Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:07, реферат
Мы выделили ряд задач, которые постараемся решить в данной работе:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме;
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть взаимосвязь общения и развития ребенка;
4..Изучить особенности игротерапии как метода коррекции коммуникативных навыков дошкольников.
По структуре работа будет иметь следующий вид: введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы.
Введение
Глава 1. Общение
1.1. Общение и развитие ребенка
1.2. Характеристика общения детей дошкольного возраста
1.3. Связь игры и общения
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода
2.2. Описание игр
Заключение
Список литературы
В 3-5 лет у ребенка новая форма общения со взрослым, которая характеризуется сотрудничеством в познавательной деятельности М. И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством» . Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой сложные вопросы. Он обращаются к взрослому за ответом или за оценкой собственных размышлений. Дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Ребенок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Взрослому необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка, поддерживать его любознательность.
Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или выплескивать свою агрессию на сверстников.
Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступить в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
С 4-5 лет формируется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки еще остается взрослый.
В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище. М. И. Лисина называла это феноменом «невидимого зеркала».
Позже ребенок начинает видеть и особенности сверстника, фиксируя, однако, в основном негативные проявления. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении ровесника.
Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь предотвратить задержку общения.
В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается— внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать — «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, оцениваются свои поступки и поступки окружающих людей. Родители - образец поведения.
Ребенок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений .
К 6-7 годам ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. Появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление. Взрослым необходимо относиться к ребенку не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей.
Старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной, успехи которой будут зависит, в том числе, и от умения ребенка общаться.
1.3. Связь игры и общения
Игротерапия (Авторская технология работы с игрушками) – ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка.
Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее. частью и условием В этом возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью. Этому способствует различные виды продуктивной деятельности игровая, конструирование, лепка, рисование и т.п., начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1) Развивается мотивационно-потребностная сфера:
иерархия мотивов, социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).
2) Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: принимая роль какого-либо персонажа (героя), ребенок учитывает особенности его поведения. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа и партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3) Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4) Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.
С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [17, 32].
Ребенок входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, моральных ценностей, которые сложились благодаря влиянию взрослых. Он подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. перенося на игровую деятельность, на общение со сверстниками, так формируются личные качества ребенка.
Содержание игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить его тип общения в семье, внутрисемейные интересы и отношения.
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.
В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать их к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников.
В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых.
В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.
Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, оно выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т.д.
Дети объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, но в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.
Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками, в некоторых случаях, становятся более важными, чем со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.
Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной. В процессе реальных взаимоотношений (обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п.) — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, уступать, вносить вклад в общее дело.
Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств взаимопомощи, отзывчивости. Особое значение для развития личности ребенка, имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников
Глава 2. Игра – терапевтическое средство
2.1. Описание метода
Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже А. Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
А. И. Захаров разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию. [6]
Панфилова М. А.в своей работе использовала игротерапию в форме терапии отношений, где в игре происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
Игровая психотерапия выполняет три функции:
диагностическую,
терапевтическую,
обучающую.
Выделяют терапевтические и обучающие игры. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
Различают две формы игротерапии:
Индивидуальную;
Групповую.
В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию, составление рассказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию и др.
Осипова А. А. указывает основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
1) Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2) Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3) Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4) Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5) Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Информация о работе Игротерапия в коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста