Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;
2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;
3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;
4. Рассмотреть особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4
3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7
4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12
5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13
6. Психология в образовании …………………………………………….. 15
7. Практическая психология ………………………………………………16
8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17
9. Заключение …………………………………………………………….. 21
10.Список литературы ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 46.65 Кб (Скачать)

     Тогда взоры исследователей обратились к  более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий, мифов, с  позиции системологии, поиску универсальных  закономерностей строения и развития мира.

     Так в конце двадцатого века возникла междисциплинарная наука Универсология, описывающая причинно-системное  строение мира, а также роль и  место в нем человека.

     Так возникли предпосылки системной  психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности  друг от друга человека и окружающего  мира, а достижения в психологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральной психологии.

     И, наконец, перед нами со всей очевидностью встают новые задачи российской психологии. Действительно, весь накопленный отечественной  психологией опыт, теоретические  постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны  с анализом стабильного общества эпохи социализма. А самая главная  черта современного российского  общества – его нестабильность. Поэтому перед психологией встает задача осмыслить этот новый социальный контекст, осознать характер происходящих преобразований и проблем восприятия социальной нестабильности, таких как  глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, выражающаяся в потере идеалов; изменение системы ценностей  и возникновение нравственного  вакуума; кризис идентичности, связанный  с разрушением прежней системы  социальных категорий, трудностями  ее нового оформления.[11]

     Безусловно, решение этих нелегких задач –  дело уже нового поколения социальных психологов. Возможно, именно поэтому  спрос на специалистов в области  социально-психологических знаний так возрос. В настоящее время  во многих вузах - как государственных, так и частных - открыты факультеты и кафедры психологии.  

Заключение

     В результате проделанной работы были рассмотрены особенности современного состояния и тенденции развития отечественной психологии.

     При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

     - рассмотрены предпосылки современного состояния российской психологии;

     - охарактеризовано современное состояние российской психологии;

     - описаны вопросы, актуальные для современной российской психологии;

     - рассмотрены особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.

     Для того чтобы с пользой для людей  толковать психологические законы, психолог должен их изучать. И открывать. В этом и состоит его главная  задача. В этом и состоит психология. Хочется верить, что серьезные  люди, не наигравшиеся в молодости  в игры, в конце концов утолят свою жажду и займутся своим делом  — психологией, тем более что  это дело они знают блестяще. А  водить хороводы с инфантильными  неудачниками предоставят тем «практическим  психологам», которые, к сожалению, ничему другому не смогли или не пожелали научиться.

     Сегодня российскую практическую психологию можно  уподобить побегу апельсинового  дерева, наспех привитому к подрубленному  осиновому стволу. О возможном  результате такой селекции недвусмысленно (хотя и по другому поводу) говорит  народная поговорка: «От осины не родятся апельсины». Столь экзотический побег просто обречен увянуть. Тому видится несколько причин, о которых  осмелюсь высказать свое собственное, пускай и не бесспорное, суждение.

     Идея  о всеобщей необходимости психотерапии весьма сомнительна. Здоровому человеку она не нужна. Массовый заокеанский  спрос на психотерапевтические услуги подобен спросу на несъедобную жевательную  резинку: он всецело порожден и стимулирован навязчивым, искусственно созданным  предложением. Можно возразить, что  задачей психотерапии в широком  смысле является не столько лечение, сколько так называемый личностный рост. Однако его едва ли можно достичь  избавлением от надуманных «зажимов»  или освоением карнегианских  коммуникативных ухваток. Подлинный  личностный рост состоит в том, чтобы  добросовестно делать дело, к которому лежит душа, и ладить с порядочными  людьми. А для этого вряд ли нужен  психотерапевт. По крайней мере, многие поколения без него благополучно обходились.

     Правда, умный советчик нередко бывает нужен. И им из века в век выступали  священник, раввин, гуру. Они фактически выполняли роль консультантов, а  точнее — толкователей законов применительно  к житейской практике. И психолог, стремящийся подменить их в этой роли, должен принять их метод.

     В чем, например, состоит юридическая  консультация? Обычный человек не слишком сведущ в законах, поэтому  он идет за советом к знатоку. Психологическое  консультирование должно состоять в  том же. Психолог, профессионально  изучивший законы человеческого  бытия, способен поделиться своим знанием  с теми, кто испытывает затруднения  из-за того, что по неведению нарушает закон или не умеет пользоваться его благами. А многочасовые групповые  посиделки с копанием в надуманных подтекстах — это уже из другой области. Увы, из той, которая сегодня  и зовется практической психологией  в России.

     Для того чтобы с пользой для людей  толковать психологические законы, психолог должен их изучать. И открывать. В этом и состоит его главная  задача. В этом и состоит психология. Хочется верить, что серьезные  люди, не наигравшиеся в молодости  в игры, в конце концов утолят свою жажду и займутся своим делом  — психологией, тем более что  это дело они знают блестяще. А  водить хороводы с инфантильными  неудачниками предоставят тем «практическим  психологам», которые, к сожалению, ничему другому не смогли или не пожелали научиться. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.     Александров А.Д. Основные задачи  психологии XXI века // Человек в зеркале  наук. - СПб.: Питер, 2003.

2.     Зеличенко А.И. Психология в  России: состояние и перспективы.  – М.: Издательство Трансперсонального  Института, 2002.

3.     Иванов Н.М. История теоретической  психологии. – М.: Филинъ, 2005.

4.     Казаковцев Б.А. Состояние и  перспективы развития психологии  в России // Материалы международной  конференции психологов. - М.: Дело, 2004. - С. 15-42.

5.     Кричевцова Н.Л. Лекционный материал  по психологии. – М: ВЭВЭР, 2004.

6.     Кручинин С.Т. Антология мировой  психологии. - М.: Филинъ, 2003.

7.     Общая психология. Курс лекций  для I ступени педагогического  образования. \ Под редакцией Е.И.  Рогова. - М.: Гуманитарный издательский  центр Владос, 2003.

8.     Основы психологии. Л.Д. Столяров. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

9.     Психология и педагогика. Учебное  пособие для вузов. Радугин  А.А. – М.: Наука, 2003..

10.           Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина  Е.И. Психология и педагогика  в деятельности человека: курс  лекций. - Воронеж: Воронежская высшая  школа, 2003.

11.           Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. –  Екатеринбург: Мир знаний, 2004.  

[1] Современная  российская психология. / Любутин  К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004. – с. 54.

[2] Кручинин  С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003. – с. 349.

[3] Иванов  Н.М. История теоретической психологии. – М.: Филинъ, 2000. – с. 287.

[4] Зеличенко  А.И. Психология в России: состояние  и перспективы. – М.: Издательство  Трансперсонального Института, 2002. – с. 212.

[5] Кричевцова  Н.Л. Лекционный материал по  психологии. – М: ВЭВЭР, 2004. – с. 182.

[6] Кручинин  С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003. – с.373.

[7] Современная  российская психология. / Любутин  К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004. – с. 113.

[8] Казаковцев  Б.А. Состояние и перспективы  развития психологии в России // Материалы международной конференции  психологов. - М.: Дело, 2004. - С. 26.

[9] Иванов  Н.М. История теоретической психологии. – М.: Филинъ, 2005. – с. 314.

[10] Казаковцев  Б.А. Состояние и перспективы  развития психологии в России // Материалы международной конференции  психологов. - М.: Дело, 2004. – с. 34.

[11] Александров  А.Д. Основные задачи психологии XXI века. - СПб.: Питер, 2003. – с. 59.

Информация о работе Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)