Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Актуальность нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми.
Введение 3
1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся 7
1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 7
1.2 Понятие и особенности внимания 19
2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся 24
2.1 Описание выборки методов исследования 24
2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного
внимания старших подростков 25
Заключение 29
Литература 31
Приложение 33
По параметру «психологическая адаптированность личности» в биполярной модели выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных черт для женщины отражает наибольшую психологическую их адаптированность, а в мультиполярной модели индивиды, обладающие выраженными характеристиками, строго соответствующими их полу, не обнаруживают высокий уровень психологической адаптированности.
По параметру «количество типов психологического пола» в биполярной модели объектом изучения являются два психологических пола: мужской и женский, а в мультиполярной модели объектом изучения являются не два, а существенно большее количество идентичностей, например, пять: мужская, женская, трансексуальная, гомосексуальная, лесбийская.
Именно
в системе социально-
Во-вторых,
в социальной психологии давно включена
и активно разрабатывается
В-третьих,
в таких традиционных разделах социальной
психологии, как «психология больших
групп», «психология межгрупповых отношений»,
«психология общения и
Таким образом, «…предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология – это та удобная «дверь», через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки» [17, с. 52].
Третий этап теоретического обоснования психологии гендерных отношений, как нового научного направления включал определение предметной области этого направления.
Предмет психологии гендерных отношений понимается как закономерности проявлений дифференциации ролей и иерархичности статусов субъектов отношений в сфере межполового взаимодействия. Данная формулировка предмета психологии гендерных отношений задается предметной областью гендерного направления в сфере научного знания, которая в свою очередь вытекает из содержания понятия «гендер». В современной отечественной литературе утвердился перевод термина гендер такой смысловой фразой, как «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские».
Так
как в большинстве социальных
контекстов роли мужчин и женщин дифференцированы,
а их социальные статусы иерархично
выстроены, то возникает проблема исследования
причин и следствий данной дифференциации
ролей и иерархичности
Четвертый этап теоретического обоснования возможности существования психологии гендерных отношений включал раскрытие базовой методологии изучения гендерных отношений.
В социальной психологии в настоящее время все большее значение приобретает социалъно-конструкционистская парадигма, которая в гендерно- ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера. Эта теория основана на таких постулатах:
1) гендер конструируется социальными институтами в процессе социализации;
2) гендер конструируется (строится) и самими индивидами на уровне их сознания (посредством гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них в одежде, внешности, манере поведения и т.п.
Пятый этап теоретического обоснования психологии гендерных отношений включал выделение его структуры и определение основных понятий и феноменов.
Структура психологии гендерных отношений как направления представлена четырьмя уровнями проявления гендерных отношений: на уровне общества (макроуровень), межгруппового взаимодействия (мезоуровень), межличностного взаимодействия (микроуровень) и на внутриличностном уровне. Основанием выделения этих четырех уровней явилось предметное содержание социальной психологии: «Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия».
Гендерные отношения – это разновидность социально-психологических отношений, следовательно, закономерности, присущие всем социально-психологическим отношениям, распространяются и на гендерные отношения. В таблице 3 приводится перечень видов гендерных отношений и соответствующих им гендерных характеристик.
Анализ особенностей проявления гендерных отношений осуществлялся на каждом из четырех уровней социальной реальности, при этом гендерные отношения изучались в объективном и субъективном аспектах их проявлений, т.е. как реальные практики и модели межполового взаимодействия, и отражение этих отношений в виде гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок и особенностей гендерной идентичности личности.
На макроуровне субъектами гендерных отношений с одной стороны, являются группы мужчин и женщин, как большие социальные группы (гендерные группы), а с другой стороны, государство, как социальный институт, регламентирующий гендерные отношения на законодательном и исполнительном уровнях.
Соотношение
видов гендерных отношений и
соответствующих им гендерных характеристик:
На макроуровне: "группы мужчин и женщин - общество (государство)", отношения типа "личность (мужчины или женщины) - общество (государство)" вид гендерных отношений общественный, в качестве гендерных характеристик – гендерные представления.
На мезоуровне: отношения типа "группа - группа" (отношения между группами мужчин и женщин) вид гендерных отношений межгрупповой, в качестве гендерных характеристик – гендерные стереотипы.
На микроуровне: отношения типа "личность - личность" (межличностные отношения между представителями разного пола) вид гендерных отношений межгрупповой, в качестве гендерных характеристик – гендерные стереотипы.
На микроуровне: отношения типа "личность - личность" (межличностные отношения между представителями разного пола) вид гендерных отношений межгрупповой, в качестве гендерных характеристик – гендерные установки.
На внутриличностном уровне: отношения типа "Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы" вид гендерных отношений – самоотношение, в качестве гендерных характеристик – гендерная идентичность.
Специфика отношения между государством и каждой из гендерных групп находит отражение в государственной социальной политике, которая определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией.
Специфика проявления гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.
