Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:12, реферат
Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5
2. Теоретический аспект нарушения общения……………………………… 8
3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12
4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...…. 25
Министерство образования Российской Федерации
Московский
психолого-социальный институт
Реферат
по предмету
«Специальная психология»
тема: «Характеристика
детей с нарушениями общения»
Выполнила:
Черняховск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5
2. Теоретический
аспект нарушения общения………………
3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12
4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы. Несформированность навыков культуры общения способствует возникновению психологических особенностей - нерешительности, робости, замкнутости, порождает специфические черты общего и речевого поведения - снижение потребности в общении, ограниченную контактность, неумение поддержать беседу, контролировать свою речь и поступки, а также оформлять свою речь в соответствии с правилами и нормами речевого этикета.
Активное освоение культуры общения происходит в дошкольном возрасте. Вот почему обучение культуре общения, поиск путей воздействия на коммуникативные процессы имеет социальную значимость и приобретает особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект. Это подчеркивает актуальность проблемы для логопедии, как в теоретическом, так и практическом аспектах, и требует своего разрешения.
Совершенствование
системы образования требует
внедрения в практику работы общеобразовательных
учреждений, комплекса мер, направленных
на своевременное обеспечение
Однако
не все дети этого возраста одинаково
легко овладевают новыми видами речевой
деятельности. По данным клинических,
педагогических и психологических
исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер,
К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники
с задержкой психического развития,
составляющие около 50% неуспевающих учеников,
с большим трудом осваивают школьную
программу. Особые трудности у них
возникают, в процессе обучения русским
языком, что в свою очередь связано
с несформированностью речевой
готовности к школьному обучению.
1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
- отстает психическое развитие ребенка;
- замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
- появляются
нарушения эмоционально-
- возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком.
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик -- первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Период
«гуления» отмечается у всех детей.
Уже в 1,5 месяца, а затем -- в 2--3 месяца
голосовые реакции ребенок
В 4 месяца
усложняются звуковые сочетания: появляются
новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок
в процессе «гуления» как бы играет
со своим артикуляционным
Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.
При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет -- это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) -- говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка безречевого в 2,5-3 года, который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропадало ли у него «гуление» в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.
В исследованиях
специалистов по лингвистике детской
речи определена основная последовательность
ее формирования: от стадии лепета до 7
лет В три года практически
заканчивается анатомическое
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень
развития фонематического слуха
позволяет им овладеть навыками звукового
анализа и синтеза, что является
необходимым условием усвоения грамоты
в школьный период. Как отмечал
А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок
овладевает речью как полноценным
средством общения .Развитие детской
речи - это сложный и многообразный процесс.
2. Теоретический аспект нарушения общения
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.
По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во - первых, как предмет лингвистики…во - вторых, как предмет психологии… и, наконец, в - третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться» Но существует и другое мнение. М.Р.Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это
- речь как деятельность, как процесс;
- речь
как продукт речевой
- речь как ораторский жанр
В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать речь как процесс использования языка в целях общения.
Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.
Язык - это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.
Речь - это само общение, выражение мысли.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые реализуются при помощи речи.
Речь имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных деятельностях. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную.
Одна
из основных функций речи - коммуникативная,
или функция общения, представляет
собой обмен информацией, как
между людьми, так и внутреннюю
речь человека, как бы диалог с самим
собой. Также коммуникативная функция
может выступать как
Информация о работе Характеристика детей с нарушениями общения