Игра, как развивающее поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально продемонстрировать систему развития детей дошкольного возраста в процессе игры.
Гипотеза курсовой работы: эффективность игровой деятельности как развивающей среды детей дошкольного возраста зависит в первую очередь от совершенствования технологий координации и взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса по данной проблеме, во вторых эффективность будет достигнута, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях в процессе воспитания дошкольника.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….………3

Глава 1. Теоретические основы игры, как развивающего поведения…………………………………………….……………………..… 6
1.1. История возникновения игры…..………………………………….….… 6
1.2. Классификация игр………………………...………………………….… 10
1.3. Роль игры, как развивающего поведения…………………...…………. 14

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как способ всестороннего развития личности... 17
2.1. Обоснование замысла экспериментального исследования……..……. 17
2.2. Организация и ход экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников………………………..…….……………..... 18
2.3. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования творческих способностей у дошкольников ………………………………... 24
Заключение……………………………………………………………….…. 28
Литература………………………………………………………………....... 30
Приложения № 1…………………………………………………………..... 33
Приложения № 2…………………………………………………………..... 34
Приложения № 3…………………………………………………………..... 35
Приложения № 4…………………………………………………………..... 36
Приложения № 5…………………………………………………………..... 38
Приложения № 6…………………………………………………………..... 39
Приложения № 7…………………………………………………………..... 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 192.72 Кб (Скачать)

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание  – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми (рисунок №1.).

Рисунок №1.

                                     Содержание игры


 

 

предметная                          поведение               отношения

деятельность                          людей                между людьми

В структуре  ролевой игры выделяют основные компоненты: роли, которые исполняют дети в процессе игры; игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли; игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми и отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры [п. 3; с. 13]

Театрализованные игры.

Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры принято разбивать на:  игры  –   драматизации и игры на темы литературных произведений.

Игра  драматизация – особенный вид  деятельности детей дошкольного  возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать литературное произведение.  При помощи игры – драматизации у дошкольников развиваются способности, которые наглядно изображены на схеме №1.

Схема №1.

 








 

 

 

 

Строительно-конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Существует определенная разновидность строительных материалов используемых дошкольниками в процессе игры:

- большой  строительный материал, для возведения  сооружений на полу (куб, цилиндр, параллелепипед и другие);

- настольный  строительный материал (приблизительно те же формы, которые используются в большом строительном материале только меньшие размером);

- полуфабрикаты  (наборы досточек, арок, фронтонов и другие);

- конструкторы (усложненный строительный материал).

Творческие игры

Творческие  игры – игры, в которых проявляются  образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Отображают отношения связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия. В игре связанной с детским трудом объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие, формируются фундаментальные психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение, речь).

У дошкольника  принимающего участие в творческой игре прослеживается умственная активность, связанная с работой воображения, выбором роли, воображая, как действует человек, которому подражает ребенок, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. Систематическое воспитание способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. Двигательная деятельность дошкольника в процессе игры является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. Переживания в игре влияют на ее характер. [п. 6; с. 18-20]

Существуют  определенные показатели, по которым  возможно проследить заинтересованность ребенка в процессе игры: содержание; длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли; желание ребенка принимать на себя определенную роль; наличие любимой роли; нежелание заканчивать игру; активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования); желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Умение  руководить играми

Виды

Содержание

аналитические

умение анализировать и диагностировать  уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого  ребенка.

проектированные

умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности.

организаторские

и коммуникативные

умение организовывать детей, проявлять  интерес к детский игре.


 

Влияние воспитателя планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов. Воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях, в которых берут участие или наблюдают, меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи. В процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета [п. 29; с. 12.15].

 

1.3. Роль игры, как развивающего поведения

 

Все важнейшие  новообразования зарождаются и  первоначально развиваются в  ведущей деятельности дошкольного  возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая  игра есть деятельность, в которой  дети берут на себя те или иные функции  взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения  между ними. То есть в сюжетно-ролевой  игре удовлетворяется потребность  быть как взрослый. Сюжетно-ролевая  игра - наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой  игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с  последней.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические  качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра  оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и  ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет  с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности  человека, позволяющей представить  другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для  развития воображения. Игровые действия происходят мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается  главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать  желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать  совместные планы. Поэтому игра оказывает  огромное влияние на развитие общения  детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые  потом приобретают самостоятельное  значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально  тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок  разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в  ход игры. Только к старшему дошкольному  возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Огромное  значение игры для развития всех психических  процессов и личности ребенка  в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако  эта детская деятельность весьма экзотична и загадочна для  психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут  на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” - они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем несравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.

Мимо  этого удивительного явления  не мог пройти ни один видный психолог. Многие из них пытались создать свою концепцию детской игры. В отечественной  психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С. Выготского. Он считал, что воспитательно-образовательная система детского сада включает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельностей. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности - рисование, лепка и т. п., и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности - пение, ритмика, танцы, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, и, наконец, ролевая игра.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования игры как всестороннего развития дошкольников

 

2.1. Обоснование замысла эксперимента

 

У части  дошкольных педагогов еще существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные  функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому  возникает необходимость более  точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место  в общей системе воспитательной работы учреждений для детей дошкольного  возраста. Конечно, все те виды деятельности, которые существуют в организованной системе общественного воспитания, не отделены друг от друга стеной и  между ними существуют тесные связи. Некоторые из них, вероятно, взаимно  перекрывают друг друга в своем  влиянии на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре и не могут развиваться или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Это нельзя сделать и по соображениям чисто педагогического характера и фактически, так как там, где из-за несовершенства организации жизни детей в дошкольных учреждениях у них не останется времени для самостоятельной ролевой игры, они играют дома, компенсируя этим недостатки организации жизни в детском саду. Эти индивидуальные, домашние игры имеют ограниченное значение и не могут заменить коллективную игру. В домашних условиях часто единственным товарищем по игре является кукла, а круг отношений, которые могут быть воссозданы при помощи куклы, относительно ограничен. Совсем другое дело - ролевая игра в группе детей с неисчерпаемыми возможностями воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают люди в реальной жизни.

По указанным  причинам собственно экспериментальное  изучение значения ролевой игры для  развития затруднено. Приходится поэтому  пользоваться, с одной стороны, чисто  теоретическим анализом и, с другой стороны, сравнением поведения детей  в игре с их поведением в других видах деятельности.

Исходя  из выше сказанного в нашем экспериментальном исследование отражена работа по эффективности использования игр, как способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

 

2.2. Организация и ход экспериментального исследования

 

Для проведения экспериментального исследования, в  качестве объекта выступают дети дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте в процессе игры.

Цель  исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.

 

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
  2. Изучить историю происхождения, сущность игры как психологического феномена.
  3. Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
  4. Экспериментально апробировать систему использования психологических игр, направленных на развитие познавательной сферы: развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Местом  проведения экспериментального исследования было выбрано Государственное Образовательное  Учреждение города Москвы. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы №4 в количестве 11 человек: 6 девочек и 5 мальчиков. Контрольную группу составляли дети подготовительной к школе группы № 4 в количестве 11 человек: 6 девочек и 5 мальчиков (приложение № 2).

Методы  исследования:

  1. анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
  2. целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы  развития детей;
  3. анализ экспериментальных данных и формулирование практических рекомендаций.

Анализируя  прочитанную литературу по психологии можно предположить, что развитие творчества у дошкольников в игре возможно, если создаются определенные условия:

Информация о работе Игра, как развивающее поведение