Гендерные особенности внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся 7
1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 7
1.2 Понятие и особенности внимания 19
2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся 24
2.1 Описание выборки методов исследования 24
2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного
внимания старших подростков 25
Заключение 29
Литература 31
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Генденрые особенности внимания.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

     Супруги, разделяющие эгалитарные гендерные установки, в своей семейной жизни не придерживаются принципа дифференциации дел в зависимости от пола, а используют гибкий вариант распределения семейных обязанностей и принятия решений. Такие гендерные установки задают партнерскую модель семейных отношений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерные установки выступают в роли детерминант семейных межличностных отношений.

     Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я – концепцией личности, "участниками" (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющих: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст отношений и специфика их проявления раскрывается при соотнесении характеристик следующих личностных подструктур: "Я как индивидуальность – Я как представитель гендерной группы".

     Гендерный контекст самоотношения раскрывается через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Мнения, суждения и оценки окружающих людей относительно выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик, особенностей его поведения (как соответствующего или не соответствующего эталонам "мужское" и "женское") стимулируют рефлексию личности в направлении сравнения себя с эталонными моделями "настоящей" маскулинности и феминности. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять личность, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении). Таким образом, ориентируясь на степень выраженности у мужчин и женщин переживаний относительно полоспецифичности своих личностных характеристик и особенностей поведения, можно выделить два типа самоотношения: бесконфликтное (позитивное) и конфликтное (негативное).

     Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний.

     Предмет психологии гендерных отношений понимается как закономерности проявлений дифференциации ролей и иерархичности статусов субъектов отношений в сфере межполового взаимодействия. 

     1.2 Понятие и особенности  внимания 

     Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот  или иной объект, который в них  отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чём-то, что-то себе представляем или  воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и  мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

     «Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет своё специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия - воспринимания - и восприятия как образа предмета или явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» [15, с. 278].

     Поскольку внимание выражает взаимоотношение  субъекта и объекта, в нём наблюдается  и известная двусторонность; с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нём, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте в его отношении к объекту.

     Внимание  обычно феноменологически характеризуют  избирательной направленностью  сознания на определённый предмет, который  при этом осознаётся с особенной  ясностью и отчётливостью. Избирательная  направленность - центральный феномен во внимании. В высших формах внимания при этом выступает активность, спонтанность субъекта.

     Однако  при такой характеристике - феноменологически правильной - остаётся невыясненной как связь двух при этом рядоположно данных признаков внимания, так и вообще природа и источники его. Они должны быть раскрыты.

     Появление внимания в процессе восприятия означает, что человек не только слышит, но и слушает или даже вслушивается или прислушивается, не только видит, но и смотрит, всматривается, рассматривает, его восприятие превращается в оперирование данными и иногда их добывание  с определённой целью.

     Наличие внимания означает, таким образом, прежде всего изменение строения процесса, переход от видения к смотрению, к всматриванию, от восприятия к  наблюдению, от процесса к целенаправленной деятельности.

     В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного  внимания является то, что оно управляется  сознательной целью. Это вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют ещё волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это  решение, сознательно направляя  наше внимание даже на то, что нам  не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного  внимания является активное регулирование  протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

     «Источником произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами.  Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности» [15, с. 280].

     Процессы  намеренного обращения внимания могут протекать легко и без  помех. Такое внимание называют произвольным. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта  между выбранным объектом или  направлением деятельности и объектами  или тенденциями непроизвольного  внимания. Чувство напряжения –  характеристика процесса внимания данного  вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта  лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой – суть любых процессов волевого внимания.

     Волевой характер выжидательного внимания особенно про является в ситуациях решениях так называемых задач на бдительность.

     Особенно  важный вариант развития произвольного  внимания заключается в трансформации  волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчинённость намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.

     Основная  функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее  время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, подержание устойчивой избирательной активности.

     Характеристики  произвольного внимания:

     Целенаправленность  – определяется задачами, которые  человек ставит перед собой в  той или иной деятельности.

     Организованный  характер деятельности – человек  готовиться быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно  направляет своё внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы.

     Устойчивость  – внимание продолжается более или  менее длительное время и зависит  от задач или плана работы, в  которых мы выражаем наше намерение.

     Причины, обуславливающие произвольное внимание:

     Интересы  человека, побуждающие его к занятию  данным видом деятельности;

     Осознание долга и обязанности, требующие  как можно лучше выполнить  данный вид деятельности.

     Ряд психологов выделяют ещё один внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и  требует первоначальных волевых  усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и  значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным.

     Все свойства внимания (объём, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чём-либо сосредотачиваться. В случае необходимости  старшие подростки могут без  особых усилий  переключать внимание. Возрастает так же способность к  его распределению. Поэтому подростки  иногда не хуже взрослых справляются  с работой, требующей данного  качества внимания.

     Хотя  волевое управление вниманием в  старшем подростковом возрасте достигает  значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка  ещё могут быть срывы. Развитие произвольного  внимания у старших подростков сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая  смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

 

     2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся

     2.1 Описание выборки  методов исследования 

     Целью нашей исследовательской работы стало изучение гендерных различий произвольного внимания старших подростков. В эксперименте приняло участие 24 обучающихся (16 девочек, 8 мальчиков) старшего школьного возраста.

     Исходя  из цели нашего исследования, перед  нами были поставлены следующие эмпирические задачи:

     - подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение особенностей произвольного внимания подростков;

     - выявить гендерные особенности произвольного внимания у старших подростков.

     Тест  Тулуз-Пьерона

     У всех на листочках в левом верхнем  углу нарисованы три квадратика. Это – квадратики - образцы. С ними нужно сравнить все остальные квадратики, которые нарисованы на бланке. После разбора инструкций учащиеся выполняют эту работу на тренировочной строчке бланка. Теперь на каждую строчку дается 1 минута. Испытуемые начинают работать по сигналу, выполняя работу 10 минут и каждую минуту переходя на новую строчку.

     В психологической характеристике скорость выполнения теста Тулуз- Пьерона обозначается как «скорость переработки информации», а точность выполнения – как «внимательность».

     Фактор  СКОРОСТИ определяется по формуле: сумму  всех обработанных значков разделить  на 10.

     Фактор  ТОЧНОСТИ определяется по формуле: из суммы всех обработанных значков  вычесть сумму ошибок и разделить  получившееся число на сумму всех обработанных значков.

     Оценка  результатов теста:

                Скорость             Точность

     Высокая- 70 и выше   Высокая- 0.98- 1 

     Хорошая- 55- 69    Хорошая- 0.96- 0.97 

     Средняя- 45- 54    Средняя- 0.93- 0.95 

     Слабая- 0- 44    Слабая- 0.91- 0.92 
 

     2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного внимания старших подростков 

Информация о работе Гендерные особенности внимания