Глобальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Сущность глобальных проблем современности. В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......................................2
1. Понятие глобальных проблем современности………………………………………………..3
2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования……………………………………………………………………………………………5
2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5
2.3Формирование субъективного отношения к природе как система………………………………………………………………………………………………………8
2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза………………………………………………………………………………………………9
3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11
3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11
3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………........................23

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Становление ноосферы, по В.И.Вернадскому, – это глобальный общепланетарный процесс установления гармонического взаимодействия самых мощных геологических сил на планете – живого вещества биосферы и человечества. «Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек – проект природы», – считал В.И. Вернадский .

Таким образом, в ноосферном знании меняется не только отношение к природе, но и к человеку как самосознанию природы. В центре процесса формирования ноосферы, нового информационного пространства, стоит личность. Личность, интегрирующая духовный, интеллектуальный и телесный опыт, – это структурная единица человеческого сообщества.

Если в картине мира, выстраиваемой классической наукой, человек не присутствовал, то начиная со второй половины XX века человек становится во главе многих научных программ, практически важных для охраны окружающей среды и выживания человечества. К ноосферному знанию следует отнести те научные разработки, которые не абстрагируются от такой реальности, как глобальный экологический кризис, в которых стратегии развития сформулированы с учетом гуманитарных и духовных ценностей. Таким образом, отличительной особенностью новых ноосферных научных разработок является реализация принципа коэволюции человека и его окружающей среды .

Ноосферное знание опирается на новую картину мира, обозначаемую как системная, теоретическим базисом которой является эволюционно-синергетическая парадигма . Говоря современным языком, ноосферный подход В.И.Вернадского – это описание процессов самоорганизации, объединенных единой глобальной динамикой. Ноосфера рассматривается как естественный процесс, осуществляемый с участием сознания, «слияние» философских и научных вопросов, познание – как проявление духовной личности человека. Во всем этом отчетливо выражены характерные параметры современной эволюционно-синергетической парадигмы естествознания, которая позволила сформировать новую картину мира, принципиально отличающуюся от старой, и человек рассматривается в ней как цельная информационно-энергобиологическая система с позиции синергетических аспектов и самоорганизации. Эволюционно-синергетический подход распространяется не только на область природной, но и социальной реальности (социосинергетика), на когнитивную сферу.

В соответствии с синергетическим видением человек сложнее социальной группы или общества, ибо его нелинейность (сложность) выше. Высокая нелинейность и целостность человеческой индивидуальности воплощается в свободной человеческой деятельности. Человек является элементом общества, и, преобразуя социальную среду на уровне ее элемента – личности, он способен изменить свойства общества. Согласно синергетике, процесс управления – это механизм не пассивного приспособления к среде, а активного воздействия на окружающие условия. В процессе взаимодействия с внешней средой живые системы не только повышают уровень своей организации, но и оказывают на среду как организующее, так и дезорганизующее влияние, активно участвуют в грандиозной перестройке земной коры, о чем свидетельствовал основоположник ноосферной картины мира В.И.Вернадский .

В синергетике, предметом исследования является самоорганизация в когнитивной сфере. Г.Хакеном был предложен синергетический подход к процессу распознавания образа – фундаментальный подход в формировании когнитивных карт. В когнитивной психологии сегодня принята идея о том, что когнитивная система человека есть внутренне-внешняя сеть, где некоторые из элементов представлены или хранятся внутри психики (мозга), а некоторые во внешней среде [10]. Синергетику современные ученые называют синергетикой процессов конструирования человеком его окружающей среды на основе общих законов самоорганизации космоса.

Применение принципов самоорганизации к биологическим, психологическим и социологическим явлениям основано на фундаментальной гомологии, на родстве самоорганизующейся динамики многих уровней. С этой точки зрения человек живет одновременно на большем числе уровней, чем другие формы жизни, появившиеся в биосфере в начале эволюции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции, так как в сознании ноосферы проявляется космическое предназначение человечества как структурообразующей силы, влияющей на эволюцию планеты и космоса.

Выдающийся российский философ В.В.Налимов, исследуя психическое бессознательное, определил, что человек обладает способностью к эволюции, которая выражается возможностью делать выбор в критической ситуации согласно личностному предпочтению . Это означает, что от предпочтения в выборе той или иной идеологии на пути развития общества зависит, будет ли эволюция планеты Земля прогрессивной.

