Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:19, реферат
В России, как и в других странах постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблематики, как "конфликт - феномен общественного развития". Ориентация на "бесконфликтное" развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятия конфликта, его объект предмет…………………………….....3
2. Разрешение конфликтов в организациях………………………………..4
2.1 Роль руководителя в урегулировании конфликтов ………………….5
2.2 Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным……9
2.3 Основные формы завершения конфликтов……………………………..12
2.4 Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов…….....15
2.5 Логика разрешения производственного конфликта……………………18
2.6 Стратегия выхода из конфликта……………………………………........20
2.7 Типичные ошибки менеджеров при разрешении конфликтов в организацих………………………………………………………………..27
3. Практическая часть………………………………………………………...29
3.1 Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации………………………………………………………………...29
3.2 Начало конфликта в организации………………………………………....29
3.3 Развитие конфликта в организации……………………………………….31
3.4 Исследования конфликта и возможные методы разрешения…………...31
Список используемой литературы…………………………………………….36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….36
Введение
В России, как и в других странах постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к такой важной проблематики, как "конфликт - феномен общественного развития". Ориентация на "бесконфликтное" развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому изъятия из сферы научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы решения конфликтов, особенно в системе управленческой деятельности.
Конфликт — сложное социальное и многоуровневое явление, феномен, которого избежать нельзя, но который можно предупредить и ликвидировать.
1. Понятие конфликта, его объект и предмет
Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.
Распространенное понимание конфликта больше соответствует социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.
В отечественной литературе
имеются схожие социологические
черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает:
«… конфликт — это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального
бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Ю.Г. Запрудский утверждает:
«Социальный конфликт — это явное
или скрытое состояние
У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»[[3]]
Конфликт - это факт человеческого существования.[[4]]
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.
Объект конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Предмет конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.
Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.
Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Охарактеризуем суть этих понятий.
Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.
Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние
как следствие
Разрешение конфликта — заключительный его этап.
2. Разрешение конфликтов в организациях
«В работе, ориентированной на людей,
есть только один ключ к успеху — доверие» (Плутарх)
Устранение конфликта — это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми. Негативность последствий конфликта не нужно доказывать, они очевидны. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть и сейчас в данную минуту является ей?.. Отсутствие конфликтов — психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты. Для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками разрешения конфликтов. Незнание этих аспектов вопроса не освобождает нас от ответственности возникновения трудностей в общении с людьми.
2.1. Роль руководителя в урегулировании конфликтов
Для руководителя крайне важно,
чтобы социально-
Что является условием эффективной деятельности руководителя?
Условием эффективной
деятельности руководителя является его
социально-психологическая
· понимание природы противоречий и конфликтов между людьми
· формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации
· обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях
· умение
оценивать и объяснять
· наличие навыков управления конфликтными явлениями
· умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов
· умение предвидеть возможные последствия конфликтов
· умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты
· наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов
В чем заключается деятельность руководителя в урегулировании конфликта?
Руководитель выступает в роли посредника при разрешении конфликта, т.е. как третья сторона, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта.
Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информации; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуации.
Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта, типа медиаторства (роль, которую будет выполнять третья сторона), реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта.
Как руководитель получает информацию о конфликте?
Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
Как происходит сбор данных о конфликте?
Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей. Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.
На что руководителю нужно обращать внимание при анализе конфликтной ситуации?
При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяснить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оппонентами, что является объектом конфликта. Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются доминирующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.
Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по овладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отказаться от намерений, так как объект для него недостижим. Необходимо выяснить также доконфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
Необходимо постоянно
проверять достоверность
Параллельно с анализом конфликтной
ситуации руководитель проводит ее оценку.
Оценивается степень правоты
оппонентов, возможные исходы конфликта
и его последствия при
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными (рис. 1).
Что влияет на эффективность разрешения конфликта?
На эффективность
Какие подходы к пониманию роли руководителя в урегулирования конфликта существуют?
Существует два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:
ü необходимость принятия решения побуждает руководителя к поиску «истины», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отношений;
ü принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес «арбитра»;
ü принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения;
ü решение проблемы
руководителем затрагивает
Второй подход, заключается в том, что руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиаторства. Основными для руководителя являются роли арбитра и посредника, а дополнительными — роли третейского судьи, помощника и наблюдателя.
Когда оптимально применение модели арбитра?
Модель «арбитр» оптимальна в ситуациях, когда:
· руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом
· одна из сторон явно неправа
· конфликт
протекает в экстремальных
· служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (например, в условиях Вооруженных Сил и т.д.)
· нет времени на детальное разбирательство
· конфликт
кратковременный и
Руководителю целесообразно
использовать роль арбитра при регулировании
конфликтов по вертикали, особенно если
оппоненты разделены
Когда оптимально применение модели посредника?
Руководитель может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в ситуациях:
· равенства должностных статусов участников конфликта
· длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений сторон
· наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения