Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;
2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;
3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;
4. Рассмотреть особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4
3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7
4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12
5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13
6. Психология в образовании …………………………………………….. 15
7. Практическая психология ………………………………………………16
8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17
9. Заключение …………………………………………………………….. 21
10.Список литературы ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 46.65 Кб (Скачать)

     Актуальны проблемы юридической психологии. Главные  обсуждаемые проблемы – проблемы подготовки, личности и деятельности юридических психологов.

     Актуален  вопрос социально-психологических  проблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового  потребителя, а также современные  СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии, что в  той или иной мере было отражено в тематике и содержании представленных и обсуждавшихся докладов, выступлений. Психологами решается вопрос, как  предупредить и/или преодолеть некоторые  из негативных последствий воздействия  искусства и СМИ на человека.

     В разделе «психология и СМИ: свобода  и ответственность», обсуждаются  вопросы: возможность и необходимость  психологического оснащения современной  медиапродукции (телешоу, рекламы, политического PR и др.); роль СМИ в конструировании  социальной реальности и картины  мира человека; свобода выбора и  способы манипулирования общественным сознанием; влияние СМИ на психическое  и социальное здоровье нации и  отдельного человека; “американизация” отечественных СМИ и их последствия  для российской культуры; проблема информационно-психологической безопасности и пути ее решения.

     Отдельным блоком рассматривается конфликтология как социальное явление. Прежде всего, поставлена проблема междисциплинарностиконфликтологического  знания – сегодня конфликтологией  занимаются не только психологи, но и  социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и  связан с ситуационным подходом, активно  развивающимся в психологии, тем  не менее, многие научные деятели  признают, что теоретические положения  в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня. Теория только описывает конкретные практические достижения, но не порождает существенно  новых идей для развития существующей технологии.

     Наиболее  спорной и актуальной сегодня  для психологов становится тема современных  проблем психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьми невозможна без  соответствующей теории. Поскольку  существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются  часто непригодными для верующего  человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с  христианским мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской  преступности и т. д.

     Такая тема, как толерантность и профилактика экстремизма, раскрывает проблемы: психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии  толерантности. Прикладной аспект –  разработка технологических методов  формирования установок толерантного сознания у различных слоев населения.

Психология  в образовании

     В данном направлении акцентируется  внимание на необходимости выделения  в качестве самостоятельной новой  отрасли психологического знания –  практической психологии образования. По мнению научных деятелей, практическая психология образования может выступать  в качестве методологии фундаментальной  психологии. Возникают мысли о  необходимости более тесной интеграции психологической и педагогической науки при проведении исследовании в области педагогической практики. При этом подчеркивается необходимость  поиска и внедрения в практику психолого-педагогических исследований общих методологических основ, которые  бы способствовали выработке единых методических подходов при организации  и проведении подобных исследований.

     В проблеме психологической безопасности в образовательной среде отмечена актуальность и практическая значимость категории “образовательная среда”, понимаемая как условие развития участников учебно-воспитательного  процесса дошкольного, школьного, высшего  образовательных учреждений. Педагогами – психологами подчеркнута важность определения психологического качества образовательной среды для целей  развития, обучения, воспитания. Предлагаются технологии сопровождения образовательной  среды.

     Привлекает  много научного внимания такая отрасль  как “психология личностного  и профессионального развития педагогов”. Психологами решаются проблемы причин профессионального выгорания педагогов  школ с выделением типов педагогов  по признаку взаимосвязи профессиональной успешности и такой личностной характеристики как стрессоустойчивость; проблемы разработки учебников по психологии для студентов непсихологических  специальностей; вопросы психологизации процесса подготовки преподавателей высших учебных заведений через магистратуру и аспирантуру.проблема креативности как способности преподавателя  высшей школы раскрыть методику изучения и технологию развития; проблемы изучения психологического портрета современного учителя школы с выходом на сравнительный качественный и статистический анализ учителей разных регионов России. Современные прогрессивные педагоги выделяют типы связей, складывающиеся в отношениях учителя к содержанию преподаваемых учебных дисциплин  и к своим ученикам в процессе обучения.

     Так же предлагаются методики выявления  нравственно-этического компонента в  структуре личности школьного учителя. Но все же, не смотря на все предпринимаемые  действия в адрес поставленной проблемы, насущным остается вопрос взаимосвязи  педагогов и психологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разных типах образовательных  систем.

Практическая  психология

     Самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии. Кругом передовых психологов говорится о новых задачах, стоящих  перед профессиональным психологическим  сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы  психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о  проблемах работы с персоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает  проблема соотношения теоретического и практического знания.

Перспективы и тенденции развития психологии

     Особое  внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед российскими психологами  в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического  знания.

