Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:12, контрольная работа
Сущность глобальных проблем современности. В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.
Введение……………………………………………………………………………......................................2
1. Понятие глобальных проблем современности………………………………………………..3
2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования……………………………………………………………………………………………5
2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5
2.3Формирование субъективного отношения к природе как система………………………………………………………………………………………………………8
2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза………………………………………………………………………………………………9
3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11
3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11
3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………........................23
Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.
Механизмом обработки социальных психологических релизеров является
эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.
Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала,
является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.
Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.
Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом,
определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения:
а)использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо“полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы;
б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование;
в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части;
г)неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.
психологическими релизерами практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.
Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные, поведенческие,морфологические, физиологические и геофизические (механические).
Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.
2.3 Формирование субъективного отношения к природе как система
Система психологических релизеров имеет иерархическую структуру.Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.
К трансканальным механизмам обработки психологических релизеров
относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): “эффект первичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологические установки личности.
Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий возникнуть такому сложному и многоаспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к “природе в целом”.
Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является предсуществующим условием, определяющим дальнейшее формирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе — многоэтапный, цикличный процесс.
Характер формирующейся модальности по оси “прагматическая —непрагматическая” определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси “объектная — субъектная” определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.
Процесс формирования субъективного отношения к природе носится системный характер, обладающий рядом специфических признаков.
2.4 Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза
Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам:
а) психологическая “противопоставленность — включенность”
б) “объектно — субъектное” восприятие природы
в) “прагматический — непрагматический” характер взаимодействия.
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.
Антропоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”,
как “архаическое сознание античное сознание христианство картезианство”.
Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми
точками”, как “инвайроментальный консерватизм русский космизм учение о ноосфере, экологизм универсальная этика, биоцентризм”.
Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны
иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности.
Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен
поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Структурные особенности отношения к природе в различных группах
при низком уровне развития субъективное отношение к природе характеризуется объектно-прагматической модальностью и низкой интенсивностью с низкой когерентностью компонентов, в структуре которой доминирует перцептивно-аффективный компонент.
При высоком уровне развития субъективное отношение к природе характеризуется субъектно-непрагматической модальностью и высокой интенсивностью с высокой когерентностью компонентов, в структуре которой доминирует практический компонент.
По сравнению со школьниками, студенты-биологи имеют большую интенсивность отношения к природе. Студенты-“небиологи” не превосходят
школьников ни по одному компоненту интенсивности отношения к природе, особенно уступая им по уровню развития когнитивного.
В среднем интенсивность отношения к природе у учителей не достигает среднего уровня его интенсивности у школьников, при этом интенсивность
отношения у учителей биологии равна интенсивности данного отношения у учителей других специальностей.
Для многих учителей характерно явление “педаго-гического блефа” —рассогласование между относительно низкими уровнями показателей перцептивно-аффективного, когнитивного и практического компонентов отношения к природе, с одной стороны, и относительно высоким показателем поступочного — с другой.
Блок психодиагностических методик, разработанный в экологической
психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сложившегося у личности.
В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания.
Затем информация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.
Экологическая психопедагогика — это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования.
3. Психология и культура ноосферного мышления
Психология как наука уникальна, поскольку и объект, и субъект познания в ней - это человек. Познавая себя, человек может измениться, развивать и созидать свою личность. Новое направление – ноосферная психология, изучающая целостное развитие личности, представляет современные достижения в методах познания индивидуальной психики и её возможностей. Это направление интегрирует различные области современного естествознания: генетики, космологии, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики. Ноосферная психология исследует общественно-историческую природу психического развития человека и сопряженность эволюции каждой личности с биосферно-космической эволюцией.
