Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:19, реферат
Фредерик С. Перлз начал заниматься гештальттерапией около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З.Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований.
Личность с нарушенной
нервной системой, находящаяся в
затруднительном положении, или "невротическая
личность" - это человек, который,
невидимому, утратил способность
к построению и разрушению гештальтов.
Тогда этот танец, это постоянное
колебание, этот процесс построения
- разрушения сдерживается, в особенности
неподвижными, фиксированными состояниями.
Рассмотрим немного детали этой эволюции,
этого построения - разрушения гештальтов,
что бы быть более конкретными, а
также чтобы ознакомиться со средством,
которое будет постоянно
Последовательность контакта.
Предконтакт.
Первая фаза называется предконтактом.
В этой фазе заключено то, что
составляет фон, задний план, это главным
образом тело и именно в теле начинает
возникать ощущение. Это ощущение
является признаком наиболее актуальной
потребности организма, которая
развивается в данный момент. Я
употребляю здесь термин "потребность"
в очень широком смысле, т.е. потребность,
импульс, аппетит, желание, незавершенная
ситуация, то, что составляет суть "зерно"
ситуации, "оно" ситуации. Следовательно,
гештальт здесь отделится от фона,
чтобы начать образовываться и затем
"пойти на контакт" с окружающей
средой, приобретая все более и
более четкие контуры. Во время этой
фазы, фазы предварительной ориентации,
у людей могут возникать
Контактирование
В следующей фазе, которая называется контактированием, этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности.
В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора "да" или "нет". "Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет". Организм произведет выбор и отвержение среди ресурсов окружающей среды, чтобы удовлетворить "оно" ситуации.
Финальный контакт
Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт. В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект.
Субъект будет устанавливать с ним финальный контакт, полный контакт, в какой - то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.
В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным "Я" и "Ты" может появиться в какой-то момент "Мы". "Мы" любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.
Постконтакт
Последней является фаза, которая называется фазой постконтакта. В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего актуального.
Пример последовательности контакта
Возьмем пример, взятый из банальной ситуации терапии в группе. Предположим, что актуальной потребностью момента является для данного человека потребность в защите. В фазе предконтакта он чувствует, как плечи у него поднимаются, как голова уходит в плечи, взгляд его немного недоверчив, он ощущает еще ряд телесных признаков, чувствует психологический и эмоциональный климат, в котором понемногу и с помощью терапевта, вырисовывается фигура., называемая "потребность в защите". Эта уже проявленная потребность в защите пробудит возбуждение, прилив энергии, которая позволит человеку повернуться к окружающей среде, чтобы начать искать эту защиту, в которой он нуждается. Он приступит к идентификации и отвержению, т.е. он будет фиксировать, направлять свое внимание, манипулировать своим миром так, чтобы найти защиту, которой он добивается. В этом терапевтическом зале, например, торшеры не представляют ему защиту, он их оттолкнет и отбросит, кресла не предоставят ему защиту; напротив, другой человек, который возможно проявляет себя своим теплым взглядом, может его заинтересовать в качестве субъекте, способного дать ему то, что он ищет. "Выбирать и отбрасывать", вот суть этой фазы контактирования, когда человек целиком повернут к окружающей среде. К тому же в этой фазе больше всего эмоций, так как человек переходит от центрации на самого себя к центрации на ресурсы окружающей среды. Это столкновение, если можно так сказать, между ресурсами, находящимися в нем, и ресурсами окружающей среды, которое и вызывает то, что называют эмоцией: грусть, радость, гнев, ярость, страх и т.д.
Как только человек идентифицировал объект среди других объектов, которые он отбирал и отбрасывал, (это может быть и "Ты - объект", как в приведенном примере таковым объектом является человек), он будет иметь возможность финального контакта, т.е. полного удовлетворения проявленной потребности: потребности в защите.
Наступит момент, когда человек будет переживать полное единство между своей потребностью и ресурсом, выбранном в окружающей среде. Будет иметь место полный и завершенный гештальт. Авторы "Гештальт - терапии", говоря о финальном контакте, брали в качестве модели момент оргазма в сексуальном акте: нет больше меня, нет больше тебя, существует только момент слияния, когда понемногу развивающиеся желания захватили все поле, где другой также занимает все место, но где нет больше ни тебя, ни меня, потому что нет больше переживания границы, есть только Мы, временное Мы. После фазы финального контакта граница закрывается на этом прожитом опыте, человек будет усваивать этот полученный опыт, и в результате интеграции произойдет рост.
