Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:12, реферат
Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5
2. Теоретический аспект нарушения общения……………………………… 8
3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12
4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...…. 25
Информационная, или функция сообщения, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности, М.Р.Львов описывает разновидности информационной функции:
- функция сохранения информации;
- контактная
функция (связь времен и
- функция
оформления культурных
Регулирующая функция речи - это функция, лежащая в основе произвольного поведения, и является умением подчиняться речевой инструкции взрослого. А.Р. Лурия исследовал генезис данной функции и определил, что «источником развития регулирующей функции является способность ребенка подчиняться речи взрослого», а также то, что «регулирующая функция развивается постепенно» Функция воздействия на других людей - это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой новой информации - оно передает волевой акт того, кто говорит. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. Функция формирования и выражения мысли - это почти непрерывно работающая функция, так как мысль человека работает всегда. Это и воспоминания, и подготовка к устному высказыванию, и формирование письменного текста, и творческая деятельность. М.Р.Львов считает, что эта «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная» Некоторые психологи выделяют регулятивную функцию, которая играет роль плана поведения, поступков субъекта. Л.А. Венгер называл эту функцию планирующей. «Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения» Итак, можно сделать вывод, что в определении функций речи единства нет. Но все авторы едины в том, что речь как способ реализации языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека, а также в том, что все функции речи совмещаются и переплетаются.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что «в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют.
Психологи
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие)
констатируют, что становление устной
речи происходит как становление
деятельности. Следовательно, как и в любой
деятельности, важнейшим условием для
формирования устной речи является развитие
у ребенка мотивационной стороны речевой
деятельности. Установлено, что для развития
речи необходимо формирование потребности
в общении через деятельность с предметами
окружающего мира. Отмечается, что языковая
способность закладывается в раннем возрасте
в процессе овладения предметной деятельностью.
Указывается также, что данная проблема
нуждается в дальнейшем исследовании.
Многие авторы отмечают, что языковую
способность следует рассматривать, как
умение ребенка воспроизводить по подражанию
предметные различные и речевые действия
взрослых в конкретной ситуации, а также
умение анализировать и обобщать значение
отдельных слов. Развитие речи - это развитие
способа общения, и в процессе общения
ребенок усваивает звуковой состав слова,
определенные модели предложений. Общепризнанно,
что психическое развитие ребенка происходит
на основе освоения культурно - исторического
опыта, носителем которого является взрослый.
Этот процесс имеет сложный характер,
в нем немалую роль играет квалифицированно
организованное общение ребенка с взрослым
Исследования, выполненные под руководством
М.И.Лисиной показали, что общение с взрослыми
у детей от рождения до 7 лет представляют
собой смену целостных форм общения. Каждая
из них характеризуется особым содержанием
потребности в общении, ведущим мотивом,
т.е. форма общения отражает определенный
уровень развития деятельности общения.
3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении
Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования в «условиях общения» к изучению самого процесса общения и его характеристик, проблема общения превращается в объект психологического исследования на теоретическом, эмпирическом, прикладном уровнях анализа.
Рассматривая общение как деятельность, необходимо отметить, что под общением понимают многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.
В дошкольный
период развития детской психики
общение выступает как ведущий
фактор, которым обусловлено накопление
и усвоение новых знаний, умений
и навыков, так как новообразования
психики этого периода
Содержание и форма вербальной коммуникации определяется когнитивной деятельностью и социальными условиями. Недостаточность одного из этих компонентов приводит к искажению процесса коммуникации за счет смещения иерархии целей и возможности последовательно их осуществлять.
Смещение целей коммуникации приводит к тому, что ребенок, имеющий общее недоразвитие речи, игнорирует собеседника, так как ему важно не рассказать что-либо, а просто высказаться, не интересуясь, понятен ли его рассказ слушателю.
Дефект речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование и становление деятельности общения и речевой деятельности вообще. Специфика употребления детьми 6-7 лет с ОНР 3 уровня как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием языкового компонента.
Без специального
обучения представления у дошкольников
с нарушениями речи о невербальных
средствах общения
Нарушение
коммуникативной функции
Развитие
средств общения, уровень которых
у детей с речевой патологией
отличается от нормы, требует соблюдения
следующих психолого-
Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации.
Нарушения
речевой функции не могут не сказаться
отрицательно на развитии процесса коммуникации
у ребенка. Недоразвитие речевых
средств снижает уровень
Развитие
человека - физическое и психическое
- проходит следующие возрастные ступени:
младенчество, ранний детский возраст,
дошкольный детство), младший школьный,
подростковый, юношеский возраст, зрелость.
Интеллект появляется на ступени
раннего детского возраста и интенсивно
совершенствуется в дальнейшем. Но
он развивается у человека и совершенствуется
только при непременном условии
овладения речью. Если взрослые, окружающие
ребенка, начинают правильно учить
его говорить уже с младенчества,
у него развивается способность
представлять, а затем мыслить, и
воображать; с каждой возрастной ступенью
эти способности
Своевременное
и полноценное овладение речью
является первым важнейшим условием
становления у ребенка
Общее
недоразвитие речи может наблюдаться
при наиболее сложных формах детской
речевой патологии: алалии, афазии,
а также ринолалии, дизартрии -- в
тех случаях, когда выявляются одновременно
недостаточность словарного запаса
грамматического строя и
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3--4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
По мнению Т.Е.Филичевой, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз-витием. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Как показывают
исследования А.Н. Леонтьева и А.В.
Запорожца, связь между речевыми
нарушениями и другими
Дети
с общим недоразвитием речи отстают
от нормально развивающихся
Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.
Чтобы
отграничить проявление общего недоразвития
речи от замедленного речевого развития,
необходимы тщательное изучение анамнеза
и анализ речевых навыков ребенка.
4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении
Проблема
развития речи детей является комплексной,
так как она основана на данных
не только психологии и педагогики,
но и общего языкознания, социолингвистики,
а также психолингвистики. Результаты
исследований психологов, педагогов, лингвистов
создали предпосылки для
Информация о работе Характеристика детей с нарушениями общения