Гештальт-терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Фредерик С. Перлз начал заниматься гештальттерапией около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З.Фрейд, Ференци, О.Ранк, В.Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований.

Работа содержит 1 файл

Гештальт.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

 

Точно также, если я веду себя как психотерапевт со своими детьми, это тоже является нарушением функции "Личность", потому что дети ожидают  от меня того же, что определяется ситуацией: чтобы я вел себя как отец, а  не психотерапевт, т.е. чтобы через  функцию "Эго" я осуществил надлежащий выбор.

 

Различные нарушения "self" Функция "Личность"

 

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек  может иметь представления о  своем опыте, которые не соответствуют  реальности этого опыта. Это то, что  называют нарушением функции "Личность". Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь  вам как романист, вы вправе будете мне сказать; "Ах, да! Так какие  же произведения вы написали?" - "О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои  планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману". Это - нарушение функции "Личность", так как в данный момент я не романист.

 

Я провел свое детство в  уверенности, что я - ноль в математике (функция "Личность") до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра  я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в  моей игре; не заняться ли мне все  же математикой и посмотреть, что  это может дать, так как я  регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и  что в течение 15-16 лет я жил  с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение "быть нулем в математике" и объявлять себя "склонным к гуманитарным наукам". Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции "Личность". Каждое нарушение функции "Личность" будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции "Эго".

 

Невроз в некотором  роде будет проявляться через  нарушение функции "Личность", через искажение представления  о том, кто я. Ребенок, о котором  упоминалось выше, испытывающий страх  перед угрозами своего отца, создал в своей функции "Личность" представление о самом себе, согласно которому, "Я боюсь взрослого  и взрослый мне угрожает". Он будет  делать выбор, который выявит это  нарушение функции "Личность": он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При  неврозе будут встречаться нарушения  функции "Личность", которые будут  мешать полному функционированию в  модусе "Эго".

 

Функция "Оно"

 

Эта функция будет характерным  образом нарушена при психозе. При  неврозе мы можем потерять осознание  нашего актуального "оно": нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как  психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, "оно" данной ситуации.

 

Эти обе функции, функция "Оно" и функция "Личность", могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним  миром через функцию "Эго"? Как  может действовать функция "Эго", если ее "источники информации" нарушены? Функция "Эго" будет потеряна. "Потеряна" означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

 

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен  в своем контексте, возможно, был  хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является промахом, в собственном  смысле этого слова, т.е. он неправильно  адресован.

 

Работа психотерапевта в  этом случае будет состоять в том, чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как  именно при помощи этой способности  он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

 

Итак, рассмотрим немного  подробнее функцию "Эго", одну из форм функционирования "self". Эта  функция, которая позволяет "self" одновременно и выражать то, что  к ней идет от функции "Оно" и от функции "Личность" и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию  и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения гештальтов и  о той фазе, которая заключается  в переходе к идентификации и  отчуждению (фаза контактирования, в  частности); функция "Эго" является в ней активной формой "self".

 

Потери функции "Эго" и их последствия

 

Когда происходит потеря функционирования модуса "Эго", на это пустое место  стремятся разные явления, которые  по-своему являются феноменами границы  и контакта. Задача функции "Эго" - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса "Эго" должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

 

Слияние

 

При слиянии существует ситуация "неконтакта", "неграницы" и "неосознания": если говорить схематично, ничто не возникает, не существует различия между "Я" и "не-Я", нет различий между фигурой и фоном и  нет возникающей фигуры. Например, я нахожусь в состоянии слияния  с французским языком, я его  не отделяю от себя, когда говорю; когда я выражаю себя, то делаю  это именно на французском языке.

 

Это слияние можно рассматривать  как здоровое, так как я могу войти в контакт с французским  языком как с некоторым объектом и сказать себе: "Послушай! Я  употребил такое-то слово, это то самое слово, которое нужно?" В  этот самый момент язык становится отличным от меня объектом. У матери большое слияние с грудным  младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между "Я" и "не-Я" не очень различима. Слияние - это  базовый феномен, который может  обозначать "модус контакта" со всем тем, что не является фигурой  в поле в данный момент. Когда  слияние прерывает построение гештальта, не давая возникнуть фигуре в предконтакте, так что все остается в фоне (чтобы что-то возникло надо, чтобы  возникла граница, надо, чтобы объект и ощущение отделились, стали заметными), слияние препятствует выделению  фигуры и сопровождающему ее возбуждению.

 

Интроекция

 

Затем, когда начинает возникать  фигура, появляется возбуждение и  увеличивается энергия, чтобы дать организму возможность войти  в контакт с окружающей средой. Феномен границы, который может  прервать это движение при потере функции "Эго", - интроекция. Поскольку  эта модальность является феноменом  границы, ее суть состоит в том, чтобы  взять что-то из внешнего мира и ввести это внутрь. Прототипом интроекции на уровне витальных функций является способ питания: я беру что-то, что  является "не-Я" из внешнего мира, какой-то отличный от меня объект, я  ввожу его в организм, сначала  он становится "мой", а потом  постепенно при помощи жевания, пищеварения, усвоения он станет "Я - сам". "Удавшаяся" интроекция - это та, которая завершается  ассимиляцией; при "неудавшейся" интроекции поглощенный объект останется  чужеродным телом внутри организма (если я ем какой-то продукт, не прожевывая его, я найду его идентичным в  испражнениях, он не был мне полезен, а только засорил желудок).

