Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Гипотеза курсовой работы: эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.
Введение…………………………………………………….………….………3
Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения…………………………………………….……………………..… 6
1.1. История возникновения игры…..………………………………….….… 6
1.2. Классификация игр………………………...………………………….… 10
1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17
2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17
2.2. Организация и ход экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников………………………..…….……………..... 18
2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24
Заключение……………………………………………………………….…. 28
Литература………………………………………………………………....... 30
Приложения № 1…………………………………………………………..... 33
Приложения № 2…………………………………………………………..... 34
Приложения № 3…………………………………………………………..... 35
Приложения № 4…………………………………………………………..... 36
Приложения № 5…………………………………………………………..... 38
Приложения № 6…………………………………………………………..... 39
Приложения № 7…………………………………………………………..... 40
Московская Гуманитарно-Техническая Академия
Курсовая работа
Курышкина Ольга Вадимовна
Игра, как развивающее поведение.
Группа: 602, отделение: озв (выходного дня)
Зав. каф. общей психологии,
Осницкий А.К., д.п.н., профессор.
Научный руководитель:
Адаскина А.А.
Москва – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………….…
Глава
1. Теоретические основы игры, как развивающего
поведения…………………………………………….………
1.1. История возникновения
игры…..………………………………….….… 6
1.2. Классификация
игр………………………...………………………….…
10
1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17
2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17
2.2. Организация
и ход экспериментального исследования
творческих способностей у дошкольников………………………..…….…………
2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения № 1…………………………………………………………..... 33
Приложения № 2…………………………………………………………..... 34
Приложения № 3…………………………………………………………..... 35
Приложения № 4…………………………………………………………..... 36
Приложения № 5…………………………………………………………..... 38
Приложения № 6…………………………………………………………..... 39
Приложения № 7…………………………………………………………..... 40
Введение
«Игра — путь детей к познанию
мира, в котором они живут и
который призваны изменить»
М. Горький.
Актуальность. Воспитание подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного российского общества. Главная роль в воспитании и развитии детей принадлежит игре – важнейшему виду деятельности дошкольника. Дошкольный возраст не только уникальный, но и решающий период в развития ребёнка, где возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."
Видно, что все важнейшие качества личности формируются в игре, а не в учебных занятиях как стало, принято считать в современном обществе в кругу современных родителей. Родители стремятся, как можно раньше «нашпиговать» ребенка различными знаниями, а не развивать ребенка, и готовы отдать за это любые деньги. А воспитатели, в свою очередь, в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат.
В результате
система дошкольного воспитания
всё более превращается в низшую
ступень школьного обучения. Несмотря
на прогрессивные и
Современные дети стали меньше и хуже играть они практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины воспитатели обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Актуальность данной темы были изложены в теориях немецкого психолога К. Грооса и его последователя В. Штерна, австрийского психолога 3. Фрейда, близкая ей теория А. Адлера и др. Понимание игры как развивающей деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Гипотеза курсовой работы: эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.
Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения
1.1. История возникновения игры
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин) [п. 16].
Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство? Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?
В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача воспитания - сделать детей участниками производительного общественного труда. А основное средство воспитания - непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.
Итак, детство
существовало не всегда. О возникновении
детства можно говорить лишь тогда,
когда исчезает возможность непосредственного
включения детей в
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе
с постепенным усложнением форм
производства происходит новое распределение
трудовых обязанностей. Дети перестают
принимать непосредственное участие
в некоторых, наиболее сложных трудовых
операциях. Но все больше разнообразных
действий формируется у детей
на уменьшенных копиях реальных предметов.
Причем многие из этих предметов начинают
утрачивать свою результативную производительную
функцию. Игровые действия приобретают
в группе детей соревновательный
характер, возникают игры-соревнования,
игры с правилами. Дальнейшее развитие
производства, усложнение орудий труда,
возникновение новых
Детские игры и игрушки отражают в своем содержании ту эпоху, в которой протекает детство того или иного поколения людей.
Когда возникли детские игры? По-видимому, очень давно. Мнения ученых по этому поводу расходятся. Но, принимая во внимание очень интересные данные об образе жизни наших отдаленных предков неандертальцев, можно предположить, что их дети уже играли.
В материальной
культуре стоянок древнейшего человека,
в традиционных играх детей многих
современных народов
Широко
распространенное мнение о том, что
игрушка, особенно обобщенная по образу
архаическая (древнейшая) игрушка, идет
от ритуальных (обрядовых) предметов
религиозного (чаще языческого) культа,
свидетельствует о том, что исторически
игра и игрушка превращаются в
этнопсихологическое явление. Играя,
ребенок начинает осмысливать мир
как представитель своего племени,
передающего ему через
В Древнем
Египте, в эпоху античности, в
раннем и позднем средневековье
детская игра процветала уже под
покровительством взрослых, делавших
и приобретавших для них
Многие игры тех далеких веков очень близки играм современного ребенка. Бесценным свидетельством культурной связи времен в игре является цикл картин "Детские игры" величайшего художника XVI века П.Брейгеля. Репродукции его картин вошли во многие современные издания, посвященные истории игр. Например: одна из картин П.Брейгеля (1560) - подлинная энциклопедия подвижных индивидуальных и коллективных игр-забав детей всех возрастов: здесь и катание обруча, и скачки на коне-палочке, игра в кости, ходьба на ходулях, игра в куче песка и с куклами, игра в салочки и прятки, запускание волчка и воланов, отгадывание "в какой руке?" и многое другое. На другой картине того же художника запечатлены сюжетно-ролевые игры и соответствующие игрушки детей его времени. Здесь игры и в торговцев, и в школу, и в дочки-матери, и в лекаря, и в путешественников и пр.
Наши дети играют сегодня практически в те же игры, но их содержание уже иное и игрушки другие.
1.2. Классификация игр
Приверженцем традиционной классификации игр является Васильев. Игры он предлагает подразделить на сюжетно-ролевые, творческие и игры с правилами. В свою очередь сюжетно-ролевые и творческие игры условно можно разделить на бытовые, театральные, игры с общей тематикой, производственные, строительные и игры-забавы (приложение №1).
Сюжетно – ролевые игры дошкольников.
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда; бытовые; с общей тематикой.
Длительность сюжетной игры меняется в зависимости от возрастного этапа ребенка: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);