Hазрешение конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:19, реферат

Описание работы

В России, как и в других странах постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблематики, как "конфликт - феномен общественного развития". Ориентация на "бесконфликтное" развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятия конфликта, его объект предмет…………………………….....3
2. Разрешение конфликтов в организациях………………………………..4
2.1 Роль руководителя в урегулировании конфликтов ………………….5
2.2 Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным……9
2.3 Основные формы завершения конфликтов……………………………..12
2.4 Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов…….....15
2.5 Логика разрешения производственного конфликта……………………18
2.6 Стратегия выхода из конфликта……………………………………........20
2.7 Типичные ошибки менеджеров при разрешении конфликтов в организацих………………………………………………………………..27
3. Практическая часть………………………………………………………...29
3.1 Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации………………………………………………………………...29
3.2 Начало конфликта в организации………………………………………....29
3.3 Развитие конфликта в организации……………………………………….31
3.4 Исследования конфликта и возможные методы разрешения…………...31
Список используемой литературы…………………………………………….36


Работа содержит 1 файл

реферат конфликта.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

·       отсутствия четких критериев разрешения проблемы

Реализация выбранного способа  включает раздельные беседы с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами  и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов.

Послеконфликтный период характеризуется переживаниями  участников, осмыслением своего поведения. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Руководителю в целях снятия послеконфликтного  напряжения целесообразно помочь оппонентам осуществить самокритичный анализ происшедшего, чтобы не допустить  образования негативных установок  в отношениях, предвзятости. Необходим  искренний, объективный и конструктивный анализ конфликта с определением перспектив дальнейшего развития взаимодействия.

Сформировавшаяся отрицательная  установка, может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно  испытывать антипатию к своему бывшему  оппоненту, невольно высказывать о  нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему.

Анализ полученного опыта  позволяет руководителю осмыслить  свои действия в конфликте, оптимизировать алгоритм деятельности по регулированию  конфликтов среди подчиненных.

2. 2. Разрешение  конфликтов между руководителем  и подчиненным 

Результат разрешения конфликта  между руководителем и подчиненным  может быть различным. В результате поиска решения конфликт может привести как к повышению сотрудника, так  и к увольнению, как к повышению  авторитета руководителя так и к  его снижению.

Как руководитель может преодолеть конфликт?

·       Руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое  он предлагает

·       Аргументировать  свои требования в конфликте 

·       Уметь  слушать подчиненных в конфликте 

·       Вникать  в заботы подчиненного

·       Без  особой нужды руководителю не стоит  идти на эскалацию конфликта с  подчиненным 

·       Не повышать голос в конфликтном диалоге  с подчиненным 

·       Переход  с «Вы» на «ты» является фактически унижением подчиненного

·       Если руководитель прав, он должен действовать спокойно, опираясь на свой статус

·       При  необходимости руководитель может  использовать поддержку вышестоящих  руководителей и общественности

·       Не злоупотреблять должностным положением

·       Не затягивать конфликт с подчиненным 

·       Не бойтесь  идти на компромисс

·       Если руководитель не прав в конфликте, то лучше его  не затягивать и уступить подчиненному

·       Надо помнить, что конфликтный руководитель —  не плохой руководитель!

·       Не забывайте, что конфликтный руководитель —  всегда неудобный руководитель

От чего зависит выбор  метода разрешения конфликта между  руководителем и подчиненным?

Существует еще много  различных способов, советов, методов  разрешения конфликта между руководителем  и подчиненным. Руководитель не может  применять абсолютно все эти  способы в своей деятельности. Выбор разрешения конфликта зависит  от психологического портрета руководителя и его стиля руководства. Причем стили могут быть совершенно разными. Главная задача, чтобы существовала некая гармония в организации  процесса управления руководителем. Вопрос выбора стиля руководства индивидуален, поэтому если руководителю удается  поддерживать конфликты на определенном уровне и справляться с разрешением  трудностей с подчиненными, значит, существует гармония в поведении  и стиле управления руководителя.

Каковы основные этапы  разрешения конфликта?

Основные этапы разрешения конфликта между руководителем  и подчиненным:

·       Создайте атмосферу сотрудничества

·       Стремитесь к ясности отношений и общения 

·       Признайте  наличие конфликта 

 

·       Определите процедуру решения проблем (где, когда и как)

·       Исследуйте возможные варианты решения 

·       Добейтесь  соглашения

·       Установите срок решения 

·       Воплотите  план в жизнь 

·       Оцените  принятое решение 

Как должен вести себя руководитель, чтобы не провоцировать конфликты  с подчиненными?

Выполнение каждого задания  обязательно контролируйте; отсутствие контроля может навести работников на мысль о ненужности выполняемой  ими работы;

Если среди подчиненных  появится хоть один бездельник, сделайте все возможное, чтобы заставить  его работать, иначе он подорвет дисциплину во всем подразделении;

Каждое достижение работника  и его инициативу нужно немедленно отметить. Человека ободряет положительная  оценка его действий и огорчает, если его успехи остаются незамеченными;

 

Не бойтесь, если Ваш подчиненный  окажется более сведущим, чем Вы, в каком-то вопросе. Хорошая репутация  подчиненных ставится в заслугу  руководителю.

Не давайте обещаний, если не уверены, что они будут исполнены.

