Гендерные особенности внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся 7
1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 7
1.2 Понятие и особенности внимания 19
2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся 24
2.1 Описание выборки методов исследования 24
2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного
внимания старших подростков 25
Заключение 29
Литература 31
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Генденрые особенности внимания.docx

— 77.30 Кб (Скачать)
fy">     В ходе эмпирического исследования по проблеме нашей работы были получены результаты, подтвердившие наше предположение  о том, что существуют гендерные различия произвольного внимания старших подростков.  
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 - Показатели скорости и точности переработки информации (мальчики) 

Имя Скорость Точность
1 Сережа 52,1 (средняя) 0,95 (средняя)
2 Саша 54,8 (хорошая) 0,98 (высокая)
3 Юзас 68,0 (хорошая) 0,97 (хорошая)
4 Миша 34,4 (слабая) 0,93 (средняя)
5 Женя 51,1 (средняя) 0,99 (высокая)
6 Рома 66,8 (хорошая) 0,98 (высокая)
7 Дима 68, 0 (хорошая) 0,99 (высокая)
8 Саша 68,0 (хорошая) 0,97 (хорошая)
 

     Таблица 2 - Показатели скорости и точности переработки информации (девочки) 

Имя Скорость Точность
1 Нина 57,1 (хорошая) 0,97 (хорошая)
2 Оля 51,0 (средняя) 0,97 (хорошая)
3 Настя 39,3 (слабая) 0,98 (высокая)
4 Даша 68,0 (хорошая) 0,95 (средняя)
5 Настя 55,2 (хорошая) 0,97 (хорошая)
6 Лера 49,4 (средняя) 0, 96 (хорошая)
7 Оксана 68,0 (хорошая) 0,96 (хорошая)
8 Оля 47,6 (средняя) 0,98 (высокая)
9 Лена 57,9 (хорошая) 0,99 (высокая)
10 Люба 57,5 (хорошая) 0,97 (хорошая)
11 Даша 40,9 (слабая) 0,98 (высокая)
Продолжение таблицы 2
12 Аня 35,4 (слабая) 0,94 (средняя)
13 Алена 53,2 (средняя) 0,98 (высокая)
14 Настя 47,2 (средняя) 0, 99 (высокая)
15 Женя 33,4 (слабая) 0,97 (хорошая)
16 Наташа 55,2 (хорошая) 0,99 (высокая)

       
 

      
 
 
 
 

     Диаграмма 1 – Скорость переработки информации 

     

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Диаграмма 3 – Точность переработки информации

 

     Заключение 

     Проведённое нами исследование позволило нам сделать следующие выводы. Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предпринимались многими исследователями (Р.Ангер, В.В.Абраменкова). В психологической науке существует ряд теорий, с разных точек зрения, объясняющих природу гендера: первая рассматривает гендер как стратификационную категорию, вторая теория предполагает изучение гендера как культурной метафоры, и третья определяет гендер как результат социального конструирования.

     Внимание  представляет собой психологический  феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной  стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании  внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться  как самостоятельное явление , поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

     С другой стороны, существуют разногласия  в том, к какому классу психических  явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это  познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей  и деятельностью человека, основываясь  на том, что любая деятельность не возможна без внимания.

     Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание  смысла психической деятельности в  тот или иной момент времени.

     В старших классах произвольное внимание достигает более высокого уровня развития. Старший подростковый возраст  характеризуется бурным развитием  внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками  старшего подростка.

     Эмпирическое  исследование показало, что  произвольное  внимания у девочек в старшем  подростковом возрасте развито выше, чем у мальчиков при одинаковой скорости переработки информации.

     Скорее  всего, это связано с тем, что  физиологические изменения у  мальчиков, наблюдаемые в возрасте 15-17 лет сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания, то у девочек эти изменения  происходят гораздо раньше и устойчивость к моторной деятельности, требующей  постоянного сосредоточения внимания у девочек гораздо выше, чем  у мальчиков.

     Таким образом, гендерные различия произвольного внимания у старших подростков существуют.

 

      Литература 

  1. Аверин В.А. психология детей и подростков: Учеб.пособие. 2-е изд., прераб. – СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2008.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2008.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  4. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: Речь, 2009.
  5. Введение в гендерные исследования/ под ред. В.Н.Жеребкиной.- Харьков, 2011.
  6. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций – М., 2011.
  7. Гапова Е. Гендерная проблематика  в антропологии//Введение в гендерные исследования Ч.1/ под ред. Н.А.Жеребекиной. Харьков, 2008.
  8. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005.
  9. Джеймс У.Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 2006 г. С.50-103
  10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2008.
  11. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии.- 2001.№2 с.47-56
  12. Крайг Г. Подростковый и юношеский возраст. Психология развития.- СПб., 2010.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Издательство Ун-та Российской академии образования, 1998.
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2002.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
  16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. с. 270-281
  17. Правник Д.Ю. Становление и развитие гендерных исследований в психологии.// Высшее образование сегодня.- 2007 №10.с.51-55.
  18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. И перераб. \ В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009.
  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Приложение 

     КТО БЫСТРЕЕ?

     Цель - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчинённых определённой, чётко осознаваемой цели.

     Время выполнения задания для старших  подростков до 30 минут.

     Учащимся  предлагается как можно быстрее  и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую – либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Затем учащиеся могут поменяться своими работами и проверить у друг друга точность выполнения задания, можно самому себе после проверки поставить отметку. При этом нужно поощрять успехи и стимулировать интерес.

     Для тренировки переключения и распределения  внимания задачу следует усложнить: предлагается зачеркнуть одну букву  вертикальной чертой, а другую  - горизонтальной. Со временем задание  можно усложнять. Например, одну букву  зачёркивать, другую подчёркивать, а  третью обводить кружком.

     КОРРЕКТУРА

     Ведущий пишет на листе бумаге несколько  предложений с пропуском и  перестановкой букв в некоторых  словах. Ученику разрешается прочесть текст только один раз, сразу исправляя  ошибки цветным карандашом. Затем  он передаёт лист второму ученику, который  исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах. 
 

Информация о работе Гендерные особенности внимания