форма общения. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша.
Вторую половину младенчества отличают качественные изменения в отношениях ребенка к окружающему миру, различные формы подражания, проявление потребности в манипуляциях предметами.
Основное новообразование младенческого возраста — это переход первоначального сознания психической общности — «МЫ», к возникновению сознания собственной личности — «Я». Первые протесты, противопоставление себя другим — вот основные моменты, которые относят к кризису первого года жизни. Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Малыш требует внимания и признания со стороны взрослого.
В младенчестве ребенок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.
От 1 года до 3 лет наступает новый этап в развитии личности ребенка — раннее детство. Взаимоотношения ребенка со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Он хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, требует участия в своих делах.
После полутора лет дети хотят действовать, как взрослый, и следуя примеру и образцу, копируют его. В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять безусловно положительное общее отношение взрослого к себе от оценки им своих отдельных действий. Однако многие замечания взрослого ребенок игнорирует. При действиях с предметами дети чрезмерно уверены в себе, смелы. Это время оформления инициативности и самостоятельности, которому могут помешать избыточные ограничения. В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают речью.
К трем годам ребенок уже может самостоятельно есть, умываться, одеваться и многое другое. У него возникает потребность действовать независимо от взрослых, без их помощи. Это находит свое выражение в словах «Я САМ». Одновременно появляется новая форма желаний, не совпадающих с желаниями взрослых, что, выражается в настойчивом «Я ХОЧУ».
Центральным новообразованием трех лет Л. И. Божович считает появление «СИСТЕМЫ Я», которая порождает потребность действовать самому. Развивается самосознание ребенка, что имеет очень важное значение для становления его личности.
Сформированность «СИСТЕМЫ Я» способствует появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых.
Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.
В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго—начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально-практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
Эмоционально-практическое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности.
Информация о работе Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста