Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Актуальность нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми.
Введение 3
1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся 7
1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 7
1.2 Понятие и особенности внимания 19
2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся 24
2.1 Описание выборки методов исследования 24
2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного
внимания старших подростков 25
Заключение 29
Литература 31
Приложение 33
Таблица
1 - Показатели скорости и точности переработки
информации (мальчики)
№ | Имя | Скорость | Точность |
1 | Сережа | 52,1 (средняя) | 0,95 (средняя) |
2 | Саша | 54,8 (хорошая) | 0,98 (высокая) |
3 | Юзас | 68,0 (хорошая) | 0,97 (хорошая) |
4 | Миша | 34,4 (слабая) | 0,93 (средняя) |
5 | Женя | 51,1 (средняя) | 0,99 (высокая) |
6 | Рома | 66,8 (хорошая) | 0,98 (высокая) |
7 | Дима | 68, 0 (хорошая) | 0,99 (высокая) |
8 | Саша | 68,0 (хорошая) | 0,97 (хорошая) |
Таблица
2 - Показатели скорости и точности переработки
информации (девочки)
№ | Имя | Скорость | Точность |
1 | Нина | 57,1 (хорошая) | 0,97 (хорошая) |
2 | Оля | 51,0 (средняя) | 0,97 (хорошая) |
3 | Настя | 39,3 (слабая) | 0,98 (высокая) |
4 | Даша | 68,0 (хорошая) | 0,95 (средняя) |
5 | Настя | 55,2 (хорошая) | 0,97 (хорошая) |
6 | Лера | 49,4 (средняя) | 0, 96 (хорошая) |
7 | Оксана | 68,0 (хорошая) | 0,96 (хорошая) |
8 | Оля | 47,6 (средняя) | 0,98 (высокая) |
9 | Лена | 57,9 (хорошая) | 0,99 (высокая) |
10 | Люба | 57,5 (хорошая) | 0,97 (хорошая) |
11 | Даша | 40,9 (слабая) | 0,98 (высокая) |
Продолжение таблицы 2 | |||
12 | Аня | 35,4 (слабая) | 0,94 (средняя) |
13 | Алена | 53,2 (средняя) | 0,98 (высокая) |
14 | Настя | 47,2 (средняя) | 0, 99 (высокая) |
15 | Женя | 33,4 (слабая) | 0,97 (хорошая) |
16 | Наташа | 55,2 (хорошая) | 0,99 (высокая) |
Диаграмма
1 – Скорость переработки информации
Диаграмма 3 – Точность переработки информации
Заключение
Проведённое нами исследование позволило нам сделать следующие выводы. Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предпринимались многими исследователями (Р.Ангер, В.В.Абраменкова). В психологической науке существует ряд теорий, с разных точек зрения, объясняющих природу гендера: первая рассматривает гендер как стратификационную категорию, вторая теория предполагает изучение гендера как культурной метафоры, и третья определяет гендер как результат социального конструирования.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление , поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.
С
другой стороны, существуют разногласия
в том, к какому классу психических
явлений следует отнести
Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.
В
старших классах произвольное внимание
достигает более высокого уровня
развития. Старший подростковый возраст
характеризуется бурным развитием
внутреннего внимания, т.е. внимания,
опосредованного внутренними
Эмпирическое исследование показало, что произвольное внимания у девочек в старшем подростковом возрасте развито выше, чем у мальчиков при одинаковой скорости переработки информации.
Скорее
всего, это связано с тем, что
физиологические изменения у
мальчиков, наблюдаемые в возрасте
15-17 лет сопровождаются повышенной
утомляемостью и
Таким образом, гендерные различия произвольного внимания у старших подростков существуют.
Литература
Приложение
КТО БЫСТРЕЕ?
Цель - выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчинённых определённой, чётко осознаваемой цели.
Время выполнения задания для старших подростков до 30 минут.
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую – либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Затем учащиеся могут поменяться своими работами и проверить у друг друга точность выполнения задания, можно самому себе после проверки поставить отметку. При этом нужно поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует усложнить: предлагается зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачёркивать, другую подчёркивать, а третью обводить кружком.
КОРРЕКТУРА
Ведущий
пишет на листе бумаге несколько
предложений с пропуском и
перестановкой букв в некоторых
словах. Ученику разрешается прочесть
текст только один раз, сразу исправляя
ошибки цветным карандашом. Затем
он передаёт лист второму ученику, который
исправляет оставленные ошибки карандашом
другого цвета. Возможно проведение
соревнований в парах.