В этой связи в теории психологической науки в новом свете представляется проблема психологического познания человека, понимание его как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения внутренних причин его индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами Вселенной. Таким образом, очевидна необходимость создания общей психологической концепции, учитывающей специфику потребностей человечества, как системы, и его конкретных составляющих (человек, социум), как подсистем, в свете процесса формирования ноосферы.

Основываясь на этой концепции, возможно анализировать механизмы человеческого поведения с точки зрения духовно-культурных задач популяции, на решение которых они были направлены в филогенезе, а также с точки зрения поиска собственной функции устойчивого способа выполнения задачи, задаваемой человеку его врожденной нравственностью. Подобная формализация эволюционных процессов позволяет объяснить такие явления, как обусловленность психического развития духовно-нравственными задачами и социальными аспектами жизнедеятельности, а также развитие функциональной специализации членов популяции и наследование специальных признаков, направленность эволюции и социальных процессов.

 

3.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НООСФЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Нам представляется, что современная психология XXI века, должна стать наукой о роли человека в эволюционных процессах Вселенной. Она формируется на базе современного естествознания и космизма, должна широко охватывать и объяснять как феномены многогранного поведения человека, так и механизмы и закономерности его психического развития, дать человеку экзистенциальное истинное видение смысла бытия.

Представляемое нами новое научное направление – Ноосферная психология, изучает целостное развитие личности на базе современных достижений в методах познания индивидуальной психики и ее возможностей. Это направление интегрирует различные области современного естествознания: генетики, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики. Ноосферная психология исследует общественно-историческую природу психического развития человека и сопряженность эволюции каждой личности с биосферно-космической эволюцией.

Таким образом, вводя в контекст психологического знания категорию «ноосфера», мы впервые приближаемся к истинному предмету психологии – концепции, обобщающей и объясняющей цели и механизмы психофизических изменений личности и отражающей взаимосвязь эволюции человечества и биосферы как закономерного звена биосферно-космической эволюции.

Если психоанализ – это психология подсознания, идентифицируемого с человеческой сутью, бихевиоризм – психология характера, способа действовать, принимаемого за человеческую суть, гуманистическая психология – психология личности, самости как самоцели человека, то ноосферная психология – это, наконец, нравственная психология, психология человека, поскольку в ней психологические орудия даны в соотношении с тем, чему они призваны служить, это психология рождения собственной личности. Эту  психологию можно определить как психологию устойчивого ноосферного развития целостной личности, психологию духовного человека, определяющей его место в едином психофизическом пространстве.

Концепция психологии ноосферного развития – психологии нового поколения,  сопрягает свои знания с ноосферным знанием и ставит своей целью формирование устойчивого позитивного мышления личности в условиях кризисного состояния общества, развитие способности адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовать на практике новые идеи, отвечающие требованиям устойчивого (ноосферного) развития общества.

В рамках этой концепции разработана общая теория – Интегративная теория личности, рассматривающая процесс устойчивого развития личности в свете глобального эволюционного процесса. Интегративная теория личности основана на идеях о ноосфере В.И. Вернадского и обобщает на основе понятия психодуховного развития личности семь ранее принятых, базовых для психологии, теорий личности (психодинамическую теорию З.Фрейда, аналитическую теорию К.Юнга, гуманистическую К.Роджерса и К.Маслоу, когнитивную теорию Дж.Келли,  деятельностную А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, поведенческую теорию Дж.Уотсона и А.Бандуры, диспозициональную теорию Г.Айзенка, Г.Оллпорта и В.Д.Небылицина). В создании нашей теории нами использованы принципы дифференциальной психологии А.В.Либина, теории семантического пространства Н.Налимова, психосинтеза  Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа.

Основными понятиями Интегративной теории личности являются: духовность, самореализация, психологическая устойчивость, интегрированная личность, интегрированный потенциал личности, функция интегрированного потенциала личности – предназначение, персональный стиль жизни, психологическая модель ноосферных процессов.

Основная идея ноосферного подхода заключается в том, что эволюция человечества и преображение природных качеств человека духовностью выступают в единстве как прямая и обратная связи. И только в логике их решения можно дать целостное психологическое понятие устойчивого развития общества и личности.

Главным ресурсом общества является уровень его духовного развития, который определяет устойчивость жизненного пути отдельного человека и человечества в целом. Духовность является важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения. С категорией духовности в отечественной психологии соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Такой подход позволяет вскрыть тройную детерминацию процесса развития личности: средой развития, наследственностью и духовностью. Под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется превращение предназначения личности в ее духовность.

