Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:19, реферат
Фредерик С. Перлз начал заниматься гештальттерапией около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З.Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований.
полезные ссылкиновости
библиотека »
Гештальт-терапия (часть 2)
III глава
Гештальттерапия. От метода к техникам
Вступление
Парадоксально, что гештальттерапия опознается некоторой частью общества, как профессионалами, так и неспециалистами, по некоторым техникам, которые не являются специфическими для гештальт-метода, а иногда даже совсем не согласующимися и вообще мало или совсем не употребляемыми современными гештальттерапевтами. Например, техника диалога с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими различных персонажей из жизни субъекта, в сущности, представляет из себя технику, заимствованную Перлзом в конце его жизни из психодрамы Морено.
Техники являются приемами, позволяющими реализовывать фундаментальный метод. В некоторых случаях техники, появляющиеся в других подходах, могут найти свое место в "Ящике для инструментов" (употребляя выражение М.Фуко) гештальттерапевта, лишь бы они были совместимы с методом и приспособлены к происходящему опыту. Напомним, что гештальт метод организован вокруг работы по осознанию ("awareness") явлений, которые происходят на границе контакта, чтобы способность осуществлять творческое приспособление при контакте с окружающей средой могла восстановиться.
Создание контекста
Будь это диадические
или групповые отношения, ситуация
определяется прежде всего установлением
терапевтического контекста: рамки, условия
встреч, частота и продолжительность
сеансов, гонорары и т.д. Все эти
условия контекста могут на самом
деле рассматриваться как
В действительности, формы, в
которые терапия может
Экспериментирование
Экспериментирование, являясь сердцевиной метода, создает своеобразие гештальтистского способа работы.
В ходе терапии субъекту предлагается
не ограничиваться рассказом, а превратить
свои слова в действия, развертывающиеся
в "здесь-и-теперь" ситуации. Это
экспериментирование является своего
рода структурой, навязанной терапевтом.
Оно имеет смысл, только если оно
полностью соотносится с
Эти эксперименты могут быть разного порядка, например:
а) Эксперимент может быть сфокусирован на росте осознаваемого, на "awareness", когда терапевт предлагает, например, осознать свое дыхание или ту или иную часть тела.
б) Эксперимент может позволить исследовать тему, изложенную клиентом в скрытой форме, например, когда терапевт предлагает привести в действие метафору, которую он только что употребил ("Я чувствую, что грудь моя в тисках!" "Он возбуждает во мне желание обращаться с ним как с собакой").
Это исследование может пройти через усиление и акцентирование употребленных слов и жестов ("Не можете ли Вы попытаться повторить это, усиливая жест, который Вы едва уловимо делаете?") В экспериментировании могут быть обнаружены модельные условия, позволяющие получить информацию "о том, что произойдет" в определенных ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии. Тогда привлекаются некоторые формы проекции, чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным.
Экспериментирование также предоставляет возможности для исследования разных типов границ собственного "Я" и контакта: пределы проявления себя, границы самовыражения, привычек, пороги ощущений и телесных движений, ценностей и т.д.
Здесь и теперь
Если существует понятие,
которое ассоциируется с
Если экспериментирование
может открыть доступ к некоторым
решениям и к осуществлению творческих
контактов, то только в настоящем
это сможет произойти. Незавершенные
ситуации прошлого, если они могут
найти завершение в настоящем, конечно,
не встретят ни адекватных партнеров,
ни соответствующих временных
Именно на этом основании Перлз мог сказать, что "ничего не существует кроме настоящего"; зная, что это настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Таким образом, не всегда необходимо совершать возвращения в прошлое, потому что оно здесь, заключенное в опыте, который происходит на наших глазах.
Работа со сновидениями
Благодаря его подходу
к снам для Перлза пробил час славы
в его последние калифорнийские
годы жизни. Он рассматривал тогда различные
элементы сна как проекцию отдельных
частей личности человека, видящего сон.