Не позволяйте никому наказывать Ваших подчиненных «через Вашу голову». Не допускайте, чтобы нарушалось Ваше единоначалие.

Не старайтесь приобрести репутацию жоброго начальника. В  конфликтных ситуациях избегайте  резкости. Никогда не критикуйте людей  — критикуйте только ошибки. Избегайте  кулуарного обсуждения поведения отсутствующих  людей.

Умейте трезво оценивать  результаты своей деятельности, признавая  свои ошибки и отменяя неправильные решения.

2. 3. Основные формы  завершения конфликтов 

Среди управляющих воздействий  по отношению к конфликту центральное  место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь  конструктивно выходить из конфликта.

В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта  обозначать термином разрешение конфликта. Можно использовать также и другие понятия, которые отражают специфику  и полноту прекращения конфликтных  действий, например, «затухание», «преодоление», «пресечение», «пригашение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», «устранение», «улаживание» и др. Сложность и  многовариантность развития конфликта  предполагают неоднозначность в  способах и формах его завершения.

Какие формы завершения конфликтов существуют?

Из указанных понятий  наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается  в окончании конфликта по любым  причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в  другой конфликт.

Что такое разрешение конфликта?

Разрешение конфликта  — это совместная деятельность его  участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для  разрешения конфликта необходимо изменение  самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта  основывается на изменении отношения  оппонентов к его объекту или  друг к другу.

Что такое урегулирование конфликта?

Урегулирование конфликта  отличается от разрешения тем, что в  устранении противоречия между оппонентами  принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и  без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается  противоречие, лежащее в его основе. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешается или  регулируется. В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%).

Что такое затухание конфликта?

Затухание конфликта —  это временное прекращение противодействия  при сохранении основных признаков  конфликта: противоречия и напряженных  отношений. Конфликт переходит из «явной»  формы в скрытую. Затухание конфликта  обычно происходит в результате:

истощения ресурсов обеих  сторон, необходимых для борьбы;

потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

 

переориентации мотивации  оппонентов (возникновение новых  проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Что такое устранение конфликта?

Под устранением конфликта  понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются  основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

·       изъятие  из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы)

·       исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т.п.)

·       устранение объекта конфликта (мать забирает у  ссорящихся детей игрушку, из-за которой  возник конфликт)

·       устранение дефицита объекта конфликта (у третьей  стороны есть возможность обеспечить каждую из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым они стремились)

Что такое перерастание в  другой конфликт?

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена  объекта конфликта.

Основные формы завершения конфликта (рис. 2).

Что такое исход конфликта?

Исход конфликта рассматривается  как результат борьбы с точки  зрения состояния сторон и их отношения  к объекту конфликта. Исходами конфликта  могут быть:

·       устранение одной или обеих сторон

·       приостановка конфликта с возможностью его  возобновления 

·       победа одной из сторон (овладение объектом конфликта)

·       деление  объекта конфликта (симметричное или  асимметричное)

·       согласие о правилах совместного использования  объекта 

·       равнозначная компенсация одной из сторон за овладение  объектом другой стороной

·       отказ  обеих сторон от посягательств на данный объект

·       альтернативное определение таких объектов, которые  удовлетворяют интересы обеих сторон

Каковы критерии разрешения конфликтов?

Важен вопрос о критериях  разрешенности конфликта. Основными  критериями разрешения конфликтов являются удовлетворенность сторон результатами конфликта, прекращение противодействия, устранение травмирующих факторов, достижение цели одной из конфликтующих сторон, изменение позиции индивида, формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в  будущем.

Критериями конструктивного  разрешения конфликта являются степень  разрешения противоречия, лежащего в  основе конфликта, и победа в нем  правого оппонента. Важно, чтобы  при разрешении конфликта было найдено  решение проблемы, из-за которой  он возник. Чем полнее разрешено  противоречие, тем больше шансов для  нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта  в новое противоборство. Не менее  существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются  на социально-психологическом климате  организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением  лицам, которые потенциально могут  стремиться достичь сомнительной с  правовой или нравственной точки  зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого  оппонента, то это в дальнейшем чревато  новыми конфликтами.

2.4. Условия и  факторы конструктивного разрешения  конфликтов 

Большинство условий и  факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности  поведения и взаимодействия оппонентов. Кроме того, существуют исторические, правовые и др. факторы.

Каковы условия конструктивного  разрешения конфликтов?

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие  начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься  какие-то меры с одной или с  двух сторон по усилению своей позиции  или ослаблению позиции оппонента  с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких  по содержанию точек соприкосновения  в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов  другой стороны. Если стороны хотят  разрешить конфликт, они должны сосредоточиться  на интересах, а не на личности оппонента.

При разрешении конфликта  сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно  выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях  по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное — снизить интенсивность  негативных эмоций, переживаемых по отношению  к оппоненту.

Одновременно целесообразно  перестать видеть в оппоненте  врага, противника. Важно понять, что  проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или  оправдать. Однако это расширит представление  об оппоненте, сделает его более  объективным. В-третьих, целесообразно  выделить конструктивное начало в поведении  или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно  хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при  разрешении конфликта.

Информация о работе Hазрешение конфликтов