Характеристика детей с нарушениями общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:12, реферат

Описание работы

Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5

2. Теоретический аспект нарушения общения……………………………… 8

3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12

4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17

Заключение ……………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………...…. 25

Работа содержит 1 файл

соц псих.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Московский  психолого-социальный институт 
 
 

Реферат 

по предмету «Специальная психология» 

тема: «Характеристика детей с нарушениями общения» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                                         Студентка группы 28 ПЗУ

                                       Факультета «психология»

                  

                                                                 Проверила : 
 
 

Черняховск, 2011  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Дети с проблемами  в общении в трудах психологов  и педагогов ………5

2. Теоретический  аспект нарушения общения……………………………… 8

3. Психологическая  характеристика детей с проблемами в общении……. 12

4. Диагностика  и коррекционная программа по  преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17

Заключение ……………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………...…. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами  общения, узнает культурные идеалы. Несформированность навыков культуры общения способствует возникновению психологических  особенностей - нерешительности, робости, замкнутости, порождает специфические  черты общего и речевого поведения - снижение потребности в общении, ограниченную контактность, неумение поддержать беседу, контролировать свою речь и поступки, а также оформлять  свою речь в соответствии с правилами  и нормами речевого этикета.

Активное  освоение культуры общения происходит в дошкольном возрасте. Вот почему обучение культуре общения, поиск путей  воздействия на коммуникативные  процессы имеет социальную значимость и приобретает особую остроту  применительно к детям, имеющим  речевой дефект. Это подчеркивает актуальность проблемы для логопедии, как в теоретическом, так и  практическом аспектах, и требует  своего разрешения.

Совершенствование системы образования требует  внедрения в практику работы общеобразовательных  учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому  ребенку в соответствии с его  возрастом адекватных условий для  развития, формирование полноценной  личности, получение должного образования. В настоящее время значительно  возросли требования к речевому развитии детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного  уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя  речи, готовности к переходу от диалогической  речи к связному высказыванию. Как  показали исследования Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др. авторов, возможности построения связности  высказывания, объединенного одной  мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции  речи в старшем дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей к началу школьного происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции.

Однако  не все дети этого возраста одинаково  легко овладевают новыми видами речевой  деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических  исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники  с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них  возникают, в процессе обучения русским  языком, что в свою очередь связано  с несформированностью речевой  готовности к школьному обучению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Дети с проблемами  в общении в  трудах психологов  и педагогов

Речевая функция играет важную роль в психическом  развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному  мышлению. Полноценное речевое общение  является необходимым условием осуществления  нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет  представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью  в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом  развитии ребенка имеют самые  негативные последствия:

- отстает  психическое развитие ребенка;

- замедляется  формирование высших уровней  познавательной деятельности;

- появляются  нарушения эмоционально-волевой  сферы, что приводит к формированию  особых личностных качеств (замкнутости,  эмоциональной неустойчивости, чувства  ущербности, нерешительности и т.д.);

- возникают  трудности в усвоении письма  и чтения, что снижает успеваемость  ребенка и нередко приводит  к второгодничеству.

Опираясь  на исследования А.А. Леонтьева, можно  условно выделить ведущие периоды  речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая  должна настораживать педагога в  процессе общения с ребенком.

Ребенок появляется на свет, и свое появление  он знаменует криком. Крик -- первая голосовая реакция ребенка. И  крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок  родился в асфиксии и сразу  не закричал, то эта информация уже  может быть важным диагностическим  симптомом для логопеда.

Период  «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем -- в 2--3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет  в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для  становления членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов  мира одинаково.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок  в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен  и здоров. Если рядом находится  кто-то из родных и начинает «разговаривать»  с малышом, тот с удовольствием  слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать  взрослым, пытается разнообразить голос  выразительной интонацией.

Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется  и так называемое «зрительное  общение», во время которого ребенок  всматривается в мимику взрослого  и пытается воспроизводить ее. В  своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с  музыкантом, настраивающим свой инструмент.

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев  дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными  окружающими людьми. Лепет -- это  не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с  определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) -- говорит  ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширяется объем  лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка безречевого в 2,5-3 года, который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропадало ли у него «гуление» в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.

В исследованиях  специалистов по лингвистике детской  речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до 7 лет В три года практически  заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок  овладевает главными грамматическими  формами родного языка, накапливает  определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5-3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: гаки (глазки), ноти(ножки), око (окно), дев (дверь), ути(руки); да тина (дай машину) -- необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка нельзя, т.к. будет упущен самый благоприятный период в его речевом развитии.

К концу  дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически  правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха  позволяет им овладеть навыками звукового  анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты  в школьный период. Как отмечал  А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок  овладевает речью как полноценным  средством общения .Развитие детской речи - это сложный и многообразный процесс.  
 
 

2. Теоретический аспект  нарушения общения

Речь  является основным средством человеческого  общения. Без нее люди не имели  бы возможности получать и передавать большое количество информации.

По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во - первых, как предмет  лингвистики…во - вторых, как предмет  психологии… и, наконец, в - третьих, как система физиологических  процессов, которые осуществляют эту  речевую деятельность, но к которым  она не сводиться» Но существует и  другое мнение. М.Р.Львов считает, что  в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это

- речь  как деятельность, как процесс;

- речь  как продукт речевой деятельности;

- речь  как ораторский жанр 

В данной работе мы будем исходить из первого  определения, данного Львовым. Речь - это вербальное, языковое общение  с помощью языковых единиц и часто  при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать  речь как процесс использования  языка в целях общения.

Необходимо  отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в  научном рассмотрении данных понятий  требуется разграничение.

Язык - это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.

Речь - это само общение, выражение мысли.

Речь  без усвоения языка невозможна, в  то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые  реализуются при помощи речи.

Речь  имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных  деятельностях. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную.

Одна  из основных функций речи - коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как  между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим  собой. Также коммуникативная функция  может выступать как самовыражение  личности Сигнификативная функция, где слово является носителем  обобщения, понятия, сформировалась в  общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их «реальное, практическое и совершающееся  посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение  одного и другого. Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека. Эта функция реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей степени, есть эмоционально - выразительные моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса .

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями общения