Как нам представляется, основной формой проявления гендерных отношений на макроуровне является гендерный контракт. Доминирующим контрактом для женщин в советском обществе был контракт работающей матери, который предопределял три основные социальные роли женщин как членов общества: «труженицы», «матери», «хозяйки». Гендерный контракт советского государства с мужской частью страны представлен контрактом: «труженик - воин-защитник», который предопределял две основные социальные роли мужчин: «труженика» и «солдата». Исследования показали, что типичная модель гендерных отношений, существовавшая в советской России, соответствует теоретической модели «доминантно-зависимых» отношений. В системе гендерных отношений в советский период государство занимало доминирующую позицию и играло ведущую роль, гендерные группы – подчиненную. В постперестроечный период в связи с отсутствием четко сформированной политики государства в отношении групп мужчин и женщин сложно выделить типичную модель гендерных отношений.
Присущие субъектам этого уровня отношений гендерные представления имеют две основные разновидности: патриархатные (традиционные) и эгалитарные. В патриархатных представлениях отражена суть традиционной гендерной идеологии о том, что именно женщины, независимо от социальной ситуации в стране, должны нести груз хозяйственных семейных забот и отвечать за благополучие детей, т.е. выполнять роли матери и хозяйки. Сохранялась, естественно, и роль работницы. Для мужчины главными социальными ролями являются внесемейные роли, хотя по отношению к семье мужчина должен исполнять роль добытчика.
На мезоуровне (межгрупповое взаимодействие) анализ гендерных отношений осуществлялся в системе групп однородных по половому признаку, т.е. субъектами гендерных отношений являются группа мужчин и группа женщин. Специфика проявлений гендерных отношений заключается в следующем: во-первых, в ситуации межполовых контактов конкретные практики взаимодействия формируются, в первую очередь, под влиянием зафиксированных в сознании субъектов обобщенных образов мужчин и женщин. Под воздействием этих образов и формируются модели межполовых отношений. Во-вторых, особенность подхода к гендерным отношениям этого уровня заключается в том, что взаимодействующие мужчины и женщины рассматриваются не как индивидуальности, а как представители гендерных групп. На таком уровне взаимодействия индивидуальные различия нивелируются, а поведение унифицируется в пределах конкретной гендерной группы. Наиболее распространенная классификация ситуаций, где именно групповые, а не личные характеристики взаимодействующих субъектов выступают на первый план, включает два вида: кратковременное социально-ситуационное общение и деловое взаимодействие.
«Отличительной особенностью гендерных отношений в деловом взаимодействии, т.е. в профессиональной сфере, является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчины во всем мире достоверно чаще занимают более высокие статусные позиции по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Неравноправие женщин с мужчинами в сфере производственных (деловых) отношений может быть представлено как основная характеристика гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия. Это находит отражение в феномене профессиональной сегрегации» [7, с. 132].
Исследование гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия позволяет говорить о том, что здесь основной моделью также является доминантно-зависимая модель отношений, причем доминирующую роль выполняет группа мужчин. Субъективная составляющая гендерных отношений межгруппового уровня взаимодействия представлена гендерными стереотипами.
Гендерный стереотип маскулинности – феминности изменяется в сторону сокращения межполовой дифференциации за счет появления в образе типичной женщины тех качеств, которые традиционно приписываются мужчинам. Эти качества относятся к волевой сфере и связаны с личностной самоорганизацией.
На уровне межличностных отношений (микроуровень) субъектами являются мужчины и женщины. Семейные отношения между мужем и женой являются наглядным примером для рассмотрения моделей межличностных гендерных отношений. С одной стороны, здесь наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям. С другой, в супружеских отношениях наиболее явно представлена специфика гендерных отношений, заключающаяся в различных социокультурных предписаниях к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Специфика проявлений межличностных гендерных отношений со стороны супругов находит отражение в феномене полоролевой дифференциации в семье. Результаты изучения супружеских отношений показали, что в системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в двух основных моделях; партнерской и доминантно-зависимой. При доминантно-зависимом типе гендерных отношений возможны два варианта: в одном случае доминирующую роль в семейных отношениях играет муж, а другом – жена. По результатам исследований женщины в супружеских отношениях существенно чаще, чем мужчины, занимают доминирующую позицию.
В гендерных установках находят отражение обобщенные знания о специфике гендерной роли, эмоциональное отношение (принятие или непринятие) моделей и форм поведения в рамках этой роли и готовность к демонстрации в поведении конкретных практик, соответствующих этой роли. В исследовании было получено подтверждение статистически значимой взаимосвязи типа гендерных установок и особенностей гендерных отношений в семье. Супруги, разделяющие традиционные гендерные установки, реализуют в повседневной жизни семьи дифференцированный по полу вариант распределения домашних обязанностей, а также вариант принятия решений в семье, при котором вопросы, связанные с организацией повседневной жизни семьи, как правило, решаются женами. Эти гендерные установки предопределяют доминантно-зависимую модель гендерных отношений в семье.