Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:13, контрольная работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;
2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;
3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;
4. Рассмотреть особенности дальнейшего развития российской психологии: тенденции и перспективы.
1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4
3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7
4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12
5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13
6. Психология в образовании …………………………………………….. 15
7. Практическая психология ………………………………………………16
8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17
9. Заключение …………………………………………………………….. 21
10.Список литературы ……………………………………………………
Московский
социально-гуманитарный
институт
Контрольная работа по курсу «Психология»
Характеристика
современного состояния
психологического знания
(от середины XX века
до наших дней)
Выполнил:
студент 2 курса
группы 10/РЖ-БМ
Добрынин
Дмитрий Алексеевич
2012 г
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Предыстория современной российской психологии…………………. 4
3. Современное состояние российской психологии…………………….. 7
4. Вопросы, актуальные для современной российской психологии…… 12
5. Социокультурное значение психологии………………………………. 13
6. Психология в образовании …………………………………………….. 15
7. Практическая психология ………………………………………………16
8. Перспективы и тенденции развития психологии…………………….. 17
9. Заключение …………………………………………………………….. 21
10.Список
литературы ……………………………………………………
23
Введение
Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда так или иначе ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования. Теоретические, да и конкретные экспериментальные изыскания, которые не могут найти немедленного эффективного воплощения в работе с клиентами, не представляют интереса для психолога-практика.
Социальная
психология – одна из наиболее перспективных
отраслей психологической науки, изучающая
закономерности поведения в деятельности
людей, обусловленные фактом их принадлежности
к социальным группам, а также
психические явления, возникающие
в ходе взаимодействия между людьми
в группах и коллективах, шире
– в различных организованных
и неорганизованных человеческих общностях.
Из всех социальных наук, социальная психология
представляет собой попытку, систематически
используя методы, сходные с методами
других наук, исследовать человека
как ученика общества. В течение
долгого времени в
Обобщенно говоря, психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим. Для практической психологии он — главный. Однажды сказано: «Если у вас есть скрипка, не пытайтесь понять, как она устроена. Лучше научитесь на ней играть». Практическая психология функционирует именно в этом прагматичном ключе, причем так, словно мелодия существует и вовсе независимо от скрипки.
Общие
проблемы человека, прежде всего вопросы
его назначения, сущности, нравственности
являются центральными, стержневыми
для понимания истории и логики
развития той или иной психологической
системы или эпохи. Испытаем теперь
эту гипотезу применительно к
отечественной научной
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей современного состояния и тенденций развития отечественной психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки современного состояния российской психологии;
2. Охарактеризовать современное состояние российской психологии;
3. Описать вопросы, актуальные для современной российской психологии;
4.
Рассмотреть особенности дальнейшего
развития российской психологии: тенденции
и перспективы.
Предыстория современной российской психологии
Сейчас российская психология вступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического давления. Психология нынче - наука модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязаны. Не потому ли нарастает количество желающих получить психологическое образование, что психологи сегодня востребованы и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах? Однако есть и более объективные, если хотите, количественные показатели того, что российская психология вступает в эпоху своего расцвета.
В
90-х годах было издано рекордное
количество книг по психологии - 1300 наименований.
Первые позиции по популярности в
этом перечне занимают книги по общей
психологии, социальной психологии и
социальной адаптации, психологии личности,
стрессоустойчивости и
Однако такой всплеск был бы невозможен на пустом месте. Традиции и научные школы, сформированные за прошедшие сто лет и уцелевшие в эпоху диктата, стали тем гумусом, который сегодня начинает приносить щедрый урожай. Это тем более удивительно, если вспомнить, что на долю российской психологии в ушедшем веке выпала нелегкая участь.
Профессор А.В. Петровский выделяет три периода развития этой науки в России. Начало века было вполне плодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии, издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которые пользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическая психологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота все оставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал доклад Корнилова "Психология и марксизм". С этой минуты в деятельность ученых вторглась политика, а психология "перешла на марксистский путь развития". Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами.
Вместе с репрессиями начался второй, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед за постановлением партии "О методологическом прожектерстве" власти уничтожили большую группу представителей философского направления в психологии, а в 1932 году закрыли журналы "Психология" и "Педология". Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в области детской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" практически наложило запрет на изучение детской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательные процессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставила науку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться от психологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности.
В 1956 году начинается третий этап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенные прежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный конгресс психологов.
О
советской психологии сегодня можно
говорить лишь в прошедшем времени.
Исторические катаклизмы подвели черту
под этим этапом развития отечественной
науки. Ныне это перевернутая страница
истории, можно даже сказать, вырванная.
Ибо новая пишется заново, а
точнее — переписывается (более
или менее творчески) из совершенно
новых источников. Совершенно очевидно,
что в рамках советской психологии
практической психологии в ее современном
понимании не существовало никогда.
Действительно, мастера старой школы
не занимались психотерапией и
И,
наконец, 90-е годы - позади тотальный
контроль партии и марксистский подход.
Впереди - новые направления
В постперестроечные годы появилось достаточно много интересных и ярких работ отечественных психологов разных поколений. За каждой из них можно обнаружить опору на те или иные представления, образы, модели человека. И хотя они чаще имплицитны, просвечивают неявно, как бы вторым, отдаленным планом, но именно они, на наш взгляд, определяют смысл, сущность и перспективу того или иного подхода. Поэтому, чтобы разобраться в том или ином нововведении, очередной «новой психологии», будь то «акмеистическая» или «экологическая», надо, прежде всего, разобраться, понять из какого образа человека исходит это веяние. Не имея возможности затронуть в этом плане все многоцветье мнений, сосредоточимся лишь на следующих мировоззренческих линиях.
Первая — это марксистская ориентация. Она перестала быть обязательной, насаждаемой, единственной, однако долгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, от которого невозможно отказаться в одночасье. Да это и не требуется вовсе — каждый волен выбирать ныне основания своих взглядов; важно, чтобы речь не шла, как прежде, о насильственном их внедрении.
Следующая ориентация — на современные западные концепции, их ассимиляция и адаптация. Условно назовем эту ориентацию западнической.
Третье направление, которое затрагивается в данной работе, связано со становлением гуманитарного подхода, с переориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным.
Четвертую
линию можно назвать
Наконец,
последнее, пятое направление, на котором
следует остановиться, обозначим
как христиански
Направления
эти представлены на сегодня в
отечественной психологии весьма неравномерно.
Первое (марксистское), лишившись государственной
поддержки, идет явно на убыль. Второе
(западническое), напротив, испытывает
несомненный подъем, буквально заполняя,
затопляя психологическую печать, а
— главное — умы и души нового
поколения профессионалов. На фоне
этой экспансии весьма скромными
выглядят успехи и распространение
трех последних подходов — гуманитарного,
нравственно ориентированного и
христианского. Заметим сразу —
принципы гуманитарной психологии и
христианской психологии находятся
лишь в стадии начального оформления.
Что касается нравственной психологии,
то сама возможность ее постулирования
стала обсуждаться совсем недавно.
Однако и ее мы решились включить в
общее рассмотрение, как одну из
потенциально значимых линий, которая
в связке с гуманитарной и христианской
ориентациями может образовать основу
будущей российской психологии.
Современное состояние российской психологии
Российскими
психологами и педагогами сегодня
обсуждается специфическое