Основоположник комплексной аналитической психологии К.Г.Юнг считал, что «личность никогда не может развернуться, если человек не выберет сознательно свой собственный путь». Выбрать этот путь «и, таким образом, вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой», по мнению К.Г.Юнга, человека побуждает предназначение . Юнг вскрыл бессознательные корни фашистского психоза и тем самым доказал, что единственной альтернативой массовым политическим и национальным психозам современности, столь часто переходящим в военную угрозу, является развитие индивидуальности, а главная задача человеческой жизни, ее смысл – в его предназначении. В гуманистической психологии считается, что самосовершенствование является основной темой, которую нельзя выявить, изучая только психические нарушения. Изучать следует в этом случае предназначение. И оно рассматривается как потребность в самоактуализации, как желание человека стать тем, кем он может стать. Этот процесс носит общий характер и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности.

В ноосферной психологии новое и специфическое значение приобретает такой компонент психологического знания как предназначение личности. Этот аспект сопряжен с понятием целостной личности, способной не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески ее преобразовывать в целесообразные изменения окружающего мира в соответствии с высшими целями, в соответствии с культурными и духовными ценностями.

Рассмотрение человеческой психики, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, поведения как открытых динамических систем позволяет выделить функции, по которым происходит изменение состояний, и параметры,  которыми задаются эти функции. Мы рассматриваем личность как саморазвивающуюся эволюционную систему, как целостную индивидуальность – носитель интегральной функции человека. В функциональном аспекте целостной индивидуальности присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности – предназначение. На основании системного подхода и принципа фундаментальной гомологии нами разработана типологическая систематизация, базирующаяся на функции интегрированного потенциала и представленная 20-ю психотипами. В своем исследовании мы стремились диапазон человеческих различий включить в конечную систему в психологическом определении и гипотетически представили ее как «психотипический алфавит» из 20-ти «букв» по гомологии с 20-ю аминокислотами, выполняющими определенную функцию в организме, сведя таким образом психологические различия личностей в гомологическое соответствие с генетической природой человека.

На базе этой систематизации по аналогии с периодической таблицей Менделеева разработана Периодическая систематизация психотипических морфоструктур, представленная таблицей, где порядковый номер определяет уровень эволюции психотипа. Эволюция элементов таблицы Периодическая систематизация психотипических морфоструктур обусловлена тем, что психотипы расположены в порядке возрастания информативности, следовательно, активности конструктивных бессознательных процессов, что выражено наличием в типологическом пространстве динамических конструктивных семантических мыслеобразов (свернутой информации образа потребного будущего). Эти структурирующие мыслеобразы обусловливают негэнтропийность психических процессов трансформации внешней информации во внутреннюю и обеспечивают информационный гомеостаз, определяющий гомеостаз на вещественном и энергетическом уровне.

Поскольку интегративные модели признаются наиболее перспективными в развитии теоретической и практической психологии XXI века, предлагается психологическая Модель ноосферных процессов, где показано каким образом, информационное поле – пространство ноосферы, наполняется опытом человечества, которое, в свою очередь, управляет будущностью, процессами эволюции биосферы посредством гармонических резонансов (синхронности).

Мы считаем, что в ходе эволюции биологическая генетическая форма фиксации видового опыта является менее продуктивной, чем внешняя транскультурная форма. Ноосфера, как специфическая надындивидуальная система информации, обеспечивает накопление, хранение, передачу существенно важной, программирующей поведение индивида, информации от поколения к поколению (вертикальный обмен), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен). Таким образом, в обществе, наряду и вместе с генетическим наследованием, вступает в силу транскультурное наследование. Объектом этого наследования является, прежде всего, социальная информация, запечатленная в документальной памяти (книги, архивы). Кроме социально наследуемой информации определенную часть запаса индивидуальной информации составляет прижизненная информация, полученная в результате взаимодействия с окружающим миром. Культурное наследование выражается в художественно-образной (произведения литературы, искусства) и в устной форме. Духовное наследование, ценности, которые мы предлагаем рассматривать как наиважнейший объект наследования, – это религия, нормы нравственности, наследуемые на бессознательном уровне как врожденная нравственность.

Информация о работе Глобальные проблемы