Речь шла об обнаружении "экзистенциального
послания", с которым спящий обращается
к самому себе, например, через импровизированные
диалоги между различными элементами
сна, как одушевленными, так и
неодушевленными. Для этого субъекту
предлагалось последовательно
Часто можно было упрекнуть Перлза за театральный и поверхностный характер этого взгляда на сны, который прерывает, контакт субъекта с внешним миром вообще и психотерапевтом в частности в угоду центрации на внутрипсихическом. Именно по этой причине, в соответствии с работами Пола Гудмена, Изидор Фром предложил другой подход к работе со снами.
Сон рассматривается в его контексте, который, в свою очередь, является контекстом терапии; подчеркивается тот факт, что личный сон рассказан данному терапевту в этот данный момент терапии. Рассказать сон своему терапевту это значит поведать ему что-то такое, чего сам клиент не знает и не сумел бы ему рассказать по другому.
Содержание сна тогда
рассматривается как бы построенное
в основном из ретрофлексивного материала
и в особенности из ретрофлексии,
возникших в течение
Терапевт уделяет особое внимание снам, которые снились ночью, следующей за сеансом. Но сон может быть также "построен" ночью, предшествующей сеансу, как какого-то рода подготовка к будущему сеансу.
Сон находит, таким образом, благодаря Изидору Фрому свое место среди средств, дающих возможность работы с явлениями границы, контакта и нарушениями функций границы.
Телесная работа
Гештальттерапию иногда относят к "эмоциональным", "психотелесным" терапиям, или если сказать более современно - к "соматотерапиям". Если действительно признавать, что телесные и эмоциональные проявления опыта субъекта почти всегда присутствуют в терапевтическом процессе, предлагаемом гештальттерапией, это не обязательно потому, что гештальттерапия хочет считать себя телесной терапией или для того, чтобы следовать моде дня.
Все объясняется гораздо проще: гештальт-терапевт старается подойти к опыту пациента во всей его целостности. Итак, это значит, что терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные измерения, также как познавательные, интеллектуальные, поведенческие, сновидные, связанные с воображением, экспрессивные и другие характеристики пациента, с которыми терапевт работает, и что он может пользоваться этими измерениями, чтобы войти в контакт с пациентом.
Но это также значит,
что терапевт не разделяет то, что
наш язык научил нас разделять: например,
что "тело" - это одно, а "ум"
- это другое. "Тело" или "эмоция"
представляют из себя частные модальности
опыта человека. При патологических
процессах эти модальности
Заключение.
Если некоторые, ссылаясь
на гештальттерапию, продолжают распространять
какие-то ложные представления, связанные,
по крайней мере, с сомнительной
практикой, верно также и то, что
с тех пор как произошло
это возвращение к теории и
клинической практике, к начальным
положениям Пола Гудмена и Фредерика
Перлза, гештальттерапию начинают принимать
всерьез профессионалы из психологического,
психиатрического мира и вообще из
сферы гуманитарных наук, потому что
они понимают, что эта научная
дисциплина имеет под собой солидные
основания, основания теоретические,
основания практические, основания
методические, основания, непротиворечиво
связанные между собой. К тому
же очень удивительно
<<< Гештальт-терапия (часть 1)
Ж. М. Робин
комментарии (0)
предыдущие статьи
Гештальт-терапия (часть 1)
Кризисное вмешательство при потенциальном суициде
Синдром эмоционального выгорания
Психиатр, психотерапевт, психолог, невропатолог. Кто есть кто?
Клиент или кто должен проходить психотерапию (глава из книги Джея Хейли «Что такое психотерапия»)
П.Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи"
П.Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи"
П.Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи"
П.Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи"
Сайт сделан в Olta-Design
Продвижение сайта - PromoSiter © 2007-2008 Консультация психолога и помощь психотерапевта в Вашем психологическом кабинете "Линия жизни"
Копирование материалов с сайта возможно только с письменного согласия авторов.