Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:12, контрольная работа
Сущность глобальных проблем современности. В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.
Введение……………………………………………………………………………......................................2
1. Понятие глобальных проблем современности………………………………………………..3
2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования……………………………………………………………………………………………5
2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5
2.3Формирование субъективного отношения к природе как система………………………………………………………………………………………………………8
2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза………………………………………………………………………………………………9
3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11
3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11
3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………........................23
Тема: Психология глобальных проблем современности
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие глобальных проблем современности……………………………………………
2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования………………………………………………
2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5
2.3Формирование субъективного отношения к природе как система……………………………………………………………
2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза…………………………………………………
3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11
3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11
3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться.
(А.Экзюпери)
Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно – технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу:
Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.
В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две системы:
1)Та, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь.
2)В том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле.
Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плыву по океану небытия, - прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию.
1. Понятие глобальных проблем современности
Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации:
- предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;
- преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;
- прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;
- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;
- предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.
Некоторые исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.д.
Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их «повсеместности» и тем больше не из «биологической природы человека».
Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи ,в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.
Глобальные проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
2. Экологическая психология: ее сущность и значение
В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в
научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей
исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.
В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание
технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение
механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования
Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное
отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность.
Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются
модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический,
субъектно-непрагматический. В соответствии со сферами проявления
отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
На основе параметров модальности и интенсивности в экологической
психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.
2.2 Проблема субъектного восприятия мира природы
Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.
В субъектном восприятии выделяются три аспекта:
а) гносеологический
б) установочный
в) функциональный
При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли
нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.
При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли
воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.
При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли
нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.
Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться
воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики.
б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.
Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации,
Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.
Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.
Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе
играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.
В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические
релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и
поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных,
обонятельно -вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических
релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе
эмоциональная оценка.
Результатом действия механизмов перцептивного канала является
влечение личности к природным объектам.
В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному
объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров 2) экологических фактов.
Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.
Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала— это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.