 

Говорят о "неудавшейся", патологической интроекции, когда просто что-то заглатывается: идеи, мнения, " надо" и "нельзя", которые вызовут  у меня как бы тяжесть в желудке, которые будут определять мое  существование в мире на "своем  месте". Интроекция может быть средством  для того, чтобы прервать контакт  с внешним миром, когда субъект  теряет свою способность к идентификации  и отвержению, замещая свое собственное  желание желанием другого человека. Именно замена желанием другого своего желания, при котором возбуждение  становится слишком тревожащим, является одним из главных признаков феномена интроекции, сопровождающего потерю функции "Эго".

 

Если родитель говорит  ребенку: "Сделай то или не делай  этого", ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого  как замену своей собственной  воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: "в жизни надо делать то и не надо делать этого". В этом процессе важно не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного желания. Поскольку интроекция существует во всех видах человеческих отношений, то задача состоит в том, чтобы не потерять своей функции "Эго" в этих отношениях, своей способности осуществлять идентификацию и отвержение, чтобы продолжать осознавать эту способность.

 

Проекция

 

В процессе дальнейшего развертывания  цикла творческого приспособления, когда форма уже возникла и  появилось возбуждение, не прерванное интроецированием желаний другого, тогда может появиться другой вид потери способности совершать  идентификацию и отвержение: проекция. Этот другой феномен границы по своему направлению противоположен интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. При интроекции что-то принадлежало окружающей среде и субъект заставил это что-то перейти внутрь организма; при проекции он заставляет что-то, ему принадлежащее, перейти в  направлении окружающей среды. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в  особенности за свои эмоции и аффекты. Например, такой человек может  считать кого-то другого очень  встревоженным, очень беспокойным  или очень агрессивным, потому что  он не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.

 

В терапевтическом процессе первую очередь мы имеем дело с  проекцией аффектов, эмоций, или  в более широком смысле опыта, и трудность заключается в  необходимости для пациента восстановить этот аффект или эту эмоцию, которую  он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому. Содержание проекции часто является чем-то до этого интроецированным. Проекции, с которыми мы будем иметь дело в терапии, выявят, в частности, незавершенные ситуации пациента. Каким образом в настоящей ситуации субъект будет проецировать прежние ситуации, будет атрибутировать данной ситуации или присутствующим людям характеристики и эмоции, которые позволяют ему продолжать свои незавершенные ситуации, свои зафиксированные гештальты, свои поиски удовлетворения?

 

Ретрофлексия

 

Следующее явление, которое  может прервать построение - разрушение гештальта, - это ретрофлексия. Ретрофлексия - термин, возникший в гештальттерапии, тогда как проекция и интроекция - термины общие с другими научными дисциплинами.

 

Ретрофлексия обозначает опыт, который начинается как контакт  с окружающей средой, но который  возвращается к самому организму, т.е. субъект делает себе то, что предназначено  или было бы предназначено окружающей среде: вместо того чтобы нападать, например, он будет бить себя по руке; вместо того, чтобы укусить, он будет  грызть ногти и т.д. То, что называют психосоматическими болезнями, является обычно результатом ретрофлексии. Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении  их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто  бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретро флексии, субъект  убивает себя самого вместо того, чтобы  убить того, кто заставил его страдать. Мыслить - это тоже форма ретрофлексии: когда я думаю, я говорю с самим  собой, но являюсь ли я истинным адресатом  своих слов? Это может быть здоровая ретрофлексия в той мере, когда  она мне позволяет подготовиться  к действию или к общению, но если я только думаю и не говорю, то ретрофлексия парализует действие.

 

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что называется эготизмом. При эготизме субъект  поддерживает слишком непроницаемую  границу с окружающей средой. Само собой разумеется, что граница  никогда не является абсолютной. Эготизм  проявляется через торможение, через  удержание себя в момент, когда, чтобы  достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как  не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

 

Все эти модальности могут  быть как "здоровыми", так и "нездоровыми" модальностями контакта, в зависимости  от того, способствуют ли они контакту с окружающей средой или нет, гибки  или нет, являются они осознанными  или нет, ригидны они или нет, но главным образом, позволяют ли они осуществляться функции "Эго" или, напротив, они появляются, чтобы  заместить функцию "Эго". Если происходит потеря функции "Эго", то на ее месте появляется один из этих феноменов границы, чтобы "занять место": одновременно чтобы обозначить эту потерю функции "Эго" и также, чтобы ее создать или поддержать. Если "место занято", тогда функция "Эго" в процессе данного опыта  почти не может полноценно осуществляться.

 

Благодаря совокупности понятий, только что нами изложенных, можно  гораздо яснее представить цели психотерапии. Гештальттерапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать  контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые  в его контакте с окружающей средой. Это значит, что функция "Эго" должна быть здоровой, восстановленной, очищенной в какой-то степени  от того, что ей мешает действовать (то есть: от проекции, ретрофлексии, интроекции, слияния и т.д.) и гармонично связанной  с другими функциями в едином "self", что позволяет человеку быть спонтанным и вовлеченным в  ситуацию.

 

Психоанализ ставил перед  собой цель проводить анализ психики, гештальттерапия предлагает проводить  терапию Гештальта, иначе говоря, терапию способности субъекта формировать  гештальты и разрушать их, когда  они устаревают. Речь идет о том, чтобы обнаружить способность осуществить  весь цикл опыта полностью и, чтобы  это сделать, человек должен восстановить свои способности выбирать и отвергать, которые и позволят ему осуществить  творческое приспособление.

 

 

Гештальт-терапия (часть 2) >>>

главная

on-line консультация

библиотекао насотзывы

Информация о работе Гештальт-терапия