Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:12, реферат
Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5
2. Теоретический аспект нарушения общения……………………………… 8
3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12
4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...…. 25
Теоретический
подход к данной проблеме основывается
на представлении о
- речь
ребенка развивается в
- ведущей
задачей в обучении языку
- ориентировка
ребенка в языковых явлениях
создает условия для
- обучение
языку, развитие речи
- основная
задача развития ребенка
Изучение коммуникативных умений можно провести по следующей методике. Цель: выяснить умеют ли дети устанавливать и поддерживать контакты друг с другом; исследовать умение детей договариваться друг с другом и умение поддерживать бесконфликтное общение.
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования.
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая
серия. Аналогична первой, но детям
дают один набор карандашей, предупреждая,
что карандашами нужно
Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии по следующим признакам:
1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
2. Как
осуществляют взаимный
3. Как
относятся к результату
4. Осуществляют
ли взаимопомощь по ходу
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
Оценка:
0 баллов
- дети предварительно не
1 балл
- дети предварительно не
2 балла
- дети предварительно не
3 балла
- дети предварительно
4 балла
- дети предварительно
Основной целью проведения тренинга является формирование у ребенка коммуникативных навыков. При этом тренинг является той искусственно созданной модельной средой со специально организованной в ней деятельностью, которая соответствует уровню актуального развития детей и позволяет создать для них ситуацию успеха, сформировать у них адекватную самооценку и мотивацию развития.
Тренинг
рассматривается нами как способ
формирования поддерживающей и контролируемой
среды, в которой возможна коррекция
неверно сложившихся
Немного
о возможностях групповой работы
и ее достоинствах по сравнению с
индивидуальной. Групповая форма
работы дает возможность не только
более широкого вовлечения детей
в психологическую коррекцию, но
также предусматривает
Именно группа дает возможность создать атмосферу взаимного приятия и доверия ее участников, организовать процесс их самоисследования и самораскрытия и закрепить опыт успешной взаимной деятельности Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения детей имеет три основных направления (три цели):
1. Первое
направление реализуется по
2. Второе
направление состоит в
3. Третье
направление обеспечивает
Задачи, решаемые в ходе коррекционной работы:
- развитие
социальной направленности
- повышение
речевой активности и
- овладение «схемой беседы»;
- развитие
деловых и игровых мотивов
взаимодействия со взрослыми
и сверстниками, усвоение детьми
способов невербального (
- развитие
диалогической речи (в процессе
специальных приемов «
- развитие
способности отражать
- развитие
понимания мотивов поведения
и характеров литературных
- умение
актуализировать в общении
- развитие
языковой способности (
- развитие речевого творчества;
- развитие связной речи
Цель
и задачи воспитательно-образовательного
процесса в каждом конкретном дошкольном
образовательном учреждении определяются
в соответствии с разработанной
«моделью» выпускника и определением
места каждого дошкольного
Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов.
Формирование речи, по мнению Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной основывается на следующих положениях:
- распознавание
ранних признаков общего
- своевременное
предупреждение потенциально
- учет
социально обусловленных
- учет
закономерностей развития
- взаимосвязанное
формирование фонетико-
- дифференцированный
подход в логопедической
- единство
формирования речевых
- одновременное
коррекционно-воспитательное
Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка.
Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тональности, темпе, с разной интонацией. После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одно-двух-трехсложных слов. Детей учат приращивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце слова.
Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений. В результате многоаспектного воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность. Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. д.Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
Информация о работе Характеристика детей с нарушениями общения