Игра, как развивающее поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Гипотеза курсовой работы: эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….………3

Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения…………………………………………….……………………..… 6
1.1. История возникновения игры…..………………………………….….… 6
1.2. Классификация игр………………………...………………………….… 10
1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17
2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17
2.2. Организация и ход экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников………………………..…….……………..... 18
2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24
Заключение……………………………………………………………….…. 28
Литература………………………………………………………………....... 30
Приложения № 1…………………………………………………………..... 33
Приложения № 2…………………………………………………………..... 34
Приложения № 3…………………………………………………………..... 35
Приложения № 4…………………………………………………………..... 36
Приложения № 5…………………………………………………………..... 38
Приложения № 6…………………………………………………………..... 39
Приложения № 7…………………………………………………………..... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 192.72 Кб (Скачать)
  • создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
  • гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
  • специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей дошкольников в игре.

Для выявления  правильности выше указанных пунктов  необходимо решить следующие задачи экспериментальной работы:

  • выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества
  • провести сравнительный анализ результатов исследования.

Для выше указанной цели были использованы игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п. 2].

Оценивая  игровые проявления дошкольников, использовались выделенные критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

  • оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
  • быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
  • гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
  • вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.  

Для аналитической  обработки результатов исследования выделялись три уровня развития творческих способностей у дошкольника в  игре:

III уровень  – низкий. Ребенок не может  предложить новый замысел, хочет  играть по известному замыслу.  Имеет затруднения при принятии  игровой задачи (трудность при  адаптации к новой игровой  задаче). Использует известный вариант.

II уровень  – средний. Ребенок предлагает  замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов  принять новый замысел. Затрудняется  в предложении нового использования  предметов.

I уровень  – высокий. Ребенок может предложить  различные новые замыслы, может  быстро адаптироваться к игровой  задаче, новому замыслу. Может  предложить не один вариант  сюжета, способен предложить  новое  использование для известных  предметов и объектов.

Подсчитывая результаты экспериментального исследования, которое проводилось в начале и в конце учебного года среди дошкольников, была разработана таблица № 1 представленная ниже. В таблице фиксировались оценки умений дошкольников проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень.

Таблица № 1.

 

Критерии развития креативности

оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариатив-ность

Общий балл

                 Задание №

  Дети        

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


 

 

Для определения  уровня креативности в игре, детям были предложены следующие задания:

Задание № 1. «Кто в гости к нам пришел?»  Задание заключалось в способности  оригинально обыграть предложенную игрушку. В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и педагог предлагал  ребенку обыграть ее. Например: "К  нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и  она хотела бы поиграть с тобой.

Выполненное задание оценивалось по трем уровням::

I уровень  - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает  играть в нее, с желанием  принимать игрушку, рассматривает  ее, обращается к ней особым  образом, включает ее в особый  свой собственный сюжет.

II уровень  –   средний. Ребенок легко  принимает игрушку, рассматривает  ее, использует уже известный  сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный  взрослым или другими детьми.

III уровень  - низкий. Ребенок принимает игрушку,  просто ходит с ней, может  произвести какие-то действия, игрушку  в сюжет не включает, новых  вариантов сюжета не придумывает,  быстро устает от игрушки и  оставляет ее.

Оценка  уровней обыгрывания игрушки  проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом. Полученные результаты выполнения первого задания дошкольниками вносились в таблицу (приложение № 3).

Задание № 2. «Доктор Айболит». Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как  бы ты играл, если в твою семью приехал  доктор Айболит?".

 

Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень  – высокий. Умение придумать  оригинальный сюжет. Оценивается  тремя баллами. 

II уровень  – средний. Сюжет заимствован  от взрослых или из мультфильмов  – два балла.

III уровень  – низкий. Не умение придумывать  сюжет. Оценивается одним баллом. 

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу (приложение № 3).

Задание № 3. «Гена!» В третьем задании дошкольникам рассказывалось, что крокодил Гена, забыл у вас в гостях свою гармошку. Педагог спрашивал: «Как бы поступил ребенок в такой ситуации?» 

Данное  задание оценивалось также по трем выше приведенным уровням от высокого (3 балла), среднего (2 балла) и  до низкого (1 балл) за оригинальность выполненного задания, результаты заносились также  в приложении №3.

В промежутке с октября месяца по апрель с экспериментальной  группой проводились тематические занятия (приложение № 4), в которых  использовались на различные темы рассказы, презентации, мультфильмы. После определенного  рассказа дошкольникам предлагалось обыграть сюжет или поменять характер героя  из рассказа, как им захочется.

Для подведения итогов учебного года мы вновь обратились уже к известным нам заданиям и получили следующие результаты, занесенные в таблицу (приложение №5) и обобщены (приложение № 6).

 

 

 

2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников

 

Наблюдения  за организацией игровой деятельности детей в подготовительной группе показали, что ролевые действия детей  не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания  жизненного мотивированных связей. Наблюдается  частое пересечение ролевых и  реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра  детей дошкольного возраста характеризуется  низким уровнем развития. Это задерживает  сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дети  западают на ролевом диалоге. В играх  дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей  из своей роли. В предложенных заданиях: "Кто в гости к нам пришел?",  "Доктор Айболит" и «Гена!» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко  предлагают новые варианты игры, новое  использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел  деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант  сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы в начале учебного года видно, что 27% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму  (среднему) уровню креативности было отнесено 55% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 18% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца (приложение № 6).

После проведения определенных тематических занятий  с экспериментальной группой  показатели изменились в лучшую сторону, что продемонстрировано в приложении № 7. К высшему уровню прибавилось  еще 18 % дошкольников, в среднем звене  убыло 10 % и низший убавился на 8 % детей. Наглядно показатели начала и конца учебного года отображены на диаграмме № 1.

 

 

 

Диаграмма № 1.

На основании  наблюдений и проведенного экспериментального исследования среди дошкольников можно  сделать выводы методические рекомендации по организации игр, которые будут  служить эффективным средством  развития и воспитания дошкольника:

1. Игры  должны  быть обязательно:

а) эмоциональные (чтобы привлекали  ребенка,  доставляли  ему  удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому,  что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально ориентированные.

2. Основная   цель   педагога   -   последовательно   руководить    процессом

формирования  самостоятельной игры у каждого  ребенка  и  коллектива  в  целом, так как только игра в форме  детской  самостоятельности  в  наибольшей  степени влияет  на   психическое   развитие   ребенка.   В   этом   заключается   её ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей  ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим  учет индивидуальных и возрастных  особенностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Все  качества, свойства личности формируются  в активной деятельности для дошкольника  игровой деятельности. Игра, как  вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем  активного соучастия в труде, межличностном общении и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда является обобщенной потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного  явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные  экспериментального исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое  заключается в установлении влиятельных  способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие  методы и приемы, которые бы содействовали  лучшему развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей осуществлялось с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое  применение творческих заданий в  экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций  в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать.

Данные  нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами - практикантами.

Таким образом, предположение о том, что развитие творчества у дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие  условия:

  • создать эмоционально – благополучную атмосферу в группе детского сада;
  • гарантировать свободу и самостоятельность в игре ребенка в условиях педагогического руководства;
  • проводить специальную работу по развитию творческих способностей дошкольников в сюжетно – ролевых играх;

Информация о работе Игра, как развивающее поведение