Игра, как развивающее поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Гипотеза курсовой работы: эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….………3

Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения…………………………………………….……………………..… 6
1.1. История возникновения игры…..………………………………….….… 6
1.2. Классификация игр………………………...………………………….… 10
1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17
2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17
2.2. Организация и ход экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников………………………..…….……………..... 18
2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24
Заключение……………………………………………………………….…. 28
Литература………………………………………………………………....... 30
Приложения № 1…………………………………………………………..... 33
Приложения № 2…………………………………………………………..... 34
Приложения № 3…………………………………………………………..... 35
Приложения № 4…………………………………………………………..... 36
Приложения № 5…………………………………………………………..... 38
Приложения № 6…………………………………………………………..... 39
Приложения № 7…………………………………………………………..... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 192.72 Кб (Скачать)




Московская Гуманитарно-Техническая Академия

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Курышкина Ольга Вадимовна

 

 

 

 

Игра, как развивающее  поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа: 602, отделение: озв (выходного дня)

Зав. каф. общей психологии,

Осницкий А.К., д.п.н., профессор.

Научный руководитель:

Адаскина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………….………….………3

 

                                                                                

Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения…………………………………………….……………………..… 6                                               

1.1. История возникновения игры…..………………………………….….… 6                                                                                                                                                          

1.2. Классификация игр………………………...………………………….… 10                                                                                             

1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14     

                                           

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17

2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17   

2.2. Организация и ход экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников………………………..…….……………..... 18                                                                        

2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24    

 

Заключение……………………………………………………………….…. 28                                                                                                                             

Литература………………………………………………………………....... 30

Приложения № 1…………………………………………………………..... 33

Приложения № 2…………………………………………………………..... 34

Приложения № 3…………………………………………………………..... 35

Приложения № 4…………………………………………………………..... 36

Приложения № 5…………………………………………………………..... 38

Приложения № 6…………………………………………………………..... 39

Приложения № 7…………………………………………………………..... 40

 

 

Введение

 

 «Игра  — путь детей к познанию

мира, в  котором они живут и

 который  призваны изменить» 

 

М. Горький.

 

Актуальность. Воспитание подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного российского общества. Главная роль в воспитании и развитии детей принадлежит игре – важнейшему виду деятельности дошкольника. Дошкольный возраст не только уникальный, но и решающий период в развития ребёнка, где возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; "Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре..."

Видно, что  все важнейшие качества личности формируются в игре, а не в учебных  занятиях как стало, принято считать  в современном обществе в кругу  современных родителей. Родители стремятся, как можно раньше «нашпиговать»  ребенка различными знаниями, а не развивать ребенка, и готовы отдать за это любые деньги. А воспитатели, в свою очередь, в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат.

В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические  концепции учёных и призывы сохранить  детство, страх перед будущим  берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. В тумане знаний дошкольник не только не усваивает навязанный воспитателем школьный материал, но и полностью лишается возможности просто поиграть.

Современные дети стали меньше и хуже играть они практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины воспитатели обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Актуальность  данной темы были изложены в теориях  немецкого психолога К. Грооса и его последователя В. Штерна, австрийского психолога 3. Фрейда, близкая ей теория А. Адлера и др. Понимание игры как развивающей деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР),              Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.

Цель  курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного  возраста в процессе игры.

Гипотеза  курсовой работы:  эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения

 

1.1. История возникновения игры

 

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько  присуща каждому ребенку, что  мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она  развивается?

Детская игра - один из сложных теоретических  вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации  жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких  предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти  вопросы важны и потому что  понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека.

«Игра возникает  в ходе исторического развития общества в результате изменения места  ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин) [п. 16].

Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство? Когда появилось детство  и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?

В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок  рано включался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача воспитания - сделать детей участниками производительного общественного труда. А основное средство воспитания - непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.

Итак, детство  существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного  включения детей в производительный труд взрослых.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

Вместе  с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение  трудовых обязанностей. Дети перестают  принимать непосредственное участие  в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных  действий формируется у детей  на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную производительную функцию. Игровые действия приобретают  в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что  возможность включения детей  в производительный труд осложняется, возникает производство специальных  предметов для детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых  общих зрительно-двигательных и  других координаций. Возникают современные  игрушки, и рождается сюжетно-ролевая  игра. Возникновение игры связано  не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а  с вполне определенными социальными  условиями жизни ребенка в  обществе. [п. 25]

Детские игры и игрушки отражают в своем  содержании ту эпоху, в которой протекает  детство того или иного поколения  людей.