Но в терапии мы видим,
что в жизни большинство из
нас прерывают эту
Вернемся теперь к вопросу
об острой ситуации во время терапевтической
сессии. Терапевт пытается помочь пациенту
осознать прерывание контакта и вместе
с ним посмотреть, каким образом
это прерывание проявляется, что
и каким образом может
Self в гештальт-терапии
"Создатель" творческого
приспособления, это интегративное
измерение, объединяющего
"Self" в гештальттерапии
не рассматривается как
Последовательность построения
разрушения гештальтов или цикл контакта
- это способ описания "self"; способ,
который позволяет
Три функции Self
Функция "Оно" является
функцией, в наибольшей степени касающейся
проявления потребности: потребностей,
желаний, импульсов, аппетитов, неоконченных
ситуаций. Это в основном единственная
функция, проявляющаяся в теле ежеминутно,
и проявляется она через
Функция "Личность", напротив, более стабильна, так как в нее внесены, записаны индивидуальная история, прожитый опыт... Именно благодаря функции "Личность" я способен ответить на вопрос: "Кто ты?" Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь (Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт). Функция "Личность" выражает представление, не всегда осознанное, которое я имею о себе самом. Именно здесь фиксируется опыт в своем возможном словесном выражении.
Обе эти функции одновременно
или по отдельности будут вступать
в контакт с окружающим миром
через функцию "Эго", которая
будет совершать идентификации
и отвержения. Эти выборы будут
выражать, экстериоризировать, приводить
в действие функцию "Личность"
или функцию "Оно". Если, например,
через функцию "Оно" я определяю
какую-то необходимость, через функцию
"Эго" я буду входить в контакт
с окружающим миром, делать выбор, говоря:
"Это меня интересует, это меня
не интересует".Иногда происходит некоторое
соревнование между двумя функциями;
между функцией "Оно" и функцией
"Личность". Я приведу вам
один пример. Я люблю вспоминать
этот пример, потому что встретился
с ним в самом начале своей
карьеры и потому, что он показателен
по своей банальности. Это происходило
в одной терапевтической
На следующий день, во второй день занятий группы, получилось так, что в какой-то момент мне совершенно случайно довелось сесть недалеко от нее. И тогда она громко восклицает: "О, я боюсь, я боюсь, я боюсь...". После некоторого удивления с моей стороны я ее спрашиваю: "Если хотите, попробуйте не спеша прочувствовать, что происходит в вашем теле. Что вы сейчас чувствуете?". Тогда она начинает описывать мне некоторые ощущения: "Вот у меня влажные руки, мое дыхание вот такое, я чувствую напряжение в той, в другой части тела". Потом она вдруг прекращает свое описание и говорит мне; "Но то, что я вам рассказываю не имеет ничего общего со страхом!". Я пожимаю плечами: "Я не знаю ничего об этом". Я поддерживаю ее, и она мне говорит: "Да нет, это никак не связано со страхом".
Постепенно она начинает осознавать, что вот уже в течение 45 лет она живет с таким вот представлением о самой себе: "Я та, которая боится мужчин", не обращая внимания на то, что на самом деле происходило с ней, что заключалось в "оно" текущего момента. Актуальное "оно" могло привести ее совсем в другую сторону. С течением времени в ходе своей работы она смогла обнаружить, что этот момент ее опыта состоял гораздо больше из интереса, возбуждения, чем из страха, но что она жила с этой совершенно честной мыслью относительно себя, что она испытывает страх. С таким представлением, что ей было делать в повседневной жизни? Она могла налаживать контакты с людьми, только подчиняясь этому представлению, доказывая самой себе, что если она боится мужчин, то она имеет на это все основания. Эти контакты происходили плохо, она в какой-то степени создавала условия, подтверждающие ее представление о самой себе.
"Self" через функцию
"Эго" или то, что ее заменяет,
будет развивать, использовать
информацию, которая к ней поступает
от функции "Личность", в
данном случае неправильную, и
сделает плохой выбор и плохое
отвержение; эта женщина действует
согласно этому
Некоторые нарушения функции "Личность" могут быть очень тонкими. Если я, например, являюсь отцом семейства (это составляет часть моей идентичности, но осуществляется в определенном контексте), в отношении какого-то пациента или друга речь не может идти о том, чтобы я вел себя как отец семейства. Если же в этом другом контексте я веду себя как отец семейства, я проявляю нарушение функции "Личность", потому что я не пользуюсь функцией своей идентичности, которая адекватна ситуации, т.к. эта функция соответствовала бы другой ситуации - когда я нахожусь со своими детьми.