     Одним и из интересных направлений современной  психологии является психология малых  групп – исследование формальных и неформальных группировок, феноменов  лидерства и групповой сплоченности. В последнее время новое значение приобрело исследование семьи как  малой группы: выявление проблем  возникновения и развития семьи, связанных с ее основными социально-психологическими функциями и задачами – рождением  и воспитанием ребенка, экономической  и эмоциональной поддержкой супругами  друг друга и т.д.[8]

     Продолжает  развиваться и психология личности, а именно представление о процессе и результатах социализации личности, понятия социальной установки, а  также проблемы асоциального поведения  личности.

     В настоящее время в России серьезно пересматриваются предмет и задачи психологии. Колоссальные изменения  в общественной структуре в постперестроечный  период не могли не сказаться на этой самой общественной психологической  науке. Появление большого количества неформальных групп в российском обществе, подъем национального и  культурного самосознания людей, появление  межэтнических конфликтов в нашем - некогда принудительно однородном - государстве, развернувшаяся политическая борьба всевозможных партий и коалиций – вот те реалии, которые призвана осмыслить сегодняшняя психология.[9]

     На  данный момент можно выделить несколько  актуальных тенденций развития современной  психологии в России.

     Во-первых, это построение новой системы  анализа социальной реальности. Дело в том, что в советской психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования. Это означало следующее: чтобы понять и объяснить  человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым  исключалась любая возможность  анализа психологических конфликтов. В настоящее время в отечественной  психологии формируется новая концепция  исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности российского  общества.

     Во-вторых, современная социальная реальность безусловно требует осмысления новых  социально-психологических феноменов. В конце 80-х годов в российском обществе стали чрезвычайно ярко проявляться межнациональные отношения, политические процессы, новые экономические  отношения. В 90-х годах наблюдались  широкомасштабные межнациональные  конфликты, а также массовая миграция из регионов, охваченных подобного  рода конфликтами. Это требовало  своего анализа с точки зрения социальной психологии. Ибо для того, чтобы управлять социальными  процессами, необходимо понимать их механизмы  и закономерности. В настоящее  время психология наций и народов  – этнопсихология – представляет собой наиболее динамично развивающуюся  отрасль социальной психологии в  нашей стране.

     Кроме того, это время было также периодом активного развития политических процессов, к научному анализу которых социальная психология не была готова в своем  прежнем виде. Чтобы ответить на запросы практики, наша наука должна была развивать свое предметное содержание, теорию, систему категорий и принципов, составивших впоследствии новую  область социально-психологического знания – политическую психологию. Эта область науки и практики привлекает к себе наиболее целеустремленных молодых людей, готовых активно  включиться в политическую жизнь  России.

     Самостоятельной сферой социально-психологического анализа  стала область бизнеса и предпринимательства, изучающая нормы российской деловой  культуры, отношение общества к предпринимателям, а также формы и методы взаимодействия на разных уровнях предпринимательства.

     Все мы сталкивались с грубостью продавцов. Это происходит вовсе не потому, что эти люди злы от природы. Просто их не приучили ценить собственный  труд и считать его равным по значимости труду ученого или писателя. Современная  социальная психология позволяет так  повысить самооценку человека, чтобы  он мог и сам радоваться своему труду и других людей радовать. Наиболее эффективным методом решения  такого рода проблем являются социально  психологические тренинги, которые  в настоящее время активно  развиваются в нашей стране.

     А сколько социально-психологических  проблем происходит в трудовых коллективах! Этим занимаются такие отрасли психологической  науки как психология менеджмента, психология управления персоналом, организационная  психология, а также психология конфликта.

     В-третьих, наблюдается возникновение новых  тенденций в практической психологии. Прежде всего, значительно увеличился престиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научного направления, включающего в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом в организации, политика, реклама, маркетинг, социально-психологический  тренинг.[10]

     В-четвертых, развитие практических направлений  психологии ставит в качестве одной  из задач взаимодействие с мировой  психологией. Большáя часть современных  методов социально-психологической  теории и практики взята нами из зарубежного опыта. И, хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуют определенные культурологические различия в форме организации  и проведения как теоретических  исследований, так и практических методик. А посему такие области  как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связей с общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества. Тем более, что в отечественной психологии также разработаны оригинальные подходы к анализу феноменов  коллектива и совместной деятельности.

     Сегодня дифференциация наук на множество отраслей и возникновение специфических  понятийных аппаратов этих отраслей затруднило практическое использование  уже познанного – так же, как  и последующее преображение человеком  окружающего мира на основе познанного. Человек стал утрачивать видение  общих для всех перспектив развития, а значит и цель и смысл своей  жизни.

     Стала очевидной необходимость синтезировать  все достижения человечества как  естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако, на какой основе осуществить  синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетия возникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений. Однако еще не был открыт так называемый первый элемент – структурообразующий  фактор в строении материи и жизни. Было лишь известно, что мир, как  и человек построен «по образу и подобию Творца».

Информация о работе Характеристика современного состояния психологического знания (от середины XX века до наших дней)