Когда возникли детские игры? По-видимому, очень  давно. Мнения ученых по этому поводу расходятся. Но, принимая во внимание очень  интересные данные об образе жизни  наших отдаленных предков неандертальцев, можно предположить, что их дети уже играли.

В материальной культуре стоянок древнейшего человека, в традиционных играх детей многих современных народов присутствуют мелкие камни, кости животных, древесные  и иные объекты, которые могли  или могут символизировать образ  охотника, добычи, домашних и диких  животных. Первобытный ребенок, как  бы ни было коротко его социальное детство, благодаря своим простым  играм уже приобщался к человеческим ценностям своего времени. Используя  камень и кость как символы (знаки) реальных предметов, первобытный ребенок  в своей игре уже размышлял  практически о той действительности, в которой жил. Он, отображая в  игре жизнь и чаяния своего племени, мог своими действиями дать материал и для размышления (рефлексии) взрослым, обобщавшим на уровне присущего им сознания связь между игрой детей  у родового очага, и, например, результаты охоты, послужившей прототипом детской  игры. В сознании первобытного человека причина могла поменяться во времени  с ее следствием. Возникла иллюзия, свойственная уровню недостаточного развития причинно-следственного мышления: игровой  предмет - символ мог стать для "мыслителей" племени предвестником удачи  или беды и превратиться в предмет  культа, тотем, а спустя тысячелетия  вернуться к ребенку в виде игрушки. Например, японская погремушка в виде барабанчика на палочке  с отскакивающими красными шариками на шнурках, которые при потряхивании бьют в барабан, - это в прошлом  шаманский грохочущий жезл от кори. Недавно выпускавшийся нашей  промышленностью клоун с ногами и руками на шарнирах в виде овальных незамкнутых колец полностью  повторяет конструкцию ритуального "человека от болей в суставах" - лечебного тотема шаманов одного из народов далекого северо-востока. Таких примеров масса, все они необыкновенно интересны, а подчас и неожиданны.

Широко  распространенное мнение о том, что  игрушка, особенно обобщенная по образу архаическая (древнейшая) игрушка, идет от ритуальных (обрядовых) предметов  религиозного (чаще языческого) культа, свидетельствует о том, что исторически  игра и игрушка превращаются в  этнопсихологическое явление. Играя, ребенок начинает осмысливать мир  как представитель своего племени, передающего ему через традиционную уже ритуализированную игру и игрушку свой опыт, свою культуру. Освоение культуры ребенком через игру и игрушку - это уже историческое, более современное течение, смысл которого в воспитательном воздействии общества на детское развитие. Это уже процесс формирования личности ребенка как современника данной культуры; образ жизни, свойственный ей, ребенок может и должен усвоить, в том числе и через игру.

В Древнем  Египте, в эпоху античности, в  раннем и позднем средневековье  детская игра процветала уже под  покровительством взрослых, делавших и приобретавших для них игрушки.

Многие  игры тех далеких веков очень  близки играм современного ребенка. Бесценным свидетельством культурной связи времен в игре является цикл картин "Детские игры" величайшего  художника XVI века П.Брейгеля. Репродукции  его картин вошли во многие современные  издания, посвященные истории игр. Например: одна из картин П.Брейгеля (1560) - подлинная энциклопедия подвижных индивидуальных и коллективных игр-забав детей всех возрастов: здесь и катание обруча, и скачки на коне-палочке, игра в кости, ходьба на ходулях, игра в куче песка и с куклами, игра в салочки и прятки, запускание волчка и воланов, отгадывание "в какой руке?" и многое другое. На другой картине того же художника запечатлены сюжетно-ролевые игры и соответствующие игрушки детей его времени. Здесь игры и в торговцев, и в школу, и в дочки-матери, и в лекаря, и в путешественников и пр.

Наши  дети играют сегодня практически  в те же игры, но их содержание уже  иное и игрушки другие.

 

1.2. Классификация игр

 

Приверженцем  традиционной классификации игр является Васильев. Игры он предлагает подразделить на сюжетно-ролевые, творческие и игры с правилами. В свою очередь сюжетно-ролевые и творческие игры условно можно разделить на бытовые, театральные, игры с общей тематикой, производственные, строительные и игры-забавы (приложение №1).

Сюжетно – ролевые игры дошкольников.

Сюжет –  действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда; бытовые; с общей тематикой.

Длительность  сюжетной игры меняется в зависимости  от возрастного этапа ребенка: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

Информация о работе Игра, как развивающее поведение