3.1 НООСФЕРНОЕ ЗНАНИЕ – НАУЧНАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В современной науке концепция ноосферы в основном рассматривается в контексте обсуждения экологических проблем, в частности, в связи с программой устойчивого развития общества. Устойчиво развивающееся общество – это общество, способное гармонично строить отношения «человек – общество – природа» и достигшее понимания (коллективного осознания) необходимости коэволюционного, по выражению Н.Н.Моисеева, соразвития общества и природы .Целью исторического развития общества является его устойчивое развитие как хронологически целостный процесс жизни. Движущей силой исторического развития общества являются люди, способные генерировать и воплощать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей не только текущего времени, но и будущего . Если обществу удается определить спектры целей развития каждой личности, то необычайно возрастает роль и ответственность человека в выборе наиболее благоприятных сценариев развития. Именно в этом плане мы можем говорить о человеческой особенности коэволюционных процессов.
Стратегии выживания человечества соотносят с этапами становления ноосферы. Выделяют стадии информационного, экологического, космического общества как фазы ноосферогенеза . Формирование единого информационного и единого экологического пространства уже стало реальностью, и на этом основании в обществе реализуются новые социальные взаимодействия, а в системе знаний интерес к феномену информации и экологии трудно переоценить.
Главная характеристика информационного этапа развития общества – интегрирование разных областей знания. В этом заключается основное достижение современного естествознания, в котором возникают новые синтезы знания, изменяющие структуру науки. Междисциплинарные исследования позволяют формировать целостный, трансдисциплинарный, взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан для адекватного понимания глобальных проблем и способов их решения. Таким образом, реальность, в которой преобладают нелинейные процессы, неустойчивые саморазвивающиеся системы, реальность, в которой действуют эффекты когерентности, синхронистичности, синергийности, коэволюции, открывается только подготовленному, соучаствующему общественному сознанию .
Без знания целостной картины мира невозможно формирование личности, способной самостоятельно проявлять свои интересы, в максимальной форме реализовывать их, саморазвиваться и самоопределяться. Современная картина мира – это продукт творческого духовного развития человечества, в ней обнаруживаются значительный воспитательный и образовательный моменты, так как идеи универсального понимания мира вмещаются в представления о современной картине мира. В современном культурном процессе развития науки различимы два противоположных движения: постмодернизм, направленный на радикальное разрушение знаний, верований, мировоззрений, и холизм, экологизм, направленный на воссоединение, примирение, обретение через самосознание и экологический способ действия гармонии как способа бытия человека в мире; наука соучаствует в этом движении в такой форме, как ноосферное знание .
Основанная на ноосферном знании картина мира наиболее полно отвечает формам современного бытия человека, позволяет изучать параметры динамики развития человеческой цивилизации. Ноосферное знание – это условное обозначение интегративных тенденций в современной науке, проявившихся на основе отношения к общей проблеме, к проблеме «человек – природа». Начало этой новой форме знания положено ноосферной концепцией В.И.Вернадского, в которой последовательно эволюционные процессы рассматриваются как коэволюционные, т.е. как совместная эволюция системы и ее среды.
Предметом исследования ноосферной концепции В.И.Вернадского стало развитие, направляемое разумом. Ноосфера трактуется им как царство разума и, одновременно, как новое геологическое явление на планете, – это биосфера, преобразованная научной мыслью. При этом наука рассматривается В.И.Вернадским не только как собрание фактов, ограничиваемое ее инструментальными функциями, а как наиболее мощное и важное духовное движение. Идея ноосферы связывается у В.И.Вернадского с моральным обликом людей, нравственным началом цивилизации.
Формирование ноосферы понимается как естественный процесс, но в то же время, и как культурный процесс, связанный с проявлением личностного начала на уровне индивида и в обществе в целом. Биосфера сама себя трансформирует, используя человеческое сознание, но личность создает ноосферу не только как сферу проявления мысли, но и как область человеческой культуры. В.И.Вернадский отмечал, что XX век – это время интенсивной перестройки нашего научного миросозерцания, глубокого изменения картины мира, означающего глубокий поворот в нас самих и окружающего, в искании смысла бытия .
В этот период, именно идеальное в человеке выступает мощным средством преобразования действительности. В процессе теоретической и практической деятельности оно приобретает у человека относительную самостоятельность, становится активным началом жизнедеятельности. Человек не только преобразует природу, но и создает культуру (орудия труда, искусство, религию, нравственность). В системе культуры складывается богатство нематериальных ценностей, которые личность присваивает в ходе своего развития.