Глобальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Сущность глобальных проблем современности. В экологической психологии существуют четыре основных направления
исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......................................2
1. Понятие глобальных проблем современности………………………………………………..3
2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4
2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования……………………………………………………………………………………………5
2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5
2.3Формирование субъективного отношения к природе как система………………………………………………………………………………………………………8
2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза………………………………………………………………………………………………9
3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11
3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11
3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………........................23

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать)


Тема: Психология глобальных проблем современности

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………......................................2

 

1.      Понятие глобальных проблем современности………………………………………………..3

 

2.Экологическая психология: ее сущность и значение…………………………………………4

 

2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования……………………………………………………………………………………………5

 

2.2Проблема субъектного восприятия мира природы…………………………..5

 

2.3Формирование субъективного отношения к природе как система………………………………………………………………………………………………………8

 

2.4Развитие общественного экологического сознания в процессе     социогенеза………………………………………………………………………………………………9

 

3.Психология и культура ноосферного мышления……………………………………………..11

 

3.1Ноосферное знание – научная база современной психологии……….11

 

3.2 теоретические основы ноосферной психологии……………………………..16

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22

 

Список использованной литературы……………………………………………........................23

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться.
(А.Экзюпери)

 

Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно – технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу:

Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.

В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две системы:

1)Та, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь.

2)В том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле.

Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плыву по океану небытия, - прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию.  

 

 

 

1. Понятие глобальных проблем современности

 

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации:

- предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;

- преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;

- прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;

- предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.

Некоторые исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.д.

        Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их «повсеместности» и тем больше не из «биологической природы человека».

     Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи ,в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Глобальные проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

 

2. Экологическая психология: ее сущность и значение

 

        В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в

научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. Предметом  исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

       Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей

исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.

       В экологической психологии существуют четыре основных направления

исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур —экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

       Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание

технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение

механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

 

2.1 Отношение к природе как предмет психологического исследования

 

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное

отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

       Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность.

       Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются

модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

       Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический,

субъектно-непрагматический. В соответствии со сферами проявления

отношения выделяются четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

      На основе параметров модальности и интенсивности в экологической

психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

 

2.2 Проблема субъектного восприятия мира природы

 

  Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта:

а) гносеологический

б) установочный

в) функциональный

При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли

нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.

При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли

воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.

При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли

нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться

воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики.

б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации,персонификации и субъектификации.

Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.

Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе

играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические

релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и

поведенческие (витальные).

       Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных,

обонятельно -вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.

       Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических

релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе

эмоциональная оценка.

       Результатом действия механизмов перцептивного канала является

влечение личности к природным объектам.

       В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному

объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров 2) экологических фактов.

Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала— это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Информация о работе Глобальные проблемы