Характеристика детей с нарушениями общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:12, реферат

Описание работы

Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 50% неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Дети с проблемами в общении в трудах психологов и педагогов ………5

2. Теоретический аспект нарушения общения……………………………… 8

3. Психологическая характеристика детей с проблемами в общении……. 12

4. Диагностика и коррекционная программа по преодолению нарушений в общении ……………………………………………………………………….17

Заключение ……………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………...…. 25

Работа содержит 1 файл

соц псих.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

Информационная, или функция сообщения, состоит  в том, что язык служит средством  познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены  людьми в процессе их сознательной деятельности, М.Р.Львов описывает  разновидности информационной функции:

- функция  сохранения информации;

- контактная  функция (связь времен и поколений);

- функция  оформления культурных ценностей. Передача и хранение всей этой информации осуществляется посредством устных, а в последние годы, преимущественно письменных текстов, то есть через речь.

Регулирующая  функция речи - это функция, лежащая  в основе произвольного поведения, и является умением подчиняться  речевой инструкции взрослого. А.Р. Лурия исследовал генезис данной функции и определил, что «источником развития регулирующей функции является способность ребенка подчиняться речи взрослого», а также то, что «регулирующая функция развивается постепенно» Функция воздействия на других людей - это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой новой информации - оно передает волевой акт того, кто говорит. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. Функция формирования и выражения мысли - это почти непрерывно работающая функция, так как мысль человека работает всегда. Это и воспоминания, и подготовка к устному высказыванию, и формирование письменного текста, и творческая деятельность. М.Р.Львов считает, что эта «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная» Некоторые психологи выделяют регулятивную функцию, которая играет роль плана поведения, поступков субъекта. Л.А. Венгер называл эту функцию планирующей. «Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения» Итак, можно сделать вывод, что в определении функций речи единства нет. Но все авторы едины в том, что речь как способ реализации языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека, а также в том, что все функции речи совмещаются и переплетаются.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «в речи человека можно  психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние  друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они  друг друга определяют и опосредуют.

Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление  деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов. Развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений. Общепризнанно, что психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно - исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым Исследования, выполненные под руководством М.И.Лисиной показали, что общение с взрослыми у детей от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных форм общения. Каждая из них характеризуется особым содержанием потребности в общении, ведущим мотивом, т.е. форма общения отражает определенный уровень развития деятельности общения.  
 
 
 
 
 
 

3. Психологическая  характеристика детей  с проблемами в  общении

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в  переходе от исследования в «условиях  общения» к изучению самого процесса общения и его характеристик, проблема общения превращается в  объект психологического исследования на теоретическом, эмпирическом, прикладном уровнях анализа.

Рассматривая  общение как деятельность, необходимо отметить, что под общением понимают многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный  потребностями в совместной деятельности.

В дошкольный период развития детской психики  общение выступает как ведущий  фактор, которым обусловлено накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, так как новообразования  психики этого периода формируются  в процессе деятельности, которая  возникает и протекает в рамках схемы «ребенок-общение-взрослый».

Содержание  и форма вербальной коммуникации определяется когнитивной деятельностью  и социальными условиями. Недостаточность  одного из этих компонентов приводит к искажению процесса коммуникации за счет смещения иерархии целей и  возможности последовательно их осуществлять.

Смещение  целей коммуникации приводит к тому, что ребенок, имеющий общее недоразвитие речи, игнорирует собеседника, так как  ему важно не рассказать что-либо, а просто высказаться, не интересуясь, понятен ли его рассказ слушателю.

Дефект  речевого развития детей оказывает  существенное влияние на формирование и становление деятельности общения  и речевой деятельности вообще. Специфика  употребления детьми 6-7 лет с ОНР 3 уровня как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием  языкового компонента.

Без специального обучения представления у дошкольников с нарушениями речи о невербальных средствах общения характеризуются  слабой обобщенностью, фрагментарностью, обеднённостью, носят ситуативный характер.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении  как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм). Указанные  речевые и коммуникативные затруднения  оказывают отрицательное влияние  на усвоение и поддержание контактов  со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Развитие  средств общения, уровень которых  у детей с речевой патологией отличается от нормы, требует соблюдения следующих психолого-педагогических условий: определения сущности и  выявления уровня использования  средств общения детьми в коммуникативном  процессе, разработки и проведения систематической коррекционной  работы с учетом принципов поэтапности  и последовательности предъявления заданий, достаточной сформированности психологической, психомоторной и  просодической сторон речи.

Роль  общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как  средство общения возникает и  развивается в процессе коммуникации.

Нарушения речевой функции не могут не сказаться  отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых  средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических  особенностей, порождает специфические  черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в  общении. Существует и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических  процессов замедляется. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесса свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение ребенка.

Развитие  человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени  раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии  овладения речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить  его говорить уже с младенчества, у него развивается способность  представлять, а затем мыслить, и  воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может  стать полноценным человеком. И  мы должны помнить; что речь - инструмент развития высших отделов психики  растущего человека. Обучая ребенка  родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного  его обучения в школе.

Своевременное и полноценное овладение речью  является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной  психики и дальнейшего правильного  ее развития.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при наиболее сложных формах детской  речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии -- в  тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы  в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря  на различную природу дефектов, у  этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение  речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3--4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

По мнению Т.Е.Филичевой, неполноценная речевая  деятельность накладывает отпечаток  на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой  сферы Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим недораз-витием. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными  возможностями развития познавательной деятельности.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, связь между речевыми нарушениями и другими сторонами  психического развития обусловливает  специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения  мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без  специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и  обобщением Вопросы психологии ребенка  дошкольного возраста. Наряду с общей  соматической ослабленностью им присуще  и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется  плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети  с общим недоразвитием речи отстают  от нормально развивающихся сверстников  в воспроизведении двигательного  задания по пространственно-временным  параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его  составные части. Например, перекатывание  мяча с руки на руку, передача его  с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические  движения под музыку, как указывают  исследования Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной Отмечается недостаточная координация  пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Правильная  оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей  атипичного развития детей с общим  недоразвитием речи и в то же время  для определения их компенсаторного  фона.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Диагностика и  коррекционная программа  по преодолению  нарушений в общении

Проблема  развития речи детей является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Щерба, А.А .Пешковский, В.В. Виноградов. К.Д. Ушинский, Е. Тиихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин) Работы представителей разных направлений  науки отчетливо доказывают, насколько  велика в речевом развитии роль правильного  организованной коммуникации. Комплексный  подход к вопросам развития речи и  речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей  друг с другом, как на занятиях, так  и вне занятий) предусматривает  значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом  общении каждого ребенка. При  этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для  этого период.

Информация о работе Характеристика детей